Найти тему
Хроники Баевича

Психология бильярда. Игрок в ударе. Часть 2 Состояния подобные феномену "игрок в ударе". Глава 8 Инсайт.

§ 1. Инсайт в психологии.
В литературе можно найти несколько определений Инсайта. Одно из них звучит так:
Инсайт - мгновенное решение клиентом (пациентом) проблемы, что обеспечивает переход к новому пониманию, прежде не осознаваемых связей между настоящим и будущим, в соответствии с которой (проблемой) сразу же меняется характер поведенческих реакций.
Глубина Инсайта может быть различной.
Первый уровень - преимущественно интеллектуальное понимание, т.е. в сознании клиента возникает связь между его состоянием и психотрав-мирующим фактором.
Второй уровень - осознание клиентом связи между патогенной" ситуацией и особенностями личности, позволяющей прояснить существование и содержание внутриличностного конфликта.
Третий уровень - осознание связи между стереотипами личностного реагирования и внутриличностным конфликтом (психологической защитой), связанными с нарушенной системой отношений, сформировавшейся в процессе развития личности на разных жизненных этапах, под воздействием социума.
Инсайт (от англ.) - проницательность, проникновение в суть.
Инсайт не возникает сразу у клиента (пациента), а является результатом проработки проблемы в процессе психотерапии (клиентом совместно с психотерапевтом).
Другими словами, клиент приходит на психотерапию не только со своей проблемой, но и с её решением. Решение проблемы клиента происходит в процессе Инсайта (озарения) при помощи психотерапевта, роль которого только направлять клиента, ничего ему не подсказывая и не советуя.
Другое определение Инсайта:
Инсайт - внезапное понимание, «схватывание» отношений и структуры проблемной ситуации, нахождение решения задачи.
Правильное поведение (научение) путём Инсайта было открыто В.Кёслером в исследовании поведения обезьян в различных проблемных ситуациях (1910 г.).
Проблемы, которые учёные ставили перед обезьянами (как правило, доставание вкусной пищи) могли быть решены только в результате нахождения «обходного пути», применения каких-либо подручных средств.
В некоторых случаях наблюдалось как, после длительных бесплодных попыток решения проблемы, обезьяна переключалась на другую деятельность и во время манипуляций с подручными предметами неожиданно находила те средства, которые требуются для успешного решения отложенной задачи и, которые она уже использовала. Иногда обезьяна находила решение проблемы после периода полного бездействия. Кёслер интерпретировал это поведение как действие интеллекта, состоящее структурировании зрительного поля восприятия в соответствии с проблемной ситуацией, в результате которого достигается внутреннее связывание её элементов и, безразличный, до сих пор, объект приобретает функциональную ценность, становясь временным орудием.
Понятие Инсайта, кстати, стало одним из ключевых в гештальт-психологии.
Гештальт-психолог К.Дункер использовал Инсайт для описания такого типа человеческого мышления, при котором решение происходит не в результате восприятия отдельных частей, а путём мысленного постижения целого. Особое значение он предавал мгновенности возникновения понимания целого, осмысленности гипотез в процессе поиска решения.
Некоторые вопросы и методы гештальт-психологии мы рассмотрим в отдельной главе.
Думаю, что сделать это необходимо для понимания возникновения состояния «в ударе», если рассматривать это состояние, как Инсайт.
Тем более, что само понятие «Инсайт», введено гештальт-психологией.
Но, причём здесь бильярд? - спросите Вы.
Как связан Инсайт с бильярдом?
Думаю, что состояние «игрок в ударе» и Инсайт имеют много общего, как по внезапности возникновения, так и по интенсивности переживания.
В общем, всё логично. Если Природа «открывает» человеку его ресурсы через Вдохновение, Интуицию, Пиковое состояние, то этот «выход» осуществляется и через Инсайт.
Если мы поймём, как «включается» Инсайт, то, может быть, мы поймём, как «включается» состояние «игрок в ударе». Поговорим об этом в конце этой главы.
После работ К.Дункера понятие Инсайта было применено к описанию мышления человека в изучении научного творчества. В этом контексте Инсайт - одна из основных стадий индивидуального творческого мышления.
Г.Уоллес (1926 г.) впервые разделил творческий процесс на стадии подготовки, инкубации, Инсайта (озарения) и проверки найденного решения.
Инсайт представляет собой «попадание» решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания.
Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности.
Наиболее яркими примерами Инсайта являются открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре.
Инсайт используется в различных областях психологии.
Инсайт в психоанализе - это способность менять свои собственные мотивы, сознавать собственную психо динамику, понимать смысл символического поведения. В психоанализе различают интеллектуальный Инсайт и эмоциональный Инсайт.
Эмоциональный Инсайт - это способность ощутить и полностью постичь значение «бессознательного» и его символических проявлений.
Интеллектуальный Инсайт обычно классифицируют, как защиту, так как он (Инсайт) позволяет человеку принимать и держать под контролем те стороны самого себя, от которых он по-прежнему остаётся отчуждённым.
С другой стороны, эмоциональный Инсайт является свидетельством свободы от отчуждения и «прибывания в контакте с бессознательным».
Цель психоаналитического лечения иногда определяют как достижение Инсайта, хотя сам З.Фрейд никогда не использовал такую формулировку, отдавая предпочтение тому, что цель психоаналитического лечения - сделать бессознательное сознательным.
Инсайт в психотерапии представляет собой слияние эмоциональных переживаний пациента (клиента) в условиях настоящего времени («здесь и сейчас»), с учётом предшествующих причин, событий, последствий, имеющегося у него дезадаптивного жизненного стереотипа.
В психотерапии Инсайт рассматривается как процесс установления зависимости между жизненными событиями и психологическими реакциями. Инсайт связан с обнаружением значения, которое клиент придаёт внешнему окружению и внутренним ощущениям.
Дезадаптивный - неприспособленный (эмоциональная отгороженность, ослабление нормальных связей)
В психодинамической психотерапии Инсайт - это ориентированные беседы, начинающиеся с анализа симптомов, затем акцент переносится на эмоциональные состояния, осуществляется переход к Инсайту и, с учётом связи эмоциональных состояний и жизненной ситуации, далее к личностным стереотипам и представлениям, которые создали данную жизненную ситуацию, и, наконец, - к опыту раннего детства.
При клиент-ориентированной (реконструктивной) психотерапии расширение сферы сознания происходит, в частности, вследствие Инсайта, нового понимания прежде неосознаваемых связей между настоящим и прошлым в особенностях представлений, переживаний и поведения. Достигаемая при этом глубина Инсайта может быть различной.
§ 2. Инсайт в науке. Пример А.Пуанкаре.
Приоритет в описании явления Инсайта (без употребления самого термина) по праву принадлежит французскому математику и теоретику научного творчества Анри Пуанкаре.
Ещё в конце девятнадцатого века Пуанкаре сделал перед Парижским психологическим обществом доклад «Математическое творчество», в котором проанализировал специфику математических способностей и описал на собственном примере особенности возникновения научных открытий.
По признанию А. Пуанкаре, многие оригинальные идеи, впоследствии выдвинувшие его в ряды выдающихся математиков, пришли к нему вовсе не в ходе целенаправленной умственной деятельности за письменным столом, а в совершенно неожиданных обстоятельствах: одна - на подножке автобуса, вторая - во время прогулки по берегу моря, третья - на бульваре.
Однако, появлению каждой новой идеи предшествовал долгий этап подготовительной работы, - как сознательной, так и бессознательной.
Вот, что рассказывал А. Пуанкаре: «То, что Вас удивит прежде всего, это видимость внутреннего озарения, являющаяся результатом длительной неосознанной работы; роль этой бессознательной работы в математическом изобретении кажется мне несомненной. Часто, когда работают над трудным вопросом, с первого раза не удаётся ничего хорошего, затем наступает более или менее длительный период отдыха, и потом снова принимаются за дело. В течение первого получаса дело вновь не двигается, а затем вдруг нужная идея приходит в голову».
Пуанкаре делает предположение, что отдых-лишь видимый, на самом деле этот «отдых» заполнен бессознательной работой. Эта бессознательная работа приносит плоды, лишь когда ей предшествует период сознательной работы. Вдохновение - не дар небес, а результат труда, и порой огромного, но не всегда видимого и даже осознаваемого.
Зачем нужен второй период сознательной работы после озарения? «Нужно использовать результаты этого озарения, вывести из них непосредственные следствия, привести в порядок доказательство. Но особенно необходимо их проверить.
Я уже говорил о чувстве абсолютной уверенности, которое сопровождает озарение, в рассказанных случаях оно не было ошибочным, но следует опасаться уверенности, что это правило без исключения; часто это чувство нас обманывает, не становясь при этом менее ярким, и заметить это можно лишь при попытке строго сознательно провести доказательство».
И далее Пуанкаре пишет: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идёт о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и формул, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем - настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство! Получается, что полезные комбинации - те, которые больше всего воздействуют на это врождённое чувство математической красоты. Можно ли развить это чувство? По сей день психология не может дать ответа на этот вопрос.
...Так или иначе, эстетическое чувство играет роль своеобразного фильтра, отсеивающего неправильные комбинации идеи.
Если такого фильтра нет, то математические задачи не могут решаться, и человек не способен стать математиком-творцом.
В известном смысле математическое творчество сходно с поэтическим. Стихотворение не приходит в голову поэта целиком, чаще всего - это лишь строчка, возникшая словно из подсознания. Потом один за другим следуют периоды сознательной и бессознательной работы, пока поэтический фильтр не отсеет неправильные (некрасивые) комбинации слов и на бумагу не лягут нетленные строки. Впрочем, у математиков на сей счёт особое мнение».
§ 3. Инсайт в психотерапии.
По мнению представителей самых разных психотерапевтических школ, в результате Инсайта происходит постижение неосознанных мотивов и причин патологического поведения, что признаётся важным шагом к выздоровлению. Другими словами, если Вы, в результате Инсайта, поняли в чём корень Вашей психологической проблемы, то Вам становится легче. Так как проблем психологического плана может быть много, то и Инсайтов тоже может быть огромное количество. Для понимания каждой проблемы - свой Инсайт.
Об Инсайте в психоанализе мы уже говорили, хочется лишь добавить, что состояние Инсайта здесь соотносится со своего рода прозрением, основанном на постижении смысла бессознательных процессов и сил, действующих в глубинах психики.
Подобное состояние достигается в процессе аналитической терапии и позволяет клиенту (пациенту) радикально пересмотреть доминирующий в его жизни образ мышления и действия.
В середине двадцатого века в психоаналитической литературе развернулась настоящая полемика по вопросам Инсайта, послужившая толчком к выявлению механизмов его возникновения. О роли Инсайта высказывались различные мнения. Одни психоаналитики считали, что Инсайт является не лечебным фактором, а признаком лечения. Другие считали, что Инсайт не может проявляться без других динамических изменений, но без него (Инсайта) терапия носит ограниченный характер и не имеет отношения к психоанализу.
Как мы уже поняли Инсайт представляет собой особое явление, во время наступления которого человек внезапно для самого себя начинает осознавать истинную сущность актуальной для него проблемы и находит наиболее подходящие пути её решения. Можно сказать, что человек, находясь в состоянии Инсайта, познаёт сам себя, начинает мыслить более качественными и эффективными стереотипами.
Основная задача Инсайт-терапии (есть и такая школа психотерапии) состоит в оказании помощи человеку по избавлению от старых стереотипов мышления и неэффективного поведения, а также в создании новых моделей поведения и выработке стратегий решения жизненных проблем.
Инсайт-терапия способствует быстрому избавлению человека от навязанных обществом защитных моделей поведения, повышению качества жизни человека, а также более глубокому познанию образа собственного «я».
Выше мы давали определение интеллектуального Инсайта.
Многие психологи считают, что один только интеллектуальный Инсайт не позволяет человеку избавиться от насущных проблем, так как он (Инсайт) не способствует проявлению эмоциональных и поведенческих изменений.
Интеллектуальный Инсайт даёт человеку понимание своей проблемы, что не гарантирует того, что он будет иметь стимул и желание избавиться от этой конкретной проблемы.
В реальности всё не так просто. Если бы простое получение информации автоматически избавляло человека от проблем, то ему было бы достаточно прочитать психиатрический анализ своей проблемы.
Поэтому, чтобы Инсайт-терапия «работала», процесс терапии должен быть в большей степени эмоциональным, чем интеллектуальным.
Видение причины своих проблем в прошлом недостаточно для излечения, более важным является ощущение человеком собственных чувств и действий в настоящем времени.
Многие люди рассматривают Инсайт-терапию как процесс достижения интеллектуального прозрения, и это так только отчасти, ибо без прозрения эмоционального, выраженного во «вхождении» человека в контакт со своим подсознанием, необходимый эффект терапии не будет достигнут.
В этой связи можно рассмотреть следующий пример: представьте девушку, которая рассталась с парнем; каждый день теперь превратился для неё в настоящую эмоциональную пытку. Вдруг, в один прекрасный день, она открывает дверь и видит перед собой этого парня. Что происходит в этот момент?
Девушка видит причину своих страданий (результат аналогичен интеллектуальному прозрению). Но разве становится ей от этого легче? Конечно, нет! Более того, её боль станет ещё невыносимее, так как сердечные страдания ещё не улеглись. Так, как же девушке избавиться от своей проблемы? Ей необходимо «отпустить» своё прошлое, освободиться от переживаний на эмоциональном уровне (эмоциональное прозрение), только тогда её жизнь изменится к лучшему, а сердце будет открыто для новых знакомств.
Или, другой пример: мужчина с женщиной, после долгих лет совместной жизни, развелись. Не будем анализировать причину развода, скажем лишь, что их совместная жизнь уже была невыносима для обоих. После развода оба находятся в ужасном психологическом состоянии (на грани депрессии). И вот, через какое-то время эти оба начинают звонить друг другу (или даже встречаться), т.е. поддерживают эмоциональный контакт.
Создадут ли они новые счастливые семьи?
Ответ - нет!
Это очень распространённая ошибка большинства разведённых пар в России - поддерживать эмоциональные отношения после развода. Как показывает психологическая практика, повторные отношения между бывшими супругами - это путь в никуда. Я не знаю случаев, когда пара вновь становилась счастливой.
Вместо того, чтобы «отпустить» друг друга в «свободное плавание», люди продолжают играть в «мужа и жену».
Инсайт-в-действии представляет собой интеграцию поведенческого, эмоционального, межличностного, воображаемого обучающего опыта и достигается он посредством работы различных типов обучения действием.
Инсайта-в-действии невозможно достичь лишь изучая психические процессы, основываясь на анализе и субъективном наблюдении собственного сознания, когда человек пассивно сидит в кабинете психотерапевта. Главное условие достижения Инсайта-в-действии - это осуществление человеком действия, независимо от характера действия. Абсолютно неважно, двигается человек, жестикулирует или, просто стоя смирно, тянет вверх руки и произносит слова - он совершает действие, а значит, имеет шанс достичь состояния Инсайта.
Инсайт-в-действии - позволяет человеку взглянуть как бы внутрь себя, понять свою истинную сущность, достичь внутреннего самопознания в противовес навязываемой обществом «реальности».
Каждый, кто хоть раз испытывал состояние Инсайта-в-действии, описывает его по-разному. Одни утверждают, что совершенно внезапно для них открылись абсолютно иные грани восприятия и мироощущения, разум стал чистым, и они начинали видеть каждую деталь в их жизни ясно и отчётливо. Другие говорят, что в момент Инсайта в их сознании начали всплывать один за другим прошлые эпизоды из их жизни. Только теперь это было настолько реалистично, что они начали понимать истинную сущность своих мотивов поведения, а также осознали свои потребности.
Инсайт-в-действии - описывается многими психологами как «вспышка озарения», внезапное нахождение ответов на давно мучавшие человека вопросы. Тем не менее, существуют люди, которые утверждают, что процесс Инсайта проявлялся у них не как мгновенное нахождение решения проблемы, а как последовательная череда открытий, происходящая на протяжении длительного промежутка времени.
Так как Инсайт может протекать как мгновенно, так и плавно, то и первые, и вторые оказываются правыми в своих ощущениях.
Инсайт-в-действии необходимо рассматривать как процесс, во время которого человек всё в большей степени осознаёт и понимает события и ощущения всей своей жизни.
По своей сути Инсайт-в-действии очень близок к катарсису и рассматривается в качестве определённого способа высвобождения из области подсознательного идей и мыслей человека.
В процессе катарсиса внезапное озарение происходит одновременно, либо следует за проявлением аффекта.
Катарсис - эмоциональное сильнейшее потрясение, которое явилось результатом не произошедших в реальной жизни событий, а их символическим отображением.
§ 4. Достижение Инсайта-в-действии.
Процесс достижения Инсайта-в-действии состоит из четырёх стадий: подготовки, «созревания», озарения и проверки.
На первой стадии происходит драматизация ситуации, в которой скрыта проблема, являющаяся отображением реальной стороны событий.
На второй стадии, содержащая проблему ситуация исследуется и начинается процесс выражения фрустрации".
На третье стадии, происходит возникновение новых Инсайтов, и достигается конечная цель этой стадии - нахождение решения существующей проблемы.
На четвёртой стадии, Инсайт проходит проверку реальными жизненными ситуациями.
Самым лучшим методом достижения Инсайта является создание условий, в которых естественным путём будут сниматься защитные сопротивления, а спонтанные действия будут поощряться.
Скрытые возможности (ресурсы) человека смогут проявиться только тогда, когда он сможет следовать своим глубоким искренним побуждениям, свободно выражать свои мысли, действовать так, как он хочет и всегда оставаться честным с самим собой. Тогда информация, значимая для человека в прошлом, сможет трансформироваться в информацию, значимую сегодня.
Если человек будет выполнять какие-либо действия против своих истинных желаний, чем будет обманывать самого себя, то состояние Инсайта не будет достигнуто.
Отличием метода «Инсайт-в-действии» от других методов психотерапии является тот факт, что данный метод происходит от двух абсолютно различных состояний - вовлечённости и отстранённости. О чём идёт речь?
Несмотря на то, что во время Инсайта стимулируется эмоциональное вовлечение человека и ощущение его, как субъекта, в то же время происходит отстранение и самонаблюдение (рефлексия*), он как бы начинает смотреть на самого себя со стороны.
Другими словами, в процессе Инсайта человек сначала осознаёт своё существование, а после этого начинает абстрагироваться от своего физического тела и наблюдает за тем, что он чувствует в этот момент времени.
Инсайт-в-действии построен на обучении, не через разговор, а через движение, посредством открытого поведения.
§ 5. Как «работает» Инсайт? Инсайт-терапия.
«...человек испытывает озарение, скорее относящееся к категории воспоминаний, но отличное от последнего тем, что формируется не просто мысленный образ, но и все ощущения различных модальностей (образы, мысли, чувства), присущие тому воспоминанию» (Википедия).
Первая часть этого определения отвечает на вопрос: «Что такое Инсайт?»
Вторая часть расшифровывает то, как Инсайт «работает».
Как же работает «Инсайт»?
Ответ: «Инсайт «озаряет» знакомые ощущения, мысли, образы и чувства».
Когда человек подходит к состоянию Инсайта, то в его памяти начинают всплывать мысли и переживания, послужившие формированию защитной модели поведения в прошлом.
Именно в этот момент человеку становятся очевидны причины его проблемы, а значит, именно в состоянии Инсайта он может выработать лучшую модель поведения, которая поможет справиться с насущными проблемами. Для этих изменений необходима энергия.
Откуда у человека, прошедшего состояние Инсайта, берётся такое количество энергии?
Эта энергия была внутри него всегда, только она всё это время была блокирована, вследствие навязанных стереотипов и жизненных шаблонов. Исходя из этого, следует рассматривать пользу Инсайт-терапии для человека, ведь без неё (Инсайт-терапии) человек способен применить только 20-30% от всех своих талантов и потенциала.
Во время сеанса Инсайт-терапии человек одновременно испытывает озарение (нахождение решения проблемы), небывалое ранее высвобождение энергии (стремление двигаться вперёд, добиваться успеха) и сильнейший эмоциональный всплеск от осознания своего потенциала (внутренних ресурсов). После сеанса Инсайт-терапии мозг и тело человека получают большую взаимосвязь, изменяя систему видения человеком самого себя.
Внутри личностный конфликт (такой большой таракан в голове) неизбежно выходит на уровень сознания, если человек не раскрывает собственные таланты и не реализует свой потенциал. Со временем он вырабатывает, основанную на защитных стереотипах, соответствующую защитную модель поведения, и его потенциал становится для него недоступным.
Внутренний конфликт, как результат нереализации собственного потенциала, рано или поздно переходит на уровень физического тела, и человек начинает испытывать не только психологический, но и физический дискомфорт (начинает болеть).
Если человек пытается не замечать существующую проблему (именно так поступает, к сожалению, большинство людей), то она переходит на уровень сознания.
Что мы понимаем под внутренним конфликтами? Внутренние конфликты весьма разнообразны, имеют свои причины и отражаются на работе различных органов человека. Например, страх человека перед увольнением и необходимостью заниматься другой работой может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
Конфликт между стремлением человека к самореализации и страхом встречи неодобрительных отзывов со стороны общества может вызвать хронический гастрит.
Переживания человека относительно своей постоянной не везучести проявляются в нарушениях работы печени.
Постоянные противоречия между желанием быть самим собой и попытками понравиться окружающим, становятся причиной сердечных заболеваний. Короче говоря, примеров можно привести очень много.
Проблема большинства современных людей заключается в том, что они строят образ собственного «я» не посредством физиологии (что вполне логично), а опираясь на мнение социума (родственников, друзей, государства и т.д.) и правил, принятых тем же социумом. Грубо говоря, человек пытается соответствовать ожиданиям других людей, что абсолютно не правильно.
Как человек может понять, что придуманный им образ собственного «я» является навязанным ему другими людьми?
Очень просто. Такой человек через какое-то время начнёт жаловаться на свою судьбу, обвинять всех кругом в своих неудачах, будет не удовлетворён своей жизнью. Я таких людей называю «психологическими вампирами», высасывающими энергию из окружающих, постоянно напрашивающихся на положительное подкрепление, вместо того, чтобы взять ответственность за свою жизнь на себя.
Человеку, решившему изменить свою судьбу, необходимо проанализировать образ собственного «я», который имеется у него сейчас, а именно - собственные защитные стратегии поведения, навязанные ему извне, открыв тем самым свои заблокированные возможности и таланты.
Однако, открыть эти возможности не так-то просто, это требует определённого мужества и готовности внести изменения в свою жизнь.
Для того, чтобы успешно применять Инсайт-терапию, необходимо знать основные идеи этого метода:
Во-первых, для открытия спрятанных глубоко внутри человека талантов (внутренних резервов) необходимо нечто большее, чем усилие воли. «Нечто большее» - это может быть внутренний конфликт между стремлением изменить свою жизнь к лучшему и старыми привычками поведения.
Чем больше стремление человека изменить свою жизнь, тем труднее для него будет мириться с неудовлетворённостью собственной жизни.
Во-вторых, обращение человека к более высокой ступени своего сознания, способствующей преодолению защитных механизмов, а также получению доступа к заблокированным ресурсам (талантам, возможностям).
В-третьих, разум и тело должны быть задействованы совместно, в рамках одной информационной системы.
В-четвёртых, понимание человеком собственного бессознательного образа на телесном и духовном уровнях, способствует возникновению
у него осознанного переживания своей ценности и внутренней цельности.
В-пятых, во время проведения Инсайт-терапии человек достигает состояния, называемого «активным интеллектом», которое, в конечном итоге, переходит в состояние «тотального инсайта».
При «тотальном инсайте» происходит максимальный всплеск творческой активности, который длится лишь мгновение и происходит внезапно, подобно вспышке. Тем не менее, времени пребывания человека в состоянии «тотального инсайта» достаточно для того, чтобы интуитивная информация прошла уровни бессознательного, сознательного и подсознательного, что позволит ему впоследствии пользоваться данной информацией даже после того, как вспышка озарения угаснет.
§ 6. В чём суть работы психолога? Инсайт.
Один из основных вопросов психологии звучит так:
Что именно приносят позитивные перемены в процессе психологической работы?
Этот вопрос стоит не только перед практикующими психологами, но и перед каждым, кто решил встать на путь саморазвития.
Вопрос этот не такой простой, как кажется на первый взгляд.
Ещё со времён Зигмунда Фрейда, считалось, что основой любой перемены является Инсайт-озарение (выше мы давали несколько определений инсайта; вообще, существует около двадцати
определений этого понятия), в котором понимание корней проблемы тесно связано с личным опытом клиента (пациента).
Приведём ещё одно определение этого понятия.
Инсайт - это проницательность, проникновение в суть. При Инсайте происходит внезапное усмотрение сути проблемной ситуации.
Переживание Инсайта знакомо практически любому человеку. Инсайты случаются с людьми почти ежедневно в рамках какой-либо деятельности. Эта деятельность настолько разнообразна, насколько разнообразна сама жизнь. Поэтому Инсайтов случается бесчисленное количество.
Инсайтом может быть, например, понимание сути сложного движения в танце, прозрение в доказательстве запутанной теоремы и прочие подобные бытовые откровения, когда причудливая мозаика проблемы вдруг собирается в целостную картину.
Принципиальное значение в состоянии Инсайта имеет личный практический опыт. Однако, Инсайт может «случиться» только тогда, когда накопится некая «критическая масса понимания». В тот момент, когда «критическая масса» набрана, происходит «квантовый скачок сознания» (если говорить в терминах квантовой физики).
То, что секунду назад было лишь догадкой, гипотезой, версией, неясным очертанием, становится внезапно совершенно очевидным.
В момент Инсайта исходный внутренний конфликт резко теряет свою силу, создавая ощущение исцеления (избавления, освобождения ).
Таким образом, возвращаясь к заголовку этого параграфа: «В чём суть работы психолога?», можно заключить следующее:
Специальным образом построенные отношения, терпеливый целенаправленный диалог, постановка вопросов с целью накопления «критической массы понимания», а затем, подведение к Инсайту (к осознанию) - именно это и есть главное в работе психолога.
Можно утверждать, что пока не произошло осознание проблемы - никаких изменений в жизни клиента не произойдёт.
Конечно, каждый знает, что решение любой задачи требует выполнения необходимых и достаточных условий.
Инсайт - это необходимое условие перемен, - это своеобразный трамплин, с которого можно «прыгнуть» в новую жизнь, а можно и не «прыгнуть». Сам по себе Инсайт не приносит реальных перемен. Для реальных перемен требуются практические действия (об этом мы говорили выше).
Практические действия являются достаточным условием перемен.
Если это не так, то вся психологическая работа остаётся пустым самообманом, который только усугубляет положение. Одно дело - понять, другое дело - осознать, и совсем иное - перестроить свою жизнь в соответствии с этим новым осознанием, т.е. жить без тараканов в голове.
Можно сказать, что это самый трудный момент в психологической работе, так как переход от теории к практике никогда не бывает простым. И
основное препятствие на этом пути - страх пациента, который не даёт сдвинуться и заставляет оставаться на месте (в привычном состоянии).
Психолог должен, как никто другой, понимать этот механизм. Он должен добиваться от клиента (пациента) реальных перемен. Но, должен это понимать и клиент, а также все те, кто самостоятельно пытается решить свои душевные проблемы. Если психологи стремятся достичь хотя бы Инсайта от клиента, то люди знакомые с психологией только по книгам, очень часто довольствуются пустым и бессмысленным пониманием. Понять что-либо про себя и свою жизнь - это ещё не есть осознание.
Осознание, как мы уже говорили, - это «квантовый скачок», это раскаяние и внутреннее решение не допускать в будущем тех действий, которые как выяснилось, не такие уж и верные, как казалось раньше.
Осознание выводит человека на путь просветления, на путь перемен!
И путь этот длиною в жизнь!
§ 7. Возможно ли избавиться от своих проблем самостоятельно?
Почему человеку бывает так сложно избавиться от своих проблем? Вопрос, как говорится, интересный.
Попробуем ответить на него используя пример из классической медицины.
В организм каким-то образом попала инфекция и имунная система тут же вступает с ней в борьбу. В данном случае мы имеем две вещи, которые необходимо разделить: саму болезнь и её симптомы.
Болезнь - это изначальная инфекция и зло именно в ней, а симптомы - это не болезнь, а способ, которым организм с нею борется. Что будет, если мы будет лечить симптомы? То есть, что будет, если сбить температуру, успокоить сердце, вколоть обезболивающее? Что произойдёт?
Всё очень просто. Инфекция (даже если это обычный грипп) - победит человека.
Лечить надо не симптомы, а причину этих симптомов, т.е. болезнь!
А симптомы ни в коем случае нельзя считать злом. Симптомы - они есть в самом чистом виде добро.
Симптомы - это инструменты выживания, которые необходимы человеку.
Симптомы - это сигналы, говорящие о том, что есть болезнь, которую и надо лечить. Не будет болезни, отпадёт необходимость и в симптомах. Но на практике всё происходит совершенно иначе.
Сплошь и рядом люди хотят избавиться от страхов, неуверенности в себе, истеричности. Но, господа хорошие, это же симптомы. Это только внешние проявления проблемы.
Проблема спрятана глубоко внутри, в области бессознательного. И пока она (проблема) остаётся там, в бессознательном, в тёмной глубине души -это мощный противовес, который не даёт сдвинуться с места.
Человек не может избавиться от страха, потому что видит (представляет) причину возникновения страха где-то вовне. А пойти к психологу, чтобы разобраться со своим страхом, он не хочет. («Я сам себе психолог» - распространённое мнение большинства россиян).
Проблему, в первую очередь, необходимо «вытащить» на свет (в сознание), и только потом с ней можно справиться.
Но, как мы уже говорили, человек не хочет принять ответственность за свою жизнь, потому что не умеет быть честным с самим собой, и потому всегда находит «отмазки», чтобы уйти от ответственности.
Даже когда человек тратит кучу сил для решения своих видимых проблем, в действительности, он вовсе не хочет их решать. И тогда получается очень странная ситуация, когда вроде бы всё делается для решения проблемы, но почему-то всё остаётся по-старому. Один симптом сменяется другим, расходуются силы, а пользы никакой. Получается замкнутый круг.
Вывод: Человеку так сложно решить свои проблемы, потому что он не хочет их решать. Человек не хочет быть честным перед собой, потому что страшно взглянуть на себя настоящего!
§ 8. Чем отличаются состояния Инсайта и «игрок в ударе» и чем они похожи?
Человек, играющий в бильярд и весьма далёкий от практической психологии, вполне резонно может задать вопрос:
«Зачем мне столько информации об Инсайте?»
Ответ может быть такой:
«Если состояние Инсайта очень схоже с состоянием «игрок в ударе», то, исследуя Инсайт, мы хоть на шаг продвинемся в понимании феномена «игрок в ударе». Если разные состояния имеют одинаковые признаки, то, скорее всего, они будут иметь одинаковые механизмы «запуска».
Если мы поймём (или, хотя бы попытаемся понять) механизм возникновения Инсайта (конкретно - Инсайта в психотерапии), то, возможно, поймём как «включается» особое состояние в бильярде - «игрок в ударе». Именно поэтому, я посвятил целую главу состоянию Инсайта, чем, возможно, утомил Вас.
Теперь, хотелось бы сравнить эти два состояния: Инсайт и «игрок в ударе».
Несмотря на то, что мы здесь говорили, в основном, об Инсайте в психотерапии, Инсайт, конечно, понятие более общее, чем состояние «игрок в ударе».
Инсайт может быть и в творчестве, и в науке, и в повседневной жизни, а «игрок в ударе» - это состояние бильярдиста.
В чём же схожесть Инсайта и состояния «игрок в ударе»?
На мой взгляд схожих факторов, характеризующих эти состояния, несколько.
Во-первых, как Инсайт, так и состояние «игрок в ударе» предполагает наличие собственного
 практического опыта. Что значит собственный опыт?
В бильярде понятно. Невозможно «быть в ударе», если Вы не знаете хотя бы азов этой игры. Об этом мы уже говорили. Причём, знания о бильярде должны быть не только теоретическими, но и практическими, т.е. необходимо уметь держать кий, бить по шарам, забивать их в лузы и т.д. Чем больше у Вас практического опыта, тем лучше.
Мы уже говорили, что состояние «в ударе» может «наступить» как у опытного игрока, так и у начинающего, общее здесь то, что и тот, и другой имеют достаточно информации о бильярде.
Теперь, что касается Инсайта. Тут, мне кажется, всё понятно. Необходимость собственного практического опыта вполне очевидна, ведь проблема Ваша.
Во-вторых, оба состояния («игрок в ударе» и Инсайт) проявляются в момент деятельности. Состояние Инсайта наступает в момент беседы психотерапевта с клиентом, в результате правильно построенного разговора. Тут необходимо оговориться, - Инсайт «случается» иногда и после сеанса психотерапии. Так же, может быть и наоборот, - клиент ходит на психотерапию, а Инсайта не происходит.
Очевидно, за результат психотерапии отвечает не только терапевт, но и клиент. Состояние «игрок в ударе», естественно «включается» в то время, когда Вы играете в бильярд.
В-третьих, думаю, что и бильярдист, и клиент (мы говорили об Инсайте в психотерапии) испытывают одинаковое желание задействовать внутренние резервы.
Без всякого сомнения, чтобы быть «в ударе» необходимо этого очень сильно хотеть. Я не говорю о том, что состояние «игрок в ударе» можно «включить» силой воли, но соответственное желание «быть» в этом состоянии - необходимо. Не будет подсознание задействовать все ресурсы, если нет команды, а команда - это, в первую очередь, желание.
То же самое можно сказать и об Инсайте.
Если Вы не хотите менять свою жизнь, если Вы не хотите брать на себя ответственность, если Вы не хотите задействовать свои внутренние ресурсы, то Инсайт не «случится».
В-четвёртых, как Инсайту, так и состоянию «игрок в ударе» свойственна внезапность появления.
Внезапность появления Инсайта обусловлена тем, что сознание, отвлечённое от решения проблемы, не совпадает с бессознательным, занятым как раз решением проблемы. В момент Инсайта решение из бессознательного попадает в фокус сознания и это происходит внезапно.
Любые проблемы всегда прорабатываются, анализируются и решаются на подсознательном уровне, а затем внезапно «всплывают» в сознании.
Думаю, что механизм внезапного «включения» состояния «игрок в ударе» совершенно другой.
В-пятых, наличие внутреннего конфликта. Бесспорно, Инсайт - это всегда решение какого-либо застарелого внутреннего конфликта (напомню, мы говорим о психотерапии).
А какой внутренний конфликт (конфликт между желанием и возможностью) у бильярдиста?
Внутренний конфликт у бильярдиста - это результат нереализации собственного потенциала, как игрока. То есть, желание быть классным игроком есть, а возможности реализации этого желания нет, - нет времени ходить в бильярдную каждый день, нет денег нанять хорошего тренера, нет средств купить личный кий. Вот и «сидит» у бильярдиста в голове такой большой «таракан» под названием внутренний конфликт. Этот «таракан» бильярдистом не осознаётся, так как находится в подсознании, хотя, время от времени этот «таракан» мешает спокойно жить.
А если учесть, что подобных «тараканов» у каждого полным-полно, то жизнь такого человека превращается в сплошное мучение.
Незаконченные прошлые ситуации, внутренние конфликты, незавершённые гештальты (как говорят в гештальт-терапии) должны быть так или иначе завершены. Вот тут-то и приходит на помощь бильярдисту его самый лучший друг -его подсознание. Чтобы убрать внутренний конфликт подсознание «включает» (активирует) состояние «игрок в ударе». Но, так как состояние «игрок в ударе» очень энергозатратное, то оно «даётся» игроку «в аренду» на какое-то время (кому-то на 15 минут, кому-то на 1 час, а кому-то на несколько часов). Чем больше эмоциональная устойчивость (состояние «игрок в ударе»
проходит на фоне сильнейшего эмоционального всплеска) бильярдиста, тем дольше он будет «пребывать» в этом состоянии.
Вот, пожалуй, и все схожести Инсайта и состояния «игрок в ударе», обнаруженные мной, так сказать «На вскидку». Если кто-то найдёт ещё какие-либо одинаковые особенности этих состояний, то я буду рад за него.
Теперь, что касается отличий Инсайта от состояния «игрок в ударе».
Бесспорно, если хорошо подумать, то отличий можно найти много.
Однако, я думаю, что основным отличием Инсайта от состояния «игрок в ударе» является следующее: Инсайту предшествует длительный этап подготовительной работы, как сознательной, так и бессознательной. Человек даже не замечает подсознательной работы. У него есть какая-то проблема, которую в первом рассмотрении решить не удалось. Человек забывает об этой проблеме (или думает, что забывает), а в это время его подсознание в усиленном режиме ищет решение и, - находит! Происходит Инсайт!
Подсознательная работа по поиску решения проблемы (неважно психологической, творческой, научной и др.) во многом зависит от количества информации, хранящейся в памяти человека. Этой информацией могут быть мысли, ощущения, чувства, образы, звуки. Всё, что Вы когда-либо читали, видели, слышали, чувствовали, надёжно хранится в памяти.
Как, всё-таки, работает Инсайт?
Краткий ответ на этот сложный вопрос может выглядеть так:
«Инсайт «озаряет» знакомые ощущения, мысли, чувства».
Необходимо помнить одну простую вещь, что ничто никуда не исчезает и ниоткуда не появляется. Любое состояние, будь то Вдохновение, Интуиция, Инсайт или состояние «игрок в ударе» является результатом кропотливой работы нашего подсознания.
Удивительно, конечно, устроен мозг человека.
Я, например, в одно мгновение могу вспомнить запах цветов на поляне, когда мы в детстве целыми днями проводили в лесу, или вкус шампанского на выпускном вечере в школе, или свет яркого солнца и ощущение восторга, когда я на «Отлично» защитил диплом в Университете.
Одно мгновение, и Вы можете вспомнить всё!
Поэтому, я утверждаю, что смысл жизни состоит в самой жизни, в количестве и качестве ощущений, полученных за эту самую жизнь!
Если кто-то считает, что смысл жизни в другом, то - это от Лукавого.

-2