Государство отдаст в управление группе ВТБ другую госкомпанию - "Объединённую судостроительную корпорацию"(ОСК). Я знаю зачем.
Что такое ОСК
Почти вся судостроительная отрасль России принадлежит государству. Все значимые судостроительные и судоремонтные заводы собраны в единую госкорпорацию. Она называется "Объединенная судостроительная корпорация".Сокращённо - ОСК. Можно назвать ОСК министерством судостроения и судоремонта.
Объединенная судостроительная корпорация создана в соответствии с указом президента России в 2007 году, 100% ее акций принадлежат государству.
Компанию формировали 15 лет. Государство постепенно собирало под одной крышей всех, кто имеет отношение к кораблестроению. Это не было причудой президента. А острая необходимость, чтобы спасти отрасль. Многие предприятия входили в состав ОСК, будучи банкротами, или в предбанкротном состоянии. Корпорация получила доступ к мерам господдержки и к государственным заказам. Получился серьёзный денежный поток. С его помощью ОСК восстановила производственную деятельность на проблемных предприятиях.
Сейчас в состав ОСК входит более 48 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий в 15 регионах России. На предприятиях ОСК трудится 95 тысяч человек.
По итогам 2022 года выручка группы ОСК составила 384 млрд. рублей.
ОСК имеет в работе долгосрочные портфели заказов в части военного кораблестроения, и в гражданских проектах.
Зачем ОСК передают под управление ВТБ
10 августа 2023 года Минпромторг РФ предложило передать 100% акций АО "ОСК" в доверительное управление ПАО "Банк ВТБ" сроком на пять лет. Президент поддержал предложение.
На первый взгляд ОСК - уже зрелый самостоятельный бизнес, который сумел выкарабкаться из долговой ямы и набирает крейсерскую скорость.
Внешнее управление ему не нужно. Тем более, что во главе холдинга стоят опытные корабельных дел мастера, а тут им на смену сажают банкиров. Что они могут дать корпорации? Оказывается -могут.
Ситуацию прокомментировал глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Он сказал что эта операция позволит привлечь внебюджетное финансирование для дальнейшего развития корпорации. Также он надеется, что доверительный управляющий выведет корпорацию в прибыль, сохранит и разовьет производственные компетенции входящих в нее предприятий.
Вот прямая цитата Дениса Мантурова:
Судостроение сейчас находится в фазе роста, что требует обеспечения финансовой стабильности и инвестиций в модернизацию производственных мощностей ОСК, где консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса.
Обратим внимание на две показательных реплики:
- требует обеспечения финансовой стабильности и инвестиций в модернизацию производственных мощностей ОСК
- позволит привлечь внебюджетное финансирование для дальнейшего развития корпорации
Сие означает, что Государство планирует развивать ОСК дальше. Строить новые заводы, модернизировать действующие. Ведь это стратегическая отрасль. Её необходимо развивать. Но нужны деньги. Много денег. Потянуть такие большие расходы из госбюджета государство пока не может. На западных границах затяжная война. Не известно когда она кончится. Новые присоединённые регионы потребуют больших расходов на развитие. Непонятно, когда закончится история с санкциями и чем закончится, тоже непонятно. У российского бюджета впереди несколько неопределённых лет с непредсказуемо высокими расходами.
Надо где-то взять деньги на развитие ОСК. Где? ключевое слово - "внебюджетное финансирование". Я думаю, что оно произойдёт так.
ВТБ выведет ОСК на высокую прибыльность. Поможет с кредитами, направит ловких бухгалтеров, которые "нарисуют" в бухгалтерских отчётах красивые числа высоких прибылей.
И проведут IPO ОСК.
Деньги от продажи акций как раз пойдут на развитие компании.
Красивая изящная схема. Вероятно, нас ждёт очередное народное IPO. На волне патриотизма нормально зайдёт. Покажут пару новостных сюжетов, как ОСК строит атомные подводные лодки, океанские крейсера и атомные ледоколы для Севморпути, газовые и нефтяные танкеры ледового класса. Ещё покажут, как Вьетнам, Боливия, Индия и Венесуэла заказывают корабли у ОСК. А затем начнут компанию по размещению акций ОСК. После такой рекламы грех не купить акции.
Скептики напомнят про народное IPO ВТБ, которое разочаровало многих горе-инвесторов.
Но скептикам можно противопоставить народное IPO Совкомфлота. Биржевая история акций этой компании менее трагична.
В общем, со свистом, гамом и топотом размещение акций ОСК пройдёт. На Мосбирже появится ещё один эмитент с государственным участием. Такой же как Газпром, Сбербанк, ВТБ, Совкомлофт, Гусгидро, Россети.
Это будет надёжная компания. У её акций хорошие дивидендные перспективы. Первые годы после IPO дивиденды, если и будут, то будут скромные. Деньги потратят на развитие компании.
Для мелкого инвестора нет необходимости Покупать акции ОСК именно на первичном размещении. Комфортнее покупать их на бирже после того, как компания начнёт формировать дивидендную историю. Тогда уже будут понятно, чего компания стоит.
При желании можно купить и на первичном размещении. Но не на "всю котлету". После IPO dозможны дикие скачки котировок. Возможно, несколько лет придётся пересиживать в просадке. Приготовьтесь морально к такому повороту событий.
Я в своё время воздержался от первичного размещения ВТБ по 13 копеек. Зато теперь постепенно комфортно формирую пакет акций ВТБ по ценам в диапазоне от 2 до 5 копеек за акцию.
С ОСК планирую поступить так же.
Перспективы развития ОСК
Внутренний рынок
Главная перспектива развития ОСК состоит в том, что России накопился огромный отложенный спрос на новые корабли. Корпорация много лет будет насыщать рынок. А затем десятки лет будет обслуживать, обновлять и ремонтировать весь флот России. Это было, во-первых. Будет ещё во-вторых. Но пока короткими штрихами обозначу емкость потенциального рынка для ОСК.
Восстановление рыбопромыслового флота России - одна из приоритетных задач, стоящих перед ОСК. На верфях корпорации уже стоят десятки рыболовецких судов разных типов, от краболовных судов до больших морозильных рыболовных траулеров. Это работа на многие десятилетия.
Вот ещё. Денис Мантуров объявил, что:
"В интересах развития Севморпути до 2035 года на российских верфях планируется строительство порядка 120 судов разного типа и назначения. Это, в частности, газовозы, танкеры, контейнеровозы - все они естественно усиленного ледового класса"
И это только начало. Если начнётся активное движение между Европой и Азией по Севморпути, то 120 кораблей не хватит. Можно сказать, что 120 судов - это для затравки. Только накатать дорогу. А дальше флот начнёт увеличиваться в геометрической прогрессии.
В разговор включается Замглавы Минтранса РФ Александра Пошивай. Он рассказывает о том, что Россия нуждается в большом речном флоте для внутренних перевозок пассажиров и груза.
По его мнению потребность речного флота в России до 2035 года оценивается в более, чем 500 новых судов. И это по его мнению только начало:
В настоящий момент на внутренних водных путях эксплуатируются 12 тыс. 705 судов. Средний возраст речного флота приближается к 40 годам.
Эти тринадцать тысяч кораблей скоро потребуют полной замены.
Так же чиновник от минтранса отмечает, что России необходим флот скоростных пассажирских кораблей. Он ожидает, что до 2035 года отечественные корабелы построят 525 судов речных и класса "река-море".
ОСК как раз только-только показала на форуме "Армия-2023" быстроходный пассажирский катамаран на подводных крыльях HSC150B, Судно предназначено для скоростных пассажирских перевозок на дистанции до 1 тыс. км по внутренним водоемам и прибрежным районам морей. При этом оно сможет курсировать в любое время суток. Вместимость - 150 пассажиров.
Пассажирский салон оборудован системой кондиционирования воздуха, есть багажное отделение и места для пассажиров с ограниченными возможностями. В ОСК сообщили, что первые такие корабли сдадут в эксплуатацию летом 2024 года.
Внешний рынок
На территории России уже разработаны технологии беспилотного управления речными кораблями.
И ещё есть технология автоматического диспетчера речных судов. Если по рекам и озёрам будет сновать большое количество беспилотных судов, то автоматический диспетчер будет регулировать их движение в соответствии с "дорожной обстановкой" и погодой.
Есть ещё третья прорывная технология. Это корабельные двигатели, которые работают на сжиженном природном газе. Такое топливо дешевле, чем традиционное дизельное топливо.
Итого. Если сложить воедино скоростные технологии судов на подводных крыльях, беспилотное управление, новые экономичные двигатели и диспетчерскую систему, то в России есть все условия для революции в кораблестроении.
Наши корабелы способны изменить идеологию водного транспорта. Это будет быстрый дешёвый и безопасный вид транспорта для внутренних вод. Такой же повседневный, как маршрутки, или грузовики на обычных дорогах.
Азия и Латинская Америка будут покупать такие суда тысячами.
Так же ОСК способна строить на экспорт большие корабли океанского класса.
Военный заказ
Будем помнить, что ОСК - главный исполнитель Министерства обороны для постройки военных кораблей. Неизвестно когда, сколько и какие корабли корпорация будет строить. Ибо - военная тайна. Но нет сомнений, что именно ОСК будет строить. Ведь контрольный пакет корпорации принадлежит государству. Кому ещё можно доверить столь ответственное дело?
Если ОСК проведёт IPO, то это станет новой вехой для отечественного фондового рынка.
Следом можно ожидать на бирже ОАК - объединённая авиастроительная компания. Роскосмос и Росатом тоже появятся на бирже.
Россия строит госкапитализм. Государство держит контроль над всеми ключевыми отраслями промышленности. Банки, газ, нефтянку и эектроэнергетику оно уже контролирует, но при этом делится частью собственности с гражданами. Точно так же произойдёт с остальными важными отраслями.
Напоминаю, что помимо перечисленных творческих достижений у меня есть ещё один повод для гордости. А именно, телеграм-канал "Лента финансовых новостей". Здесь я собираю только значимую информацию для долгосрочных инвесторов, для любителей фундаментального анализа и для адептов дивидендной стратегии.