Найти в Дзене
Тележка-тревел

А. К. Толстой — «великий охотник»

Так его назвали на выставке в Брянске: «А. К. Толстой — великий русский охотник». Но рассказ начну не с выставки, а с …гири. С настоящей пудовой гири в одной из комнат Музея-усадьбы А. К. Толстого «Красный Рог», что между Брянском и Почепом. Что делает гиря в литературном музее? Мы заблудились?! — Нет, всё правильно. Такой пудовой штуковиной (16 с лишним килограммов) автор трилогии о царях поигрывал, чтобы размяться, а то и покрасоваться, потешить себя и окружающих своей богатырской силой и удалью. 🤭 К примеру, метал такую гирю на добрый десяток метров. (Не в комнатах, конечно). И не только с гирей «шалил». Пальцами скручивал серебряные рубли в трубочку, а массивные серебряные вилки и ложки — в спираль. Вдавливал пальцем гвозди в стену, завязывал в узел кочергу, одной рукой с лёгкостью поднимал взрослого человека. С крестьянами схватывался в играх и состязаниях на праздниках в селе Красный Рог, поддерживал народную традицию. Такие о нём ходили рассказы якобы очевидцев. Есть и тепе
Оглавление

Так его назвали на выставке в Брянске: «А. К. Толстой — великий русский охотник».

Но рассказ начну не с выставки, а с …гири. С настоящей пудовой гири в одной из комнат Музея-усадьбы А. К. Толстого «Красный Рог», что между Брянском и Почепом.

Фото Брянского клуба исторического танца «Чудное мгновение», 2017
Фото Брянского клуба исторического танца «Чудное мгновение», 2017

Что делает гиря в литературном музее? Мы заблудились?! — Нет, всё правильно. Такой пудовой штуковиной (16 с лишним килограммов) автор трилогии о царях поигрывал, чтобы размяться, а то и покрасоваться, потешить себя и окружающих своей богатырской силой и удалью. 🤭

К примеру, метал такую гирю на добрый десяток метров. (Не в комнатах, конечно).

И не только с гирей «шалил». Пальцами скручивал серебряные рубли в трубочку, а массивные серебряные вилки и ложки — в спираль. Вдавливал пальцем гвозди в стену, завязывал в узел кочергу, одной рукой с лёгкостью поднимал взрослого человека. С крестьянами схватывался в играх и состязаниях на праздниках в селе Красный Рог, поддерживал народную традицию.

Такие о нём ходили рассказы якобы очевидцев. Есть и теперь, в Интернете. Что-то из этого может быть легендой, но по большей части — быль. А мне верится во всё.

«Если Париж стоит обедни, то Красный Рог со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов» (А. К. Толстой)

Имея такую физическую силу, неугомонный нрав и обширные владения в богатых живностью лесах Брянщины — возможно ли русскому человеку не стать страстным охотником? 🙂 Разумеется, А.К. стал им!

Коллаж и пересъёмка фото с выставки — GenuineLera (автора), 2017
Коллаж и пересъёмка фото с выставки — GenuineLera (автора), 2017

Два «охотничьих» портрета. Слева Толстому 19 лет, справа — 47. (Родился он в 1817).

Сама я далека от охоты и, глядя на портрет кисти Брюллова, удивляюсь: какая охота с такими белыми руками, таким нежным и аристократически выхоленным обликом? На пташек разве что?

А вот не только на пташек. Читаем отрывок из письма, показанный на картинке. Граф Алексей Толстой уже в юности заслужил у матёрых охотников репутацию своей охотой на медведей и лосей! На медведях он потом «специализировался» всю жизнь, завалил в общей сложности 41 медведя. Ходил на медведя в одиночку, с одной только палкой (рогатиной).

Фото с выставки в Брянске — GenuineLera (автора), 2017
Фото с выставки в Брянске — GenuineLera (автора), 2017

Как там у Некрасова:

«Сорок медведей поддел на рогатину,
На сорок первом сплошал…»

«Сплошал» — это не про Толстого, а про сына рассказчицы в стихотворении, вы помните, да? Жаль крестьянского парня, кормильца, такого сильного и доброго к матери. Граф Алексей Константинович был тоже силачом и тоже добрым к матери, на редкость послушным, уступчивым сыном… а вот медведям не уступал! :)

На фото часть основной экспозиции выставки в Брянске. Какое роскошное зверьё. Вряд ли трофеи мемориальные: наверное, просто подбор подходящих.

Фото — GenuineLera (автора), 2017
Фото — GenuineLera (автора), 2017

Подобные же охотничьи трофеи украшают комнаты главного усадебного дома в Красном Роге. А может, не «подобные», может, некоторые и есть «те самые», пусть подбор, но из Красного Рога?

За этим кроется курьёзная история, сложившаяся у меня из догадок, но на основе несомненных фактов, в том числе телефонных расспросов моих в Брянском музее, когда готовилась к поездке и пыталась узнать точные даты и планы, где что будет. Рассказываю.

Кому юбилей — праздник, а кому…

Брянский музей — краеведческий, а Музей-усадьба в Красном Роге — литературно-мемориальный. Он является филиалом Брянского, но достаточно самостоятельным. В конце лета 2017 в преддверии юбилея А. К. Толстого — 200 лет со дня рождения — в Красном Роге шли реставрационные работы. Шли себе, шли и никак не могли завершиться. 🤔 И не было уверенности, что Красный Рог сможет открыться к началу празднования 200-летия — 2 сентября. Решили часть экспонатов Красного Рога перевезти в августе в Брянск. Или, может быть, их вывезли для хранения на время работ. Так или иначе, они оказались в Брянске, и из них решено было сделать там выставку. Но на какой срок, какую дату окончания объявить?! А вдруг Красный Рог сможет открыться вовремя и экспонаты понадобятся там?.. Вопрос оказался гамлетовским, решения — противоречивыми, и произошла немалая суматоха. Примерно как на этой картине «Вторжение зубра». Зубр нагрянул внезапно, юбилей почему-то тоже.

«Вторжение зубра», экспонат с выставки. Фото — GenuineLera (автора), 2017
«Вторжение зубра», экспонат с выставки. Фото — GenuineLera (автора), 2017

Итогом стал «хэппи энд» для… посетителей! Вот всегда бы так. :) Кто приехал в начале сентября в Красный Рог, застал там примерно обычную постоянную экспозицию, которая чудом успела открыться. А кто пришёл в музей в Брянске в конце августа, увидел не одну, а две «толстовские» выставки. Смешанные из экспонатов обоих музеев.

Одна выставка — биографическая…

Фрагмент биографической выставки в Брянске. Фото GenuineLera (автора), 2017
Фрагмент биографической выставки в Брянске. Фото GenuineLera (автора), 2017

…и другая — про Толстого как охотника. Её и показываю подробнее.

«Охотничья» выставка

В начале её, у входа, висел такой плакат:

Фото GenuineLera (автора), 2017
Фото GenuineLera (автора), 2017

И картографические иллюстрации на тему «Охота как источник вдохновения и познания».

Смирнов С. И. Карта «Охотничьи угодья в имении графа А. К. Толстого», 2017. Экспонат выставки в Брянском краеведческом музее. Фото GenuineLera (автора), 2017
Смирнов С. И. Карта «Охотничьи угодья в имении графа А. К. Толстого», 2017. Экспонат выставки в Брянском краеведческом музее. Фото GenuineLera (автора), 2017

Дальше — много типичных краеведческих чучел зверей и птиц. Экскурсовода я не застала.

Попутно вспомню удивительную экскурсию в краеведческом музее на Русском Севере… наверное, в Архангельске. Гид, неприметный дядечка с тихим голосом и неподвижным лицом, надолго останавливался у того или иного чучела и вроде бы бесстрастно «вещал». Около белки-летяги показывал-рассказывал, как она расправляет крылья перед полётом, у чучела сокола — сколько крови успевает перекачать его сердце в момент пикирования на добычу… Так минут по пятнадцать на каждый рассказ, и это было… захватывающе! Водопадом низвергалась на нас оглушительная красота инженерных изобретений природы! Группа ловила каждое слово — а она была сборная, случайная. Могу представить, какие потрясающие впечатления доставляет «отслеживание» добычи, наблюдение за живым чудом природы в реальном времени такому страстному охотнику, как Алексей Константинович, с его обострённым чутьём и художнической натурой.

Фото GenuineLera (автора), 2017
Фото GenuineLera (автора), 2017

Непривычно видеть пушистых и пернатых на выставке о писателе с фамилией Толстой, а не Бианки или Сетон-Томпсон, например. Как вам? Мне понравилось даже без экскурсовода. Хорошо проводить здесь экскурсии для детей. Толстому, наверное, тоже понравилось бы. :) Своих детей у него не было, но сам склад натуры такой. При всём уме и осведомлённости в истории и в текущей политике, Алексей Константинович был наивно прямодушен, просто на редкость, и радовался малейшей возможности дать волю своему «внутреннему ребёнку». Надеялся на такую возможность даже там, где её не было и ум предостерегал, что и не могло быть. Его душевная жизнь с годами становилась всё более драматичной.

«Знай, думает, я прав, так съем неправого, —
младенец сущий!»
А. К. Толстой, «Царь Фёдор Иоаннович». 1868

К связи охотничьей темы с литературной возвращает вот эта карта. Смирнов С. И. «Карта-схема территорий национального охотничьего наследия России», 2017. Смотрите, все эти писатели жили и охотились чуть ли не рядом!.. (Как мал земной шарик!) Со Львом Толстым мой Толстой был в дальнем родстве, но, насколько знаю, они не общались, может и знакомы не были. С Тургеневым Алексей Константинович общался немало, по крайней мере в Петербурге, но это не назвать прямо дружбой. Вместе, наверное, не охотились; не встречала таких упоминаний. Да и ходил ли Тургенев на медведя.

Фото GenuineLera (автора), 2017
Фото GenuineLera (автора), 2017

А нет на карте охотничьих угодий братьев Жемчужниковых — родственников и действительно близких друзей Алексея Константиновича: вместе писали знаменитого «Козьму Пруткова», вместе озорничали, порой весьма серьёзно (расскажу в будущем). Вот это жаль, хотя понятно: о братьях Жемчужниковых говорят в основном как о соавторах Толстого, их музеев-усадеб не создано, даже их дома не сохранились.

Два стана и один граф

То было время «западников» и славянофилов, запальчивых публичных и частных дискуссий о будущем России и как может ему послужить искусство; время идущих в наступление Базаровых. В одном из стихотворений Толстой сказал о себе:

«Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими — досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь».

Естественно, нападали на Толстого оба «лагеря». Он не уступал, он был убеждён, что истина где-то посередине. Пытался искать её в предположительно идеальных временах новгородского веча, князя Владимира Красное Солнышко, викингов и былинных богатырей Руси…

Был в личной многолетней дружбе с императором Александром Вторым ещё с детских игр, иногда дерзал перед ним заступиться (даже успешно бывало) за деятелей, навлёкших на себя опалу и наказание. Например, за Тургенева и даже за совсем «крамольного» Чернышевского. Вот такой «не боец».

Я не была в личной дружбе ни с каким императором и не знаю, что страшнее: перечить такому другу или идти на медведя. )

«Охотничий дом»

Фото GenuineLera (автора), 2017
Фото GenuineLera (автора), 2017

Это главный дом усадьбы «Красный Рог». На основе словесных описаний считается, что приблизительно так он выглядел при жизни Алексея Константиновича. Деревянный, с большими террасами. В нём жили, как в обычном жилом доме. А называли «Охотничьим домом» или даже «Охотничьим замком». И правда ведь: башенка, оградки, таинственные круги окон…

Читала где-то, что существовала в богатых имениях специальная разновидность жилья — «охотничий дом», для отдыха владельцев при выезде на охоту на пару дней. Этакие обустроенные сторожки с постелями и возможностью приготовить пищу.

В наши дни вид дома отличается от первоначального. В XX веке дом и перестраивали, и даже восстанавливали заново после пожара, причём сделали его каменным.

Тайны или домыслы?

В архитектурном плане дома есть особенности, которые якобы указывают на принадлежность хозяев к масонскому ордену: четверик дома ориентирован строго по четырём сторонам света, дом увенчан куполом. Прадед моего Толстого — Кирилл Григорьевич Разумовский, последний гетман Украины, точно был масоном. Дом был построен в его времена.

Как относился к масонству мой Толстой, не встречала информации. Однажды специально побывала на экскурсии по масонским местам Москвы, спросила, среди прочего, не было ли у масонов особых правил выбора церкви для венчания. Потому что всегда удивлялась, как это Алексей Константинович обвенчался со своей Софьей Андреевной не в России, а в Дрездене. Но в ответ мне сказали, что совсем ничего по моему вопросу не знают. И вообще они подумали сначала, что это Лев Толстой и с его, Льва Николаевича, Софьей Андреевной. 😮

Лично своего прадеда А. К. Толстой не знал: они из разных поколений. Кирилл Григорьевич скончался в 1803 — за 14 лет до рождения Алёши. Детство и отрочество Алёша провёл с матерью и дядей Алексеем Перовским по большей части в Красном Роге и в интереснейших, ставших полноценной частью превосходного домашнего образования, поездках по Европе, особенно по Италии. Он очень любил Красный Рог, но полностью оседлая жизнь там — это из позднего периода его биографии. Потомку Разумовских досталась редкостная и непростая генеалогическая предыстория: вероятно, источник душевных бурь, но и кристальной доброты, и свободы от предрассудков. Рассказать об этом попытаюсь в будущем.

Сосчитаем Толстых?..

Делюсь своим любимым присловьем:

«В русской литературе было трое знаменитых Толстых, из них два Алексея, два Николаевича и два были женаты на Софьях Андреевнах».
(Если вы спросите, кто сказал, — да я и сказала)))

В заключение

…На этом прощаемся с выставкой «А. К. Толстой — великий русский охотник» в Брянском краеведческом музее в августе 2017 года. Я очень рада, что видела её. Интересно, устраивают ли выставки о Тургеневе-охотнике в его Спасском-Лутовинове?.. Но Тургенев о своей охоте и сам хоть что-то рассказывал, упоминал в произведениях, Алексей же Константинович — почти нет. О природе у него много, а вот об охоте? Вспоминается только стихотворение «На тяге».

«Свистя, ещё один, в последнем свете дня,
Чертой трепещущей несётся на меня».

Звуковой и зрительный образ явственно приоткрывает какую-то бесовскую, иррациональную силу… даже угрозу. Несомненно, мистическое имело власть над А. К., недаром он начал в прозе циклом повестей о вурдалаках (дебют, который был замечен и одобрен самим Белинским!..). А здесь — это кинематографическое видение? Или охотничье? Может, это одно и то же?..

Чисто сюжетно — на прицеле птица, вальдшнеп, текст выводит на раздумья о скоротечности жизни человека. Разворот не то чтобы оригинальный, но искренний, личный.

А.К. не успел написать книгу «Охотничьи воспоминания», замыслом которой делился в письме к М. М. Стасюлевичу в июле 1875:

«Туда войдёт сверх настоящих охотничьих приключений, которыми я очень богат, множество анекдотов о живых и мёртвых и вообще всё, что взбредёт в голову. Оно, если удастся, может выйти и характерно, и интересно…».

Основная часть экспозиции на выставке в Брянске. Фото GenuineLera (автора), 2017
Основная часть экспозиции на выставке в Брянске. Фото GenuineLera (автора), 2017
Счастливое селфи, 2017
Счастливое селфи, 2017

Спасибо за прочтение!

Ваша — Лера Сейгина («Тележка-тревел»)

9 октября 2023, Москва