Благодаря интернету, Михаил Шуфутинский стал вторым отечественным примером для учебника, как современные технологии и состояние мозгов их потребителей могут оказать влияние на творчество и жизнь ничего не подозревающих артистов.
Пальма первенства здесь, конечно, за Эдуардом Хилем, который, на склоне лет получил кусочек мировой популярности и прозвище Mr. Trololo.
Однако, если основная роль в раскрутке Хиля принадлежит американским пабликам, то "Третье сентября" - целиком, так сказать, отечественный продукт.
Как говорят официальные источники, когда Михаил Захарович вернулся с американщины к родным русским берёзкам, то озаботился освежением репертуара, потому за старый и любимый теперь приходилось отстегивать всяким жадным Розенбаумам, да и вообще, пора было несколько пригладить имидж певца блатной романтики.
В этот момент певца настиг вездесущий Игорь Крутой, который, в тот момент, взвалил на себя титанову задачу - окормлять своими произведениями большую часть артистов, работающих с аудиторией "кому за…"
Со слов Шуфутинского, композитор продал ему песню, можно сказать из-под полы, как родному, хотя была она якобы обещана другому певцу, но как только он увидел Михаила Захаровича, то сразу понял, что эта песня для него, и только для него..
Будем честны - только длительное отсутствие на Родине бывшего регента ВИА "Вейтесь Пейсы" руководителя ВИА "Лейся Песня" помешало ему разглядеть, что из-под полы впаривают немного залежалый товар, поскольку рачительный и бережливый Игорь Крутой использовал по второму разу мелодию из своей же песни "Как быть", которую в 1988 году исполнил его старый друг Александр Серов. Интересно, что впервые этот опус прозвучал в кинофильме с характерным название " Сувенир для прокурора".
Хотя, надо сказать, что композиция была не только перелицована, но и дополнительно украшена гениальными стихами Игоря Николаева, который не только композитор, но и поэт, так что с Крутым они образовали то, что на языке Уголовного Кодекса называется "преступное сообщество" и обобрали залетного "толстого фраера" на пару.
Впервые, Шуфутинский исполнил "Третье сентября" в 1994 году, и судя по всему, о хитовом потенциале песни был не особенно высокого мнения, поскольку даже не стал снимать на неё клип.
С той поры прошло добрых полтора десятка лет, прежде чем в 2011 году кто-то из членов интернет-сообщества MDK во 'Вконтактике" не углядел забавного сходства Михаила Захаровича с американским рэпером Риком Россом, и не удержался от того, чтобы сделать мем с его участием, прикрепив к его фотке слова - "Я календарь переверну/и снова третье сентября" и трек Шуфутинского.
Тут надо отметить, что если бы не молодость участников группы из " Вконтактика", то история могла пойти по другому пути, поскольку у людей хоть сколь нибудь старшего поколения, Михаил Захарович ассоциировался совсем с другими песнями, а про "Третье сентября" вообще вряд ли кто-нибудь вспомнил.
В связи с тем, что шутка затрагивала очень специфический пласт культуры, российскому человеку глубоко чуждый, то и мем с Риком Россом долгое время варился в достаточно узкой аудитории, хотя и оброс некоторыми дополнениями, такими как это видео от Beastle Beats:
Приблизительно к 2017 году, интернет-аудитория наконец осознала, что Шуфутинский достаточно меметичен и без подпорок-костылей, в виде никому неведомого негритянского акына, и песня стала форситься в контексте того, что 3 сентября - это такой очень-очень печальный день, благо у каждого найдётся достаточно поводов в это время погрустить (конец летнего отпуска, начало учебного года, очередной захват и раздел Польши и т. д.)
Сам Михаил Захарович, как деловой человек, был несказанно рад такому маркетингу, который не стоил ему ни копейки, и активно включился в движуху.
Так, в 2019 году, его большой концерт в Москве был назначен именно в эту дату.