Найти тему
Свой человек

Как красная помада появилась в СССР и почему советские женщины ее так обожали?

Советская киноактриса Ирина Скобцева 1956. В.Козлов/Sputnik
Советская киноактриса Ирина Скобцева 1956. В.Козлов/Sputnik

Приветствую вас, уважаемые друзья!

Только в начале 20 века губная помада по-настоящему стала массовым продуктом, перекочевав из гримерных актрис в сумочки обычных женщин. А, если она заканчивалась, можно было самому «сделать» новую. Не верите, тогда прочитайте эту статью.

От скандальной до роскошной.

Плакат «Красный мак» Макса Литвака, 1938 год. Общественное достояние
Плакат «Красный мак» Макса Литвака, 1938 год. Общественное достояние

До революции 1917 года в России производились в основном мыло, кремы и духи. Нанесение макияжа не было нормой, поскольку он считался вульгарным – как среди крестьян, так и среди знати. Даже последняя императрица, Александра Федоровна, появлялась на публике с легким ароматом духов и ничем больше.

Что же заставило общество изменить свои взгляды? В начале 20 века киноиндустрия начала стремительно развиваться – тогда появились первые цветные фильмы. В Советском Союзе появились свои звезды, чья мода перекликалась с голливудскими актрисами, такими как Марлен Дитрих и Грета Гарбо, но они играли роли строителей коммунизма.

Любовь Орлова, "Встреча на Эльбе", 1949. Режиссер Григорий Александров, 1949 / Мосфильм
Любовь Орлова, "Встреча на Эльбе", 1949. Режиссер Григорий Александров, 1949 / Мосфильм

Любовь Орлова, Валентина Серова, Людмила Гурченко – эти дивы советского кино сделали красную помаду своей визитной карточкой; миллионы советских женщин использовали такой макияж в повседневной жизни. Каждая хотела быть похожей на свою любимую актрису!

Какими были первые советские помады?

Девушка в 90-е собирается на дискотеку. Картинка из общедоступных источников.
Девушка в 90-е собирается на дискотеку. Картинка из общедоступных источников.

Сразу после революции все парфюмерные фабрики были национализированы и переориентированы на выпуск мыла для красноармейцев. Все старые «буржуйские» заводы получили порядковые номера и превратились в мыловарни. Такой печальной участи не избежал в 1918 году и знаменитый Брокар.
Одну из крупнейших европейских парфюмерных фабрик назвали Пятым мыловаренным заводом и обязали выпускать только один вид продукции, но с приходом в 1921 году НЭПа отношение людей к парфюмерии стало меняться. Все мыловарни, жаждущие расширить номенклатуру, объединили в трест Жиркость, более известный нам как ТэЖэ. Парадокс, но из такого вот малоприятного названия получилось загадочное сокращение на французский манер — предмет вожделения всех модниц, воспетый в литературе и городском фольклоре:
«На губах ТэЖэ,
На щеках ТэЖэ,
На бровях ТэЖэ.
Целовать где же?»

Гузель Апанаева, солистка Государственного хореографического концертного ансамбля СССР «Молодой балет», 1970. Дмитрий Донской/Sputnik
Гузель Апанаева, солистка Государственного хореографического концертного ансамбля СССР «Молодой балет», 1970. Дмитрий Донской/Sputnik

В послевоенные годы «Главпарфюмер» – центральный офис парфюмерно-косметической промышленности – отвечал за предоставление общественности рекомендаций по красоте.

Специалисты этого предприятия разработали 10 оттенков помады, от морковно-оранжевого до малиново-фиолетового, с различными оттенками между ними.

Показ мод, 1987. Михаил Потырнике, Альберт Симановский/ТАСС
Показ мод, 1987. Михаил Потырнике, Альберт Симановский/ТАСС

Остатки помады можно было смешать и получить новый цвет (или поэкспериментировать с цветами). С помощью спички помаду извлекали, затем растапливали в столовой ложке, перемешивали и переливали обратно в тюбик.

«Рассвет» и «Свобода».

Косметика фабрики «Рассвет». Алексей Жигайлов/ТАСС
Косметика фабрики «Рассвет». Алексей Жигайлов/ТАСС

Самые популярные помады производились московскими косметическими фабриками «Рассвет» и «Свобода». Несмотря на свои советские названия, эти фабрики были основаны французскими специалистами еще при царском режиме; они также были переименованы после революции 1917 года.

«Рассвет» ранее был известен как ‘Виктория Регина’, созданный в 1876 году Эмилем Бодло. Самым известным косметическим продуктом компании была пудра для лица «Царевна-лебедь», выпущенная под таким же названием позже, уже в СССР. В советское время фабрика получила известность благодаря своей помаде «Елена». Она была совместно разработана советскими и французскими специалистами и пользовалась невероятной популярностью.

Ленинград. Девушка с фотоаппаратом «Любитель-166» 1978. Максим Блохин/ ТАСС
Ленинград. Девушка с фотоаппаратом «Любитель-166» 1978. Максим Блохин/ ТАСС

Фабрика «Свобода» была основана на партнерстве «A. Rallet & Co.» (названа в честь ее французского создателя Альфонса Ралле). Советская помада от «Свободы» обладала невероятно стойким цветом, от которого было трудно избавиться.

При этом помады советского производства были доступными. Например, в 1970-1980-е годы качественная отечественная помада стоила около 1 рубля 20 копеек (были, конечно, и дешевле). Для сравнения – средняя месячная зарплата составляла 170 рублей. Помада польского производства, была немного дороже.

В то время цена на французские помады могла достигать 35-40 рублей. Понятно, что не многие могли себе это позволить, но женщина, которой удалось приобрести желаемую помаду, чувствовала себя королевой.

Девушки развлекаются, Москва, 1990. Владимир Первенцев/Sputnik
Девушки развлекаются, Москва, 1990. Владимир Первенцев/Sputnik

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтоб однажды, снова найти его в этом море информации. Хорошего вам дня и крепкого здоровья! Комментарии всегда открыты для всех.

При подготовке статьи использовался материал интернет портала rbth.