Я не могла пройти мимо этой необычной новости. 1 сентября появилось сообщение о том, что учительница из города Волгограда отказалась от класса. Не нашла общего языка с учениками. И это не фигура речи.
Год назад 25-летняя Ирина Плотникова, выпускница Волгоградского социально-педагогического колледжа по специальности "учитель начальных классов, информатики" стала классным руководителем "мигрантского" класса. До 1-го "Ж" она успела выпустить один "обычный" класс.
Весной 2022 года, когда шёл набор в первые классы школы №33 посёлка Аэропорт Дзержинского района Волгограда выяснилось, что в числе тех, кто подал документы, много детей из мигрантских семей. Они и раньше были в каждом классе, например, и в том классе, который выпустила Ирина. А тут сразу около двадцати детей, не понимающих и не разговаривающих по-русски.
А отказать в поступлении по закону нельзя: если у претендента на обучение в школе есть регистрация в Волгограде или гражданство, то он имеет право на получение образования точно так же, как и русские дети.
Обычно первоклашек из семей приезжих распределяли по другим классам наряду с юными представителями коренного населения.
Администрация школы взялась провести своеобразный эксперимент. Вероятно, сама идея появления подобного класса, где будут учиться исключительно дети мигрантов, не знающие русского – языка страны, в которой они получают бесплатное образование, одобрена и поддержана где-то в волгоградских кабинетах. И вот был сформирован класс, целиком состоящий из детей "иностранных специалистов", в основном из таджиков и узбеков, не знающих русского языка. Таковых набралось пятнадцать человек.
И руководить этим классом назначили молодого специалиста Ирину Плотникову. Почему именно её? Просто коллеги постарше и поопытнее от столь заманчивого предложения наотрез отказались.
Высшие умы посчитали, что так детям будет проще интегрироваться в жизнь нашей страны и получать здесь образование. Единственным человеком, говорящим на русском языке, была сама Ирина Васильевна. Многие дети общались между собой на переменах на узбекском или таджикском языках.
Я считаю, что создавать такой класс категорически нельзя! Этот эксперимент над учителем и детьми обречен на неудачу.
Помню, когда я работала в школе №2 Крыловского района Краснодарского края, у меня в первом классе оказались представители девяти разных национальностей и народностей Кавказа: армяне, азербайджанцы, рутулы, табасараны и т. д. При этом все разговаривали на русском языке, кроме одного мальчика-армянина. Было очень трудно с ним. В конце учебного года он только стал понимать русскую речь, но говорить не мог. Только повторял за мной слова, с которыми я к нему обращалась. Допустим, я говорю ему:
–Артур, встань!
Он встает и говорит:
– Артур, встань!
В итоге он был оставлен на повторное обучение.
Важно еще в дошкольном возрасте научить детей говорить по-русски, коль вы их отдаете в русскую школу.
Ирина – очень хороший педагог по отзывам ее бывших учеников и их родителей.
Она добросовестно пыталась давать знания своим первоклашкам: сама составила программу обучения, адаптировав материал для детей, которые даже на слух с трудом воспринимали то, что она им говорила. Ей приходилось пользоваться картинками, буквально на пальцах объяснять, о чём идёт речь в том или ином случае. Ребятишки на все её старания ответили любовью, но не знаниями. А ведь 33-я школа в посёлке Аэропорт – необычное общеобразовательное учреждение: там ведётся "углублённое изучение предметов гуманитарного и технического профилей". Если учитель не выполнил программу обучения за 1 класса, то с него за это спросят без всяких поблажек и не будут учитывать, что в классе такие особенные ученики.
Ирина Плотникова выдержала год. И я ее не виню в этом. Она просто в силу своей неопытности не представляла, какую ношу на себя взвалила. На данный момент на класс поставили опытного учителя с большим стажем работы.
Учительница Ирина Плотникова пока остаётся в педагогическом коллективе школы №33. Почему пока? Очень хочется, чтобы молодой учительнице руководство школы и местные власти, недовольные резонансом от её отказа учить этот класс, не создали такие условия работы, из-за которых она будет вынуждена сменить место работы, а, может, и профессию.