Так его назвали на выставке в Брянске: «А. К. Толстой — великий русский охотник».
Но рассказ начну не с выставки, а с …гири. С настоящей пудовой гири в одной из комнат Музея-усадьбы А. К. Толстого «Красный Рог», что между Брянском и Почепом.
Что делает гиря в литературном музее? Мы заблудились?! — Нет, всё правильно. Такой пудовой штуковиной (16 с лишним килограммов) автор трилогии о царях поигрывал, чтобы размяться, а то и покрасоваться, потешить себя и окружающих своей богатырской силой и удалью. 🤭
К примеру, метал такую гирю на добрый десяток метров. (Не в комнатах, конечно).
И не только с гирей «шалил». Пальцами скручивал серебряные рубли в трубочку, а массивные серебряные вилки и ложки — в спираль. Вдавливал пальцем гвозди в стену, завязывал в узел кочергу, одной рукой с лёгкостью поднимал взрослого человека. С крестьянами схватывался в играх и состязаниях на праздниках в селе Красный Рог, поддерживал народную традицию.
Такие о нём ходили рассказы якобы очевидцев. Есть и теперь, в Интернете. Что-то из этого может быть легендой, но по большей части — быль. А мне верится во всё.
«Если Париж стоит обедни, то Красный Рог со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов» (А. К. Толстой)
Имея такую физическую силу, неугомонный нрав и обширные владения в богатых живностью лесах Брянщины — возможно ли русскому человеку не стать страстным охотником? 🙂 Разумеется, А.К. стал им!
Два «охотничьих» портрета. Слева Толстому 19 лет, справа — 47. (Родился он в 1817).
Сама я далека от охоты и, глядя на портрет кисти Брюллова, удивляюсь: какая охота с такими белыми руками, таким нежным и аристократически выхоленным обликом? На пташек разве что?
А вот не только на пташек. Читаем отрывок из письма, показанный на картинке. Граф Алексей Толстой уже в юности заслужил у матёрых охотников репутацию своей охотой на медведей и лосей! На медведях он потом «специализировался» всю жизнь, завалил в общей сложности 41 медведя. Ходил на медведя в одиночку, с одной только палкой (рогатиной).
Как там у Некрасова:
«Сорок медведей поддел на рогатину,
На сорок первом сплошал…»
«Сплошал» — это не про Толстого, а про сына рассказчицы в стихотворении, вы помните, да? Жаль крестьянского парня, кормильца, такого сильного и доброго к матери. Граф Алексей Константинович был тоже силачом и тоже добрым к матери, на редкость послушным, уступчивым сыном… а вот медведям не уступал! :)
На фото часть основной экспозиции выставки в Брянске. Какое роскошное зверьё. Вряд ли трофеи мемориальные: наверное, просто подбор подходящих.
Подобные же охотничьи трофеи украшают комнаты главного усадебного дома в Красном Роге. А может, не «подобные», может, некоторые и есть «те самые», пусть подбор, но из Красного Рога?
За этим кроется курьёзная история, сложившаяся у меня из догадок, но на основе несомненных фактов, в том числе телефонных расспросов моих в Брянском музее, когда готовилась к поездке и пыталась узнать точные даты и планы, где что будет. Рассказываю.
Кому юбилей — праздник, а кому…
Брянский музей — краеведческий, а Музей-усадьба в Красном Роге — литературно-мемориальный. Он является филиалом Брянского, но достаточно самостоятельным. В конце лета 2017 в преддверии юбилея А. К. Толстого — 200 лет со дня рождения — в Красном Роге шли реставрационные работы. Шли себе, шли и никак не могли завершиться. 🤔 И не было уверенности, что Красный Рог сможет открыться к началу празднования 200-летия — 2 сентября. Решили часть экспонатов Красного Рога перевезти в августе в Брянск. Или, может быть, их вывезли для хранения на время работ. Так или иначе, они оказались в Брянске, и из них решено было сделать там выставку. Но на какой срок, какую дату окончания объявить?! А вдруг Красный Рог сможет открыться вовремя и экспонаты понадобятся там?.. Вопрос оказался гамлетовским, решения — противоречивыми, и произошла немалая суматоха. Примерно как на этой картине «Вторжение зубра». Зубр нагрянул внезапно, юбилей почему-то тоже.
Итогом стал «хэппи энд» для… посетителей! Вот всегда бы так. :) Кто приехал в начале сентября в Красный Рог, застал там примерно обычную постоянную экспозицию, которая чудом успела открыться. А кто пришёл в музей в Брянске в конце августа, увидел не одну, а две «толстовские» выставки. Смешанные из экспонатов обоих музеев.
Одна выставка — биографическая…
…и другая — про Толстого как охотника. Её и показываю подробнее.
«Охотничья» выставка
В начале её, у входа, висел такой плакат:
И картографические иллюстрации на тему «Охота как источник вдохновения и познания».
Дальше — много типичных краеведческих чучел зверей и птиц. Экскурсовода я не застала.
Попутно вспомню удивительную экскурсию в краеведческом музее на Русском Севере… наверное, в Архангельске. Гид, неприметный дядечка с тихим голосом и неподвижным лицом, надолго останавливался у того или иного чучела и вроде бы бесстрастно «вещал». Около белки-летяги показывал-рассказывал, как она расправляет крылья перед полётом, у чучела сокола — сколько крови успевает перекачать его сердце в момент пикирования на добычу… Так минут по пятнадцать на каждый рассказ, и это было… захватывающе! Водопадом низвергалась на нас оглушительная красота инженерных изобретений природы! Группа ловила каждое слово — а она была сборная, случайная. Могу представить, какие потрясающие впечатления доставляет «отслеживание» добычи, наблюдение за живым чудом природы в реальном времени такому страстному охотнику, как Алексей Константинович, с его обострённым чутьём и художнической натурой.
Непривычно видеть пушистых и пернатых на выставке о писателе с фамилией Толстой, а не Бианки или Сетон-Томпсон, например. Как вам? Мне понравилось даже без экскурсовода. Хорошо проводить здесь экскурсии для детей. Толстому, наверное, тоже понравилось бы. :) Своих детей у него не было, но сам склад натуры такой. При всём уме и осведомлённости в истории и в текущей политике, Алексей Константинович был наивно прямодушен, просто на редкость, и радовался малейшей возможности дать волю своему «внутреннему ребёнку». Надеялся на такую возможность даже там, где её не было и ум предостерегал, что и не могло быть. Его душевная жизнь с годами становилась всё более драматичной.
«Знай, думает, я прав, так съем неправого, —
младенец сущий!»
А. К. Толстой, «Царь Фёдор Иоаннович». 1868
К связи охотничьей темы с литературной возвращает вот эта карта. Смирнов С. И. «Карта-схема территорий национального охотничьего наследия России», 2017. Смотрите, все эти писатели жили и охотились чуть ли не рядом!.. (Как мал земной шарик!) Со Львом Толстым мой Толстой был в дальнем родстве, но, насколько знаю, они не общались, может и знакомы не были. С Тургеневым Алексей Константинович общался немало, по крайней мере в Петербурге, но это не назвать прямо дружбой. Вместе, наверное, не охотились; не встречала таких упоминаний. Да и ходил ли Тургенев на медведя.
А нет на карте охотничьих угодий братьев Жемчужниковых — родственников и действительно близких друзей Алексея Константиновича: вместе писали знаменитого «Козьму Пруткова», вместе озорничали, порой весьма серьёзно (расскажу в будущем). Вот это жаль, хотя понятно: о братьях Жемчужниковых говорят в основном как о соавторах Толстого, их музеев-усадеб не создано, даже их дома не сохранились.
Два стана и один граф
То было время «западников» и славянофилов, запальчивых публичных и частных дискуссий о будущем России и как может ему послужить искусство; время идущих в наступление Базаровых. В одном из стихотворений Толстой сказал о себе:
«Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими — досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь».
Естественно, нападали на Толстого оба «лагеря». Он не уступал, он был убеждён, что истина где-то посередине. Пытался искать её в предположительно идеальных временах новгородского веча, князя Владимира Красное Солнышко, викингов и былинных богатырей Руси…
Был в личной многолетней дружбе с императором Александром Вторым ещё с детских игр, иногда дерзал перед ним заступиться (даже успешно бывало) за деятелей, навлёкших на себя опалу и наказание. Например, за Тургенева и даже за совсем «крамольного» Чернышевского. Вот такой «не боец».
Я не была в личной дружбе ни с каким императором и не знаю, что страшнее: перечить такому другу или идти на медведя. )
«Охотничий дом»
Это главный дом усадьбы «Красный Рог». На основе словесных описаний считается, что приблизительно так он выглядел при жизни Алексея Константиновича. Деревянный, с большими террасами. В нём жили, как в обычном жилом доме. А называли «Охотничьим домом» или даже «Охотничьим замком». И правда ведь: башенка, оградки, таинственные круги окон…
Читала где-то, что существовала в богатых имениях специальная разновидность жилья — «охотничий дом», для отдыха владельцев при выезде на охоту на пару дней. Этакие обустроенные сторожки с постелями и возможностью приготовить пищу.
В наши дни вид дома отличается от первоначального. В XX веке дом и перестраивали, и даже восстанавливали заново после пожара, причём сделали его каменным.
Тайны или домыслы?
В архитектурном плане дома есть особенности, которые якобы указывают на принадлежность хозяев к масонскому ордену: четверик дома ориентирован строго по четырём сторонам света, дом увенчан куполом. Прадед моего Толстого — Кирилл Григорьевич Разумовский, последний гетман Украины, точно был масоном. Дом был построен в его времена.
Как относился к масонству мой Толстой, не встречала информации. Однажды специально побывала на экскурсии по масонским местам Москвы, спросила, среди прочего, не было ли у масонов особых правил выбора церкви для венчания. Потому что всегда удивлялась, как это Алексей Константинович обвенчался со своей Софьей Андреевной не в России, а в Дрездене. Но в ответ мне сказали, что совсем ничего по моему вопросу не знают. И вообще они подумали сначала, что это Лев Толстой и с его, Льва Николаевича, Софьей Андреевной. 😮
Лично своего прадеда А. К. Толстой не знал: они из разных поколений. Кирилл Григорьевич скончался в 1803 — за 14 лет до рождения Алёши. Детство и отрочество Алёша провёл с матерью и дядей Алексеем Перовским по большей части в Красном Роге и в интереснейших, ставших полноценной частью превосходного домашнего образования, поездках по Европе, особенно по Италии. Он очень любил Красный Рог, но полностью оседлая жизнь там — это из позднего периода его биографии. Потомку Разумовских досталась редкостная и непростая генеалогическая предыстория: вероятно, источник душевных бурь, но и кристальной доброты, и свободы от предрассудков. Рассказать об этом попытаюсь в будущем.
Сосчитаем Толстых?..
Делюсь своим любимым присловьем:
«В русской литературе было трое знаменитых Толстых, из них два Алексея, два Николаевича и два были женаты на Софьях Андреевнах».
(Если вы спросите, кто сказал, — да я и сказала)))
В заключение
…На этом прощаемся с выставкой «А. К. Толстой — великий русский охотник» в Брянском краеведческом музее в августе 2017 года. Я очень рада, что видела её. Интересно, устраивают ли выставки о Тургеневе-охотнике в его Спасском-Лутовинове?.. Но Тургенев о своей охоте и сам хоть что-то рассказывал, упоминал в произведениях, Алексей же Константинович — почти нет. О природе у него много, а вот об охоте? Вспоминается только стихотворение «На тяге».
«Свистя, ещё один, в последнем свете дня,
Чертой трепещущей несётся на меня».
Звуковой и зрительный образ явственно приоткрывает какую-то бесовскую, иррациональную силу… даже угрозу. Несомненно, мистическое имело власть над А. К., недаром он начал в прозе циклом повестей о вурдалаках (дебют, который был замечен и одобрен самим Белинским!..). А здесь — это кинематографическое видение? Или охотничье? Может, это одно и то же?..
Чисто сюжетно — на прицеле птица, вальдшнеп, текст выводит на раздумья о скоротечности жизни человека. Разворот не то чтобы оригинальный, но искренний, личный.
А.К. не успел написать книгу «Охотничьи воспоминания», замыслом которой делился в письме к М. М. Стасюлевичу в июле 1875:
«Туда войдёт сверх настоящих охотничьих приключений, которыми я очень богат, множество анекдотов о живых и мёртвых и вообще всё, что взбредёт в голову. Оно, если удастся, может выйти и характерно, и интересно…».
Спасибо за прочтение!
Ваша — Лера Сейгина («Тележка-тревел»)
9 октября 2023, Москва