Найти тему
Виктор К

Год Большого Приключения

В День работников нефтяной и газовой промышленности накатила на меня ностальгия и вспомнил я как лет десять назад наткнулся на одном развлекательном ресурсе на тему про остров Колгуев, на котором довелось мне на нём побывать во времена далёкие, теперь почти былинные...

И провести там Год Большого Приключения работая в "Арктикморнефтегазразведке" и добывая нефть. Натаскал я тогда из темы той фотографий с текстом от автора (который я ниже выделю курсивом), я дополню их фотографиями своими и комментариями - тоже своими.

Итак, начинаю:

Для тех, кто не знает - цитата из "Википедии": "Колгу́ев (ненец. Холӈгов) — остров в Северном Ледовитом океане на востоке Баренцева моря... Кроме того, на Колгуеве добывается нефть."

...
Большинство фото сделано на телефон, так что не стоит ожидать.
...
Начнём.
Собственно вот и такси, доставившее меня на остров, на котором даже есть аэропорт "Песчанка", правда таких аэропортов никому не желаю увидеть...

По идее - это в части острова, противоположной той, где мне довелось быть. Так далеко не забирался.

Мы попадали на остров иначе - из Мурманска шли на теплоходе «Анна Ахматова» - это пассажирское обслуживающее судно проекта В-961, построенное в 1988 году. Впрочем, от команды я часто слышал, что "Анна Ахматова" - "круизный лайнер ледового класса"

Шли мы чуть больше суток, но часто переход затягивался - команде хотелось "морских" побольше огрести и они имитировали поломку - мы были не очень-то и против: нам время для безделья, сменщикам - оплата за переработку. Впрочем, иногда приходилось ждать своей очереди на вход в Кольский - тогда уж все начинали злиться, ибо домой очень хотелось. Время на корабле коротали по разному - спали, читали, боролись с Зелёным Змием (гоняли, конечно - но народ наш смекалист), во время стоянок ловили рыбу: за борт бросался блестящий груз с крючком-тройником на толстой леске и рыбак начинал, удерживая леску, ритмично махать рукой вверх-вниз. Треска, зубатка - как повезёт...

Фото из сети
Фото из сети
Фото из сети
Фото из сети

После того как корабль подходил к острову, то он швартовался к буровому судну "Валентин Шашин" и нас при помощи беседки для спуска водолазов перекидывали на "Шашин" - далее следовал забег по трапам и закоулкам на вертолётную площадку...

-4

А потом 15 человек с багажом втискивались в тесный салон вертолёта ледовой разведки - меньше, чем у УАЗика-"буханки". Летом ещё и пара-тройка собак с нами летела - охотничий сезон же! На фото - окончание вахты, грузимся для отлёта

-5

поехали мы к геодезистам. но кто бы мог подумать, что маленькую лужу не всегда возможно преодолеть на вездеходе...

-6
-7

пришлось просить помощи у местных... приехали дядька на оленях

-8

C местными, кстати, связано моё самое сильное северное разочарование. Как–то на нашу вахту выпали выборы — помните те, на которых были огромные простыни–бюллетени со всякой экзотикой типа "Партии любителей пива"? И с самого начала вахты старожилы стали рассказывать как на выборы приезжают местные (их называли то ненцами, то лопарями - до сих пор не знаю кто они точно) на оленьей упряжке, а иногда даже на нескольких, в национальных костюмах и даже дают небольшой концерт! В день выборов никто не работал — точно было неизвестно, когда приедет комиссия — все ждали и с самого утра торчали на крыльце. Дождались — в районе обеда подъехала вахтовка, из неё вылезли два мужика в ватниках с переносной урной, за пол–часа провели выборы — всё. И никакой экзотики...

и такой же вездеход, который нас и вытащил

-9

У нас был ГАЗ-47 (ГТС), геофизический: лебёдка в нём стояла при помощи которой в скважины опускалось различное оборудование.

Первый и, наверное, последний раз в жизни увидел (и принял участие) в использовании бревна для самовытаскивания - бревно короткими тросиками крепится к гусенице застрявшего гусеничного транспортного средства, вездеход начинает движение и опираясь на бревно вылезает на твёрдую почву.

местного населения на острове не много, всего около 300-хсот человек. так же есть геодезический поселок

Я так думаю - это посёлок Северный. Административный центр - Бугрино. Как говорили мужики - местное население - это переселенцы с Новой Земли, когда там устроили полигон для испытаний ядерного оружия (за точность данного утверждения я не отвечаю)

-10
-11
-12
-13
-14
-15

выход к морю недалеко от посёлка

-16

Там, где был я берега более девственные - только "топляк" - стволы деревьев, что северные реки в океан выносят. Даже в окрестностях нашей базы на берегу было почище - свалка ушатанной техники была достаточно далеко от берега.
Байка по поводу "топляка" - народ же у нас ушлый: мужики стали стволы собирать, потом на циркулярке на доски распускать и делать из досок гаражи. Гаражи сверху обшивали листовым металлом - шли в дело бочки. Потом за символическую плату переправляли гаражи на Большую Землю - обратно-то корабли пустыми шли. Но лавочку прикрыли, когда раз гараж такой при погрузке уронили - а там добра всякого, типа запчастей для техники...

собственно вот и цель моей командировки. да, моя профессия связана с добычей газа и нефти, но в данной теме я хотел бы просто дать понять как выглядит остров. Так выглядит остров во время разливов весной.

В наших краях такой жести не было - местность была более пересечённая и вода стекала в речушки и озерца.

-17
-18

По идее - осуществляется подземный ремонт скважины: ставится агрегат А-50 (его мачта как раз и видна), поднимаются насосно-компрессорные трубы и выполняются работы - может промывка скважины, может мероприятия по увеличению нефтеотдачи, а может поднимают неисправный или упавший насос...

фото из авто был невероятно удивлён, как местные водители там ездят во время разливов. дороги естественно не видно, а местность сильно пересечённая

-19

Да, часто водители поиском дороги не парятся, особенно, если на какой-нибудь проходимой технике - а она там почти вся такая. Если попадалось ехать с геофизиками на вездеходе, то чаще на куст ехали не по дороге - а напрямки, иногда переоценивая возможности своей техники, что приводило к продолжительным развлечениям в процессе извлечения этой техники на твёрдую почву. Ну, или раз водитель разогнался на вездеходе, на кочке подпрыгнул - и приземлился точнёхонько на брошенный в какой-то ямке контейнер - непередаваемые ощущения.

Уже не помню, но это или мои фото, или кто-то из друзей присылал - но это "арктикморовский" ЦСП. Основной пассажирский транспорт

-20

Обычный вид дороги в начале зимы - потом на обочине снега становится всё больше

-21

а вот с этим здание, была занимательная история... Выхожу я , значит с утра из домика, ну по нужде) смотрю, а клозета нет! ну я по сторонам, присмотрелся внимательно, а его уже ветром за горизонт уносит)) ну, что делать... на следующее утро я проснулся от криков помбуров))) выхожу на улицу, смотрю, а клозет назад ветром несёт и человек 5-7 его ловят))) ну поймали они его, и установили на разтяжки... при мне больше его не уносило ветром)

-22

У нас такие туалеты были раньше - я уже не застал. При мне было либо металлический каркас обтянутый брезентом (времянка на кусте), либо нормальные отапливаемые туалеты. По рассказам - такой высокий туалет по двум причинам:
- чтобы снегом не так заметало;
- под "домиком неизвестного архитектора" ставится бочка, куда и попадают продукты жизнедеятельности. Когда бочка наполняется, её цепляют трактором (как правило, она стоит не просто на земле, а на салазках) и оттаскивают куда подальше - обычно в ближайший овраг.

Раз как-то "Шашин" на точке стоял, бурил, а у нас как раз перевахтовка - так мы на такой штуке на берег переправлялись. По совсем не тёплому и не слишком спокойному Баренцеву морю шлёпать на этом корытце до берега, хоть и недалеко - но это запоминается. А корабли прямо к берегу пристать не могут, ибо мелководье...
У нас эта штука называлась "ПТСка"... Ну и были у нас они в классическом "военном" цвете.
Кстати, несколько удивлён весьма ушатанным видом всего - вроде как в моё время на Колгуеве АНГРЭ стремительно в гору шло, у нас техника потрёпанная была, а у них - сплошь новьё.

-23
-24

берег моря

-25

По поводу всяких железяк - там металла, что на самом острове, что на Севере вообще - на сто лет перерабатывать точно хватит.

В районе БРП (Берегового Резервуарного Парка) колонны раздолбанных бульдозеров, вездеходов - от маленьких "газиков" до ГТТ, ПТСки, спецтехника - всё десятками и до горизонта. Трубы, бочки... Возле каждого куста, в каждом овраге - снова бочки, бочки, бочки. Сколько и чего вокруг острова на дне валяется - вообще никто не знает: при перегрузке на берег топили без счёта - в советские времена этим не сильно заморачивались. К примеру, наша организация хотела сделать свой аэродром с ВПП из металлических плит с подогревом. Но большую часть утопили. Те, которые смогли на берег перекинуть так где-то и валяются...
Опять же - манера ездить напрямки: в некоторых местах тундра гусеницами перерыта вся. А восстанавливается там всё очень долго - десятилетиями.
Но хоть нефтью не загажено - при мне уже экологи на острове постоянно торчали и трепали нас нещадно за любой разлив. Поэтому из любого ручья можно было пить воду вполне свободно и радужные пятна по воде не плавали. Собственно, мы чаще воду из ручьёв и пили - в кранах вода была со скважины и какая-то не очень вкусная. Готовить на ней ещё ничего, а вот чай получался так себе, поэтому раз в несколько дней ездили к специально оборудованной запруде и там набирали воду. Отстаивали, фильтровали и пили.

У моря лежат плавсредства нефтяников, которые спускают на воду, если нужно доставить людей на судно, приходящее за нефтью. Или просто выйти в море.

-26
-27

часовня, построена в честь каких то моряков. точно не скажу, забыл уже рассказанную мне историю(

Часовня Николая Угодника - построена работниками АНГРЭ (Арктическая Нефте-ГазоРазведочная Экспедиция). В 2001 году сначала один человек погиб при прокачке скважины. Сгорел, спасая машину. А через полгода при разгрузке ПТС на море погибло три человека. В память об этом сначала поставили крест, а потом и часовню...

-28

небольшая подборочка из животных обитающих на острове... нерпа, была выловлена сетью, но после фотосиссии была благополучна отпущена в родную стихию. красавица)

-29
-30

петух)) как называется самец куропатки я не знаю( куропат)

-31
-32

его самка - куропатка. умеют же маскироваться) подпускают очень близко, так как охраняют яйца.

-33

не помню, как называются птички, но очень красивые)

Насколько знаю - казарки. Вообще - живности много. Народ с собой ружья протаскивает и в сезон некоторые вообще в столовую есть не ходят, полностью переходят на подножный корм - в девяностых за это почти не гоняли.

-34

гусь - птица гордая)

Как-то с товарищем возвращаясь с работы увидели одинокого гусака - сразу вспомнился учебник географии и рассказ как северяне палками бьют "ленных" гусей - птиц, сбросивших маховые перья и временно утративших способность летать. Так вот - решили мы птицу изловить. Ага, сейчас... Летать-то он не может, но бегает чисто как гоночный автомобиль - раз. Способность плавать он не утратил - два.

-35
-36

олени
пытался подойти и погладить. в принципе удачно, пока какой то большой, видимо вожак, олень не пошел на меня с подозрительным фырканием. пришлось выбрать безопасную дистанцию

Мне живых видеть не довелось - раз поехали за грибами и наткнулись на почти скелетированный труп. Долго стояли и смотрели - всем хотелось рога. И все понимали какое количество "шуток за 300" ожидает эти рога присвоившего. Так и бросили...

-37
-38
-39
-40
-41
-42

летом песцов практически не видно. а вот зимой, стаи беленьких собачек не дают проходу.

-43
-44
-45
-46

в норах они не сорят, мусор только на улице)

-47

Норы тоже видел. Не знаю чьи - мужики говорили, что песцовые. Самих песцов не встречал, да и говорили, что колгуевские песцы паршивые - популяция вырождается из-за малочисленности, даже зимой мех плохой, поэтому на них никто не охотится.

-48

И ещё - как мужики рассказывали - в суровые зимы, когда море вокруг замерзает, или штормами льды нагонит - случается забредают на остров белын медведи. Рассказывали такую байку - раз на ЦСП (Центральный Сепарационный Пункт) забрела медведица с медвежонком. Начали их пальбой отгонять, автомобильными клаксонами - медведица ломанулась в тундру, а медвежонок рванул прятаться среди балков. Забился в угол и сидит. Тут один из буровиков решил его на предмет шкуры - того... Сбегал за ружьём, а медвежонок-то - маленький. Ну, как-то не по-пацански его из ружья. Сейчас - кричит - я пику возьму! А мужики подначивают - Ты уж с ножом на него иди! Короче, пока он бегал за пикой, да за ножом, медведица страх переборола и пришла чадо выручать - ну тут, ясное дело, наш герой решил вести себя более разумно и укрылся в балке.

немного "колгуевских" пейзажей
всё одинаковое, растительность практически отсутствует. кустов вы там не найдете точно)

-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55

КРАСОТА!!! там даже цветы есть)

-56

Ну, по поводу пейзажей - не всё так уныло, часто даже очень красиво - даже сейчас как вспомню подберёзовики во мху, словно яблоки кто-то рассыпал...

Так что передать суровую красоту северной природы можно, но надо погоду поймать хорошую, да фотоаппарат с нормальной оптикой, а никак не телефон...
А цветы? Они, конечно маленькие, но как пахнут...
Нарыл вот такое фото: автор утверждает, что сфотографировал именно на Колгуеве. Как видите - очень даже красивые

-57

ну я думаю пора заканчивать. это фото уже не один раз покоряло интернет, но фото авторское и возьму на себя смелость им закончить свою фотоподборку на тему "остров Колгуев"

-58

А теперь немного моих фото. Почему их так мало - в предпоследнюю мою вахту наснимали мы с товарищем много, отдали на печать - да почти всё напечатанное раздали. Отнесли плёнки ещё раз - а их в фотосалоне девчонки и потеряли (доцифровые времена, ага) с самыми забойными фотографиями - куча техники всякой, взлёты-посадки вертолётов, корабли и прочее...

Если не изменяет память - май. Вид на "арктикморовский" ЦСП - туда сходятся трубопроводы от всех скважин и производится очистка нефти от воды и попутного газа.
Вообще островное месторождение разрабатывает две организации - "АрктикМорНефтеГазРазведка" (АМНГР) и, упомянутая выше, АНГРЭ. Я работал в первой, автора предыдущих снимков нанимала вторая. Соответственно, были мы с ним практически на противоположных берегах острова.

-59

Куст №9. Скважины там располагаются не по одиночке, а группами - кустами. Насыпается песчанная площадка, ставится буровая, которая потом передвигается, оставляя после себя цепочку скважин.
Виден балок буровиков (куст ещё бурили) и резервуары

-60

Куст №10. Подземный ремонт скважин. Видна мачта агрегата А-50 и фонтанные ёлки скважин. На переднем плане стоит АДП-М - Агрегат для ДеПарафинизации Модернизированный - он закачивает в скважину разогретую нефть, которая растворяет отложения парафина. Скважины и нефтяные и газовые. Способ добычи - газлифт. Если очень грубо - сначала, до определённого момента, нефть выдавливается на поверхность попутным газом. Потом нефть при помощи специального клапана (дырки в соединительной муфте, бггг) аэрируется и начинает поступать на поверхность за счёт разности плотностей

-61

Опять же подземный ремонт скважины - я уже сейчас не помню, но, кажется в скважину геофизики манометр (а это метровой длины штуковина с самописцем внутри) уронили.

-62

А вот и я в те времена - ещё совсем юн, и только совсем немного усат - позже и усы стали гуще и борода появилась - настоящий полярник

-63

Работали мы вахтовым методом: месяц на острове, чуть меньше (минус время перехода) - в Мурманске. Большую часть времени на острове занимала работа, часто рабочий день оказывается ненормированным - особенно, если что-то идёт не так. А "не так" - ибо Север и условия не самые тепличные - бывает часто. Но чаще было прикольно и весело - коллектив разнообразный, что по возрасту, что по жизненному опыту - одних только баек я там на всю жизнь наслушался. Да и вообще - насыщенно жили, сейчас за неделю столько событий не происходит, сколько там за день...
Остаток времени если овощем перед теликом сидеть или спать - может быть скучно. Но обычно кто-то читает, кто-то качается - качалки с кустарно сделанными тренажерами почти везде, кто-то руками что делает. Нож, к примеру слесарю закажет, а потом выстругивает высокохудожественную рукоятку, да лезвие полирует.
Летом - охота, рыбалка, заготовка грибов-ягод.

При этом загодя надо завезти сахар - прямо вот в количествах промышленных - чтобы уж точно хватило. А потом начинается гонка по сбору урожая ягод и грибов с хранением в тайне самых богатых на дары тундры мест. Поиски тары для консервирования. И, непосредственно, само консервирование - засолка и сушка грибов, приготовление варенья... Мы с другом, помнится, морошки и грибов столько наскирдовали - за раз вывезти не могли...

Вообще здорово там было. Иногда жалею, что кончилось всё так быстро...

С Днём работников нефтяной и газовой промышленности, коллеги!

-64