Найти в Дзене
Hélène Fourment

Римские сокровища

Уважаемые друзья, читатели канала, всех приветствую! Рассказываю о двух гигантских, шикарно украшенных и оснащённых по последнему слову древнеримской техники кораблях римского императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика по прозвищу "Калигула". Это были ценнейшие для научного изучения корабли первого века н.э., которые попали в руки исследователей, практически наших современников, в первой половине двадцатого века. Начало истории здесь: В первой части я собрала исторические сведения, цифры, даты, а также фотографии подъёма кораблей со дна озера. А во второй я хочу вам показать и подробнее рассказать об уровне развития древнеримской науки и техники. О механизмах и приёмах, которые они изобрели, прекрасно знали и умело использовали, а мы смогли открыть повторно, буквально, второй раз "изобретая велосипед", только спустя полтора тысячелетия и позже. Находка этих кораблей доказала огромные возможности древних римлян. До этого ученые часто высмеивали саму идею о том, что римляне были спосо

Уважаемые друзья, читатели канала, всех приветствую!

Рассказываю о двух гигантских, шикарно украшенных и оснащённых по последнему слову древнеримской техники кораблях римского императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика по прозвищу "Калигула".

Так мог выглядеть один из кораблей. Рисунок выполнен с учётом всех открытий и находок, сделанных при подъеме судна со дна озера Неми.
Так мог выглядеть один из кораблей. Рисунок выполнен с учётом всех открытий и находок, сделанных при подъеме судна со дна озера Неми.

Это были ценнейшие для научного изучения корабли первого века н.э., которые попали в руки исследователей, практически наших современников, в первой половине двадцатого века. Начало истории здесь:

В первой части я собрала исторические сведения, цифры, даты, а также фотографии подъёма кораблей со дна озера.

Чертёж озера Неми и обозначения местоположения кораблей
Чертёж озера Неми и обозначения местоположения кораблей

А во второй я хочу вам показать и подробнее рассказать об уровне развития древнеримской науки и техники. О механизмах и приёмах, которые они изобрели, прекрасно знали и умело использовали, а мы смогли открыть повторно, буквально, второй раз "изобретая велосипед", только спустя полтора тысячелетия и позже.

Находка этих кораблей доказала огромные возможности древних римлян. До этого ученые часто высмеивали саму идею о том, что римляне были способны построить большие корабли, какими, согласно некоторым древним источникам, были римские зерновозы.

При осушении озера специалистов ждало первое открытие: был найден античный канал-тоннель, который существовал уже тысячи лет и использовался для сброса воды из этого са́мого озера при наводнениях.

Вход в тоннель, ведущий к водоводу
Вход в тоннель, ведущий к водоводу

Озеро Неми вулканического происхождения, оно не имеет естественных стоков и в результате дождей вода накапливалась в кратере, как в тазике. 

Чертёж коридора в разрезе, ведущего к тоннелю
Чертёж коридора в разрезе, ведущего к тоннелю

Вследствие этого уровень воды в озере сильно колебался и в конце концов заколебал живущих по соседству граждан и местные власти (каламбур, однако). Древние римляне виртуозно решили эту задачу: построили подземный канал протяженностью 1650 метров, проложив его сквозь стену кратера. Выход воды из канала осуществлялся на 10 метров ниже входа по уровню, и дальше по дренажным каналам она уходила в море.

Схема подземного канала: вид сбоку, вид сверху и угол его наклона. Нашла в англоязычной Wiki.
Схема подземного канала: вид сбоку, вид сверху и угол его наклона. Нашла в англоязычной Wiki.

Впоследствии они решили ещё понизить уровень воды в озере и пробили новый сток для вод - на 11 метров ниже первоначального, а верхний закрыли.

Древние инженеры всё рассчитали безупречно и чётко. При планировании туннеля использовался кратчайший путь от озера наружу с учетом минимального необходимого уклона спуска. Просто представьте: водоотводной канал был пробит 2300 лет назад, так датируют его учёные.

Священное озеро охранялось законом: рядом с ним нельзя было жить, по нему запрещено было плавать.
Священное озеро охранялось законом: рядом с ним нельзя было жить, по нему запрещено было плавать.

Одна-единственная вилла, несмотря на запрет строительства в святом месте, стояла прямо у воды - вилла всем известного Гая Юлия Цезаря. Позже она перешла в собственность к его тёзке по прозвищу Калигула.

О том, что баржи построены для Калигулы, свидетельствуют надписи с его именем на предметах интерьера этих судов и год постройки, указанный на некоторых покрывавших пол плитках и свинцовых водопроводных трубах.

На одной из свинцовых труб малого корабля была обнаружена надпись: «Собственность Кая Цезаря Августуса Германикуса» — полное имя Калигулы. Сомнений относительно владельца не осталось.
На одной из свинцовых труб малого корабля была обнаружена надпись: «Собственность Кая Цезаря Августуса Германикуса» — полное имя Калигулы. Сомнений относительно владельца не осталось.
..."зарь Авг Германи"...
..."зарь Авг Германи"...

Выяснилось, что сосновые доски обшивки нижней части корпуса для защиты от влаги были покрыты шерстяной тканью, пропитанной смесью битума и смолы, а затем обиты снаружи свинцовыми листами толщиной 1 мм в три слоя. Листы прибивались гвоздями, концы гвоздей загибались.

Не смогла найти это фото в лучшем разрешении.      1 - корпус судна, 2 - слой просмолённой шерстяной ткани, 3 - свинцовые пластины.
Не смогла найти это фото в лучшем разрешении. 1 - корпус судна, 2 - слой просмолённой шерстяной ткани, 3 - свинцовые пластины.
Макет корабля в масштабе 1:5 с воспроизведенной свинцовой обивкой выполнен по сохранившимся обмерам и фотографиям.
Макет корабля в масштабе 1:5 с воспроизведенной свинцовой обивкой выполнен по сохранившимся обмерам и фотографиям.

Подобная обшивка также защищала корпус от обрастания моллюсками.Вы думали, это безобидные ракушки? Я тоже раньше так думала. Оказывается, это страшные паразиты, уничтожающие древесину корпуса корабля не хуже термитов. "Корабельные черви" - семейство морских двустворчатых моллюсков, Тередо. Они живут в ходах, которые протачивают в древесине с помощью двух треугольной формы известняковых раковин размером 2 см. Ими, как челюстями, они и орудуют, питаясь, само собой, деревом.

"Здесь был Шашень". Вот в такую "губку" могут превратить эти черви корпус корабля.
"Здесь был Шашень". Вот в такую "губку" могут превратить эти черви корпус корабля.

Так что и с этой проблемой древние римляне справлялись легко и непринуждённо. В пресном озере подобных червей не было, и эта предосторожность может показаться излишней, чрезмерной. Зато это свидетельствует о том, что корпуса кораблей были построены в соответствии со стандартизированными римскими методами судостроения, а не специально.

Интересно, что многочисленные медные гвозди были обработаны каким-то антикоррозийным раствором и прекрасно сохранились.

-12

Корабли управлялись при помощи крепившихся на корме 11-метровых рулевых вёсел, которые были найдены, но, как и остальные экспонаты из дерева, не пережили пожар 1944 года.

Кормовой руль римской лодки, рельеф I век нашей эры - зелёным цветом. Румпель - синим цветом
Кормовой руль римской лодки, рельеф I век нашей эры - зелёным цветом. Румпель - синим цветом

Корабль №1 имел пару таких рулевых вёсел, корабль №2 — две пары.

-14

Важной деталью руля был румпель — деревянная поперечина, крепившаяся у верхнего конца руля, что облегчало его поворот вокруг своей оси.

Макет части кормы с апостиками и кормовым рулевым веслом в масштабе 1:1
Макет части кормы с апостиками и кормовым рулевым веслом в масштабе 1:1
Макет кормовой части корабля в натуральную величину и человек для масштаба. 1 - рулевое весло с 2 - румпелем.
Макет кормовой части корабля в натуральную величину и человек для масштаба. 1 - рулевое весло с 2 - румпелем.

На месте корабли удерживались при помощи нескольких найденных здесь же 5-метровых якорей.

Картинка для наглядности (масштаба)
Картинка для наглядности (масштаба)

На кораблях Калигулы было два якоря. Один из них, дубовый, — классическая конструкция с железными лапами и свинцовым штоком (фото ниже).

-18

Другой якорь, тоже из железа и дерева, по конструкции и форме оказался якорем адмиралтейского типа. До этого открытия считалось , что подобный, так называемый адмиралтейский тип, был впервые спроектирован английским капитаном Роджером в 1851 году (фото ниже).

-19

Удивительно - в устройстве для подъема якорей использовался кривошипно-шатунный механизм; также на судах имелись сложные насосы для откачки воды, которая поступала во время плавания (описаны Витрувием).

На кораблях Калигулы были надстройки: в виде патрицианского дома, в виде храма, они были покрыты терракотовой или позолоченной медной плиткой, украшены колоннами, мозаичными полами, мраморными и бронзовыми статуями, звериными протомами, гермами на балюстраде.

Реконструкция крыши с покрытием медными пластинами - сверху. Внизу найденные подлинные пластины.
Реконструкция крыши с покрытием медными пластинами - сверху. Внизу найденные подлинные пластины.
-21

Находка труб и насосов говорит о наличии водопровода, который обслуживал бассейн или фонтан.

Трубы могли быть и керамическими, и свинцовыми
Трубы могли быть и керамическими, и свинцовыми
Бронзовые краны изготовлены 2000 лет назад, в это сложно поверить.
Бронзовые краны изготовлены 2000 лет назад, в это сложно поверить.

Кирпичи особой конструкции указывают на присутствовавший огневоздушный теплый пол, называемый «гипокауст» или «гипокостум» или на имевшуюся здесь же баню, о которых пишет Гай Светоний Транквилл.

Одними из самых эффектных, поднятых со дна артефактов, являются прото́мы: звериные морды со швартовочными кольцами в зубах. Они очень красивы! Проработка деталей впечатляет!

Протом волка. К подобному кольцу могли швартоваться небольшие лодки, подвозящие людей или припасы к большим кораблям.
Протом волка. К подобному кольцу могли швартоваться небольшие лодки, подвозящие людей или припасы к большим кораблям.

Они были обнаружены в 1895 году. Прикреплялись к концам консольных балок, которые поддерживали каждую позицию гребцов на втором корабле.

Обратите внимание. Морда львицы не симметричная и поэтому как живая.
Обратите внимание. Морда львицы не симметричная и поэтому как живая.
На макете показано, как крепились протомы.
На макете показано, как крепились протомы.

На фото ниже - прото́м в виде головы Медузы Горгоны, излюбленного мифологического персонажа, обладающего, как считали древние римляне, силой талисмана, оберегающего от несчастий.

-27

Полы, вероятнее всего, были из досок, но в особо торжественных местах они были мозаичными, как и на суше.

Мозаика отреставрирована, но всё равно сложно представить, что она две тысячи лет пролежала на дне озера.
Мозаика отреставрирована, но всё равно сложно представить, что она две тысячи лет пролежала на дне озера.

Древнеримские мозаики это отдельная тема, они выполнялись с огромным мастерством, и, в отличие от живописных произведений, прекрасно сохранились, т.к. смальта, мрамор, известняк прочные и долговечные материалы.

На каждом корабле была вращающаяся платформа. Одна из них была установлена на бронзовых шариках в углублениях и представляет собой самый ранний пример упорного шарикоподшипника, который, как считалось ранее, был впервые предложен Леонардо да Винчи, но разработан гораздо позже. 

-29

Предыдущие находки римских шарикоподшипников (использовавшихся для осей водяных колес в термальных ваннах) имели чечевицеобразную форму. Вторая платформа была почти идентична по конструкции, но использовала цилиндрические подшипники. 

Предположительная реконструкция и возможный вид этого устройства. Это не фантазия современного конструктора: она выполнена на основании найденных деталей механизма.
Предположительная реконструкция и возможный вид этого устройства. Это не фантазия современного конструктора: она выполнена на основании найденных деталей механизма.

Хотя все согласны с тем, что платформы предназначались для демонстрации статуй, было также высказано предположение, что они могли предназначаться для палубных кранов, используемых для погрузки припасов.

Поднятые на поверхность, извлечённые из ила части вращающейся платформы. Фото 1930-х.
Поднятые на поверхность, извлечённые из ила части вращающейся платформы. Фото 1930-х.

Было найдено и отреставрировано ещё много предметов того времени:

До реставрации, процесс поднятия корабля со дна озера
До реставрации, процесс поднятия корабля со дна озера
После реставрации, в экспозиции музея. Подобные украшения, правая и левая руки, были декором на соответствующих рулях направления - правом и левом.
После реставрации, в экспозиции музея. Подобные украшения, правая и левая руки, были декором на соответствующих рулях направления - правом и левом.
Размер этих герм стандартный и его легко себе представить - это перила кормы одного из кораблей.
Размер этих герм стандартный и его легко себе представить - это перила кормы одного из кораблей.

Ге́рма — особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом. Эти гермы двусторонние, причём лица с обеих сторон разные.

Герма - украшение перил
Герма - украшение перил
Герма - столбик с бюстом, украшение перил.
Герма - столбик с бюстом, украшение перил.

И последнее, про якоря.

На протяжении веков на дне Средиземного моря было обнаружено большое количество свинцовых стержней четырехграной формы. Велись споры о том, являются ли они якорными штоками или нет. Некоторые утверждали, что деревянные якоря с железными наконечниками, закрепленными веревками, недостаточно тяжелы, чтобы быть эффективными, поэтому у них должны были быть металлические штоки, и по этому поводу возникли серьезные академические разногласия. 

Свинцовый шток (стрелки) на деревянном якоре. Шток древний, реставрирован, остальное - реконструкция.
Свинцовый шток (стрелки) на деревянном якоре. Шток древний, реставрирован, остальное - реконструкция.

Корабли из озера Неми, построенные в переходный период, когда железные якоря заменили деревянные, были первыми римскими затонувшими кораблями, у которых были обнаружены неповрежденные якоря. Их находка подтвердила, что свинцовые стержни действительно были якорными штоками. 

Поршневые насосы (ctesibica machina: Витрувий X.4–7) снабжали два корабля горячей и холодной проточной водой по свинцовым трубам.

-38

Горячая вода снабжала ванны, а холодная снабжала фонтаны питьевой водой. Эта сантехническая технология позже была утеряна и вновь открыта только в средние века.

Дорогие друзья! Если вы это читаете, значит вы дочитали эту статью до конца и, надеюсь, вам было интересно. Не скупитесь на лайки, нажмите пальчик вверх. Канал не монетизирован. Только ваши лайки мне показывают, что подобные статьи востребованы.

С первой статьей творится что-то неладное! Ей Богу, у меня создаётся ощущение, что все читатели засыпают на середине повествования. Дочитки растут, а лайков нет.

Или так всё плохо?)))

Заинтересовавшихся темой античности приглашаю к прочтению статьи:

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, к культуре, к искусству и истории! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.

Фото обложки
Фото обложки