Уважаемые друзья, читатели канала, всех приветствую!
Рассказываю о двух гигантских, шикарно украшенных и оснащённых по последнему слову древнеримской техники кораблях римского императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика по прозвищу "Калигула".
Это были ценнейшие для научного изучения корабли первого века н.э., которые попали в руки исследователей, практически наших современников, в первой половине двадцатого века. Начало истории здесь:
В первой части я собрала исторические сведения, цифры, даты, а также фотографии подъёма кораблей со дна озера.
А во второй я хочу вам показать и подробнее рассказать об уровне развития древнеримской науки и техники. О механизмах и приёмах, которые они изобрели, прекрасно знали и умело использовали, а мы смогли открыть повторно, буквально, второй раз "изобретая велосипед", только спустя полтора тысячелетия и позже.
Находка этих кораблей доказала огромные возможности древних римлян. До этого ученые часто высмеивали саму идею о том, что римляне были способны построить большие корабли, какими, согласно некоторым древним источникам, были римские зерновозы.
При осушении озера специалистов ждало первое открытие: был найден античный канал-тоннель, который существовал уже тысячи лет и использовался для сброса воды из этого са́мого озера при наводнениях.
Озеро Неми вулканического происхождения, оно не имеет естественных стоков и в результате дождей вода накапливалась в кратере, как в тазике.
Вследствие этого уровень воды в озере сильно колебался и в конце концов заколебал живущих по соседству граждан и местные власти (каламбур, однако). Древние римляне виртуозно решили эту задачу: построили подземный канал протяженностью 1650 метров, проложив его сквозь стену кратера. Выход воды из канала осуществлялся на 10 метров ниже входа по уровню, и дальше по дренажным каналам она уходила в море.
Впоследствии они решили ещё понизить уровень воды в озере и пробили новый сток для вод - на 11 метров ниже первоначального, а верхний закрыли.
Древние инженеры всё рассчитали безупречно и чётко. При планировании туннеля использовался кратчайший путь от озера наружу с учетом минимального необходимого уклона спуска. Просто представьте: водоотводной канал был пробит 2300 лет назад, так датируют его учёные.
Одна-единственная вилла, несмотря на запрет строительства в святом месте, стояла прямо у воды - вилла всем известного Гая Юлия Цезаря. Позже она перешла в собственность к его тёзке по прозвищу Калигула.
О том, что баржи построены для Калигулы, свидетельствуют надписи с его именем на предметах интерьера этих судов и год постройки, указанный на некоторых покрывавших пол плитках и свинцовых водопроводных трубах.
Выяснилось, что сосновые доски обшивки нижней части корпуса для защиты от влаги были покрыты шерстяной тканью, пропитанной смесью битума и смолы, а затем обиты снаружи свинцовыми листами толщиной 1 мм в три слоя. Листы прибивались гвоздями, концы гвоздей загибались.
Подобная обшивка также защищала корпус от обрастания моллюсками.Вы думали, это безобидные ракушки? Я тоже раньше так думала. Оказывается, это страшные паразиты, уничтожающие древесину корпуса корабля не хуже термитов. "Корабельные черви" - семейство морских двустворчатых моллюсков, Тередо. Они живут в ходах, которые протачивают в древесине с помощью двух треугольной формы известняковых раковин размером 2 см. Ими, как челюстями, они и орудуют, питаясь, само собой, деревом.
Так что и с этой проблемой древние римляне справлялись легко и непринуждённо. В пресном озере подобных червей не было, и эта предосторожность может показаться излишней, чрезмерной. Зато это свидетельствует о том, что корпуса кораблей были построены в соответствии со стандартизированными римскими методами судостроения, а не специально.
Интересно, что многочисленные медные гвозди были обработаны каким-то антикоррозийным раствором и прекрасно сохранились.
Корабли управлялись при помощи крепившихся на корме 11-метровых рулевых вёсел, которые были найдены, но, как и остальные экспонаты из дерева, не пережили пожар 1944 года.
Корабль №1 имел пару таких рулевых вёсел, корабль №2 — две пары.
Важной деталью руля был румпель — деревянная поперечина, крепившаяся у верхнего конца руля, что облегчало его поворот вокруг своей оси.
На месте корабли удерживались при помощи нескольких найденных здесь же 5-метровых якорей.
На кораблях Калигулы было два якоря. Один из них, дубовый, — классическая конструкция с железными лапами и свинцовым штоком (фото ниже).
Другой якорь, тоже из железа и дерева, по конструкции и форме оказался якорем адмиралтейского типа. До этого открытия считалось , что подобный, так называемый адмиралтейский тип, был впервые спроектирован английским капитаном Роджером в 1851 году (фото ниже).
Удивительно - в устройстве для подъема якорей использовался кривошипно-шатунный механизм; также на судах имелись сложные насосы для откачки воды, которая поступала во время плавания (описаны Витрувием).
На кораблях Калигулы были надстройки: в виде патрицианского дома, в виде храма, они были покрыты терракотовой или позолоченной медной плиткой, украшены колоннами, мозаичными полами, мраморными и бронзовыми статуями, звериными протомами, гермами на балюстраде.
Находка труб и насосов говорит о наличии водопровода, который обслуживал бассейн или фонтан.
Кирпичи особой конструкции указывают на присутствовавший огневоздушный теплый пол, называемый «гипокауст» или «гипокостум» или на имевшуюся здесь же баню, о которых пишет Гай Светоний Транквилл.
Одними из самых эффектных, поднятых со дна артефактов, являются прото́мы: звериные морды со швартовочными кольцами в зубах. Они очень красивы! Проработка деталей впечатляет!
Они были обнаружены в 1895 году. Прикреплялись к концам консольных балок, которые поддерживали каждую позицию гребцов на втором корабле.
На фото ниже - прото́м в виде головы Медузы Горгоны, излюбленного мифологического персонажа, обладающего, как считали древние римляне, силой талисмана, оберегающего от несчастий.
Полы, вероятнее всего, были из досок, но в особо торжественных местах они были мозаичными, как и на суше.
Древнеримские мозаики это отдельная тема, они выполнялись с огромным мастерством, и, в отличие от живописных произведений, прекрасно сохранились, т.к. смальта, мрамор, известняк прочные и долговечные материалы.
На каждом корабле была вращающаяся платформа. Одна из них была установлена на бронзовых шариках в углублениях и представляет собой самый ранний пример упорного шарикоподшипника, который, как считалось ранее, был впервые предложен Леонардо да Винчи, но разработан гораздо позже.
Предыдущие находки римских шарикоподшипников (использовавшихся для осей водяных колес в термальных ваннах) имели чечевицеобразную форму. Вторая платформа была почти идентична по конструкции, но использовала цилиндрические подшипники.
Хотя все согласны с тем, что платформы предназначались для демонстрации статуй, было также высказано предположение, что они могли предназначаться для палубных кранов, используемых для погрузки припасов.
Было найдено и отреставрировано ещё много предметов того времени:
Ге́рма — особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом. Эти гермы двусторонние, причём лица с обеих сторон разные.
И последнее, про якоря.
На протяжении веков на дне Средиземного моря было обнаружено большое количество свинцовых стержней четырехграной формы. Велись споры о том, являются ли они якорными штоками или нет. Некоторые утверждали, что деревянные якоря с железными наконечниками, закрепленными веревками, недостаточно тяжелы, чтобы быть эффективными, поэтому у них должны были быть металлические штоки, и по этому поводу возникли серьезные академические разногласия.
Корабли из озера Неми, построенные в переходный период, когда железные якоря заменили деревянные, были первыми римскими затонувшими кораблями, у которых были обнаружены неповрежденные якоря. Их находка подтвердила, что свинцовые стержни действительно были якорными штоками.
Поршневые насосы (ctesibica machina: Витрувий X.4–7) снабжали два корабля горячей и холодной проточной водой по свинцовым трубам.
Горячая вода снабжала ванны, а холодная снабжала фонтаны питьевой водой. Эта сантехническая технология позже была утеряна и вновь открыта только в средние века.
Дорогие друзья! Если вы это читаете, значит вы дочитали эту статью до конца и, надеюсь, вам было интересно. Не скупитесь на лайки, нажмите пальчик вверх. Канал не монетизирован. Только ваши лайки мне показывают, что подобные статьи востребованы.
С первой статьей творится что-то неладное! Ей Богу, у меня создаётся ощущение, что все читатели засыпают на середине повествования. Дочитки растут, а лайков нет.
Или так всё плохо?)))
Заинтересовавшихся темой античности приглашаю к прочтению статьи:
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, к культуре, к искусству и истории! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.