Изобразительное искусство как средство отражения реальности.
Эвлия Челеби (Evliya Çelebi), сын Дервиша Мехмеда Зилли, который был дворцовым ювелиром, родился в 1611 году в Стамбуле в районе современного Ункапаны (Unkapanı). Получил домашнее начальное образование, позже учился в медресе и научился у своего отца росписи (tezhip sanatı), каллиграфии и вышивке.
Tezhip sanatı или дословно искусство иллюминации или "световое искусство", получило свое название от персидских слов "золото" и "орнамент". В Османской империи, во время правления Сулеймана Великолепного, искусство иллюминации переживало свой "звездный час". В тот период доминантным цветом был синий и его оттенки. Роспись tezhip наносилась на поверхность ткани, из которой была сшита одежда, на деревянные доски, которые потом оформлялись рамкой и вешались на стену, на сундуки, посуду, печати, и разные другие поверхности. Основными техниками являлись: klasik tezhip, halkar, zerefşan, saz yolu (которая упоминалась в одной из предыдущих статей этого цикла), şukufe и münhani.
Чтобы долго не описывать словами, как выглядела подобная роспись, приведу несколько примеров изображений:
Известно, что Эвлия Челеби фактически начал путешествовать с 1635 года, на самом деле он начал свои путешествия с историй, рассказанных его отцом и другими членами семьи, еще когда был ребенком.
Свои первые шаги в качестве путешественника, он сделал в Стамбуле, выполняя обязанности доставщика писем. Практически в тоже время он стал записывать то, что видел и слышал. Позже география расширилась, он посетил Бурсу, Измит и Трабзон. В 1645 году он отправился в Бахадыр-Гирей (современный Крым) и участвовал во многих военных походах в качестве связного. В списке Эвлия Челеби Азербайджан, Грузия, Дамаск, Румелия, София, Австрия, Албания, Фессалия, Ираклион, Комотини и регион Салоники. Период путешествий Эвлии Челеби длился более 50-ти лет. Художественное образование помогало ему не только делать зарисовки увиденного, но и содействовало созданию канвы повествования о пережитых им приключениях.
До сих пор исследователи и историки ссылаются на тексты, составленные Эвлия Челеби, как на источник неисчерпаемых знаний о особенностях жизни, событий и культуры того времени. Вместо того, что использовать классический академический язык повествования, он воспользовался бытовой разговорной речью для написания своей книги путешествий. Разговорная речь эмоциональная, захватывающая, местами веселая и саркастичная, явилась в итоге отражением, а не субъективной интерпретацией реальности. Точная дата смерти Эвлия Челеби неизвестена. Посвятивший всю свою жизнь путешествиям, он скончался в Египте в 1682 году.
Картины султана Абдулазиза, которые он нарисовал сам.
По древней традиции, учащей созиданию и терпению, каждый из османских султанов выбирал близкое для себя направление в художественном ремесле. Сулейман Великолепный (Кануни-Законодатель) был ювелиром, Абдулхамид II - плотником, Махмуд II был одним из величайших каллиграфов своего времени, Селим III был выдающимся композитором. Султана Абдулазиз - рисовал. Картины, на которых он изображал военные сцены, настолько реалистичны, что там уделяется внимание даже самым малейшим деталям во внешнем облике солдат и лошадей. Однако, сейчас мы не можем лицезреть эти предметы искусства. Их нет ни во дворце Топкапы, ни во дворце Долмабахче? Где же они?
В музеях Турции их нет. Но в Национальном музее Кракова в Польше хранится альбом для рисования, принадлежавший султану Абдулазизу. В блокноте 67 рисунков и три страницы, испещренные мелким почерком рукой самого султана. Альбом, в котором обычно содержались рисунки кораблей и морских сражений, правитель передал польскому художнику Станиславу Хлебовскому, который в то время был придворным художником в Стамбуле. Абдулазиз сделал все рисунки красными чернилами на бумаге с водяными знаками, которые затем были наклеены на картон и превращены в альбомы. В наши дни этот альбом время от времени привозится в Стамбул для участия в выставках.
Послания потомкам из гробницы Явуза Селима.
Султан Селим Yavuz Sultan Selim (Явуз, т.е. грозный) - отец Сулеймана Великолепного. За время своего правления он совершил множество завоеваний. После его смерти, сын построил мечеть и мавзолей в честь отца. В гробнице Явуза Султана Селима есть два важных артефакта, первый - «SİN TAŞI» греховный камень, содержащий текст об открытии гробницы Мухиддина ибн аль-Араби и связанный с завоеванием Дамаска, а второй - «KAFTANI» - мантия с грязевым следом, обнаруженным на груди. Эвлия Челеби, о котором шла речь ранее, по этому поводу написал, что пятно оставлено влажной землей, вылетевшей из-под копыта лошади султана на обратном пути из Египетской экспедиции. Султан приказал оставить его нетронутым сказав, что этот след будет отныне medâr-ı zînet или bâis-i mefharet, что означает в переводе со староосманского языка (لسان عثمانى lisân ı Osmânî) - источник гордости.
Видели ли вы сердце Гранд базара?
Если дорога вашей прогулки по Стамбулу приведет вас на территорию Гранд-базара, не уходите, не увидев «Çukur Kulesi» башню Чукур (в переводе - башня ямы). Это одно из самых важных архитектурных сооружений базара. Башня Чукур расположена у ворот Махмут-паша (Mahmut Paşa kapısı). Это полностью деревянное сооружение славится своим медным куполом. Причина, по которой это здание называется "ямой", заключается в том, что оно расположено в самой низкой части Гранд-базара.
Башня Чукур в исторических источниках, фигурирует в качестве пункта таможенного контроля в византийский период. На его месте была возведена эта башня, в дополнение к 1461 магазинам, посторенных в период с 1482 по 1489 год. Султан Фатих Мехмет приказал построить базар вокруг значимого места.
Женщины из гарема предпочитали делать покупки, используя башню Чукур Кулеси. Верхний этаж, на который снаружи поднимается лестница, использовался как закрытая для посторонних комната, и назывался kubbe altı (под куполом), она была изолирована от первого этажа и улицы, где свободно передвигались остальные горожане. После того, как султан Махмут II посчитал, что в этом месте могли встречаться ремесленники рынки, торгующие и работающие на рынке, и женщины гарема, он счел его нежелательным и запретил посещение магазинов. Первый этаж здания стал использоваться как полицейский участок, а на верхнем этаже, называемом «под куполом», разместилась сторожевая вышка для пожарных Tulumbacılar (тулумбаджилар — пожарная команда, созданная в 1720 году при Янычарском корпусе в Османской империи). Башня Чукур, которая была приобретена семьей Boybeyi (Бойбейи) в 1970 году, в последствии была открыта для посетителей в качестве музея ювелирных изделий.
Как самая длинная в мире серия фильмов про аганта 007 повлияла на жизнь башни Чукур. Во время съемок 25-го фильма о Джеймсе Бонде «Skyfall, 2012» (007: Координаты «Скайфолл»), которые проходили в Стамбуле, Адане и Каппадокии, произошла серьезная авария, повредившая башню. После аварии специальные часть исторического деревянного здания были разбиты и повреждены. Во время аварии на мотоцикле, разбилась витрина, находившаяся в нижней части музея, были уничтожены десятки ценных ювелирных изделий, в том числе знаменитое кольцо Хюррем (но это уже совсем другая история).
Всем приятного дня и хорошего настроения.
Увидимся на канале TR Belgin Cömert.
Возможность оставлять комментарии ОТКЛЮЧЕНА.
Для того, чтобы оставить комментарий - на титульной странице канала есть РАЗДЕЛ "Обратная связь".
Ссылка: https://dzen.ru/b/ZbRkC_WVK0B_s_D7?share_to=link