Найти тему
Tour2Go

Первый электрический трамвай был изобретён русским инженером и запущен в Петербурге – но оказался нужным только немцам

Первый в России (а некоторые считают, что и в мире) электрический трамвай был продемонстрирован в Петербурге 3 сентября (22 августа по старому стилю) 1880 года инженером и изобретателем Фёдором Пироцким. Не было ни проводов, ни "рогов" – электричество передавалось прямо по рельсам.

Первый трамвай Пироцкого выглядел примерно так
Первый трамвай Пироцкого выглядел примерно так

Фёдор Пироцкий служил в Главном артиллерийском управлении в Петербурге и по долгу службы знакомился с работами по применению электричества в военном деле. Его очень заинтересовали вопросы электротехники и передачи электроэнергии на расстояние.

В свободное от службы время он ставил эксперименты с передачей электроэнергии по железнодорожным рельсам, проводя первые свои эксперименты на заброшенной железнодорожной ветке недалеко от Сестрорецка.

Опыты оказались успешными и изобретатель перешёл от них к созданию, собственно, трамвая, который мог бы передвигаться по городу.

Один из первых трамваев – возможно, из числа тех трамваев Пироцкого, что ездили по Петербургу в рамках эксперимента
Один из первых трамваев – возможно, из числа тех трамваев Пироцкого, что ездили по Петербургу в рамках эксперимента

3 сентября 1880 года, как писали в газетах, «в Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колёса вагона».

Для демонстрации был использован вагон, переделанный из вагона конки с империалом (вторым пассажирским ярусом, расположенным на крыше).

Сначала на нём несколько раз проехался сам Пироцкий, затем он пригласил покататься пришедших посмотреть на это людей. В вагон, который двигался со скоростью около 10-12 км/ч, поместилось 40 пассажиров.

Первый электрический трамвай Карла Сименса в пригороде Берлина
Первый электрический трамвай Карла Сименса в пригороде Берлина

Кстати, этот трамвай мог без разворота ездить в любую сторону – вперёд и назад. Питание обеспечивалось от установленной недалеко миниатюрной электростанции, которая передавала электричество по сами рельсам.

Испытания продолжались весь сентябрь. Горожане от нового транспорта были в восторге. Но для продолжения эксперимента и усовершенствования трамвая у самого Пироцкого не было средств.

Кроме того, появление электрического трамвая было весьма невыгодно городским монополистам – владельцам конно-железных дорог. В общем, эксперимент таковым и остался.

Первый российский электрический трамвай производства немецкой фирмы Pullman
Первый российский электрический трамвай производства немецкой фирмы Pullman

Зато электрическим трамваем Федора Пироцкого заинтересовались за рубежом. Его работы тщательно изучил Карл Сименс. А в 1881 году братья фон Сименс открыли в пригороде Берлина первую постоянную электрическую трамвайную линию. 

В Российском же империи постоянно действующий электротрамвай появился только год спустя – в 1892-м году в Киеве.

Первые закупленные вагоны, кстати, были немецкими. Правда, все эти трамвайные линии работали уже иначе – электричество подавалось по проводам, как это происходит сейчас, а не по рельсам.

Фёдор Аполлонович Пироцкий, изобретатель электрического трамвая
Фёдор Аполлонович Пироцкий, изобретатель электрического трамвая

А Пироцкий умер в 1898 году в бедности – для его похорон пришлось закладывать его скудное имущество. В тот же год в Петербурге была создана комиссия по проработке проекта запуска в городе электрического трамвая.