Найти тему
Елена В

Первая ласточка американского феминизма, или Нелегкая судьба пионерки Олив Отмэн

Каждый, кто слышит слово "пионерка", вспоминает девочку с красным галстуком из недавнего прошлого, но у этого слова есть еще и другое значение: первопроходец.

Именно так называли первых белых переселенцев, бороздящих просторы Северной Америки в крытых фургонах. Их можно увидеть в фильмах-вестернах.

7 сентября 1837 года в многодетной семье Ройса Отмэна и Мэри Энн Отмэн, в девичестве Сперри, родилась Олив Энн Отмэн. Кроме нее у родителей было еще шестеро детей. Через два года после рождения Олив ее папа и мама, ранее принадлежавшие к методистской церкви, стали мормонами.

В августе 1850 года целый пионерский поезд из мормонских фургонов, в котором ехало примерно 85-90 человек отбыл из города Индепенденс, штат Миссури, на юг, где, как предполагал их предводитель Джеймс Брюстер, находилось специально выбранное для мормонов Богом место обитания - Башан.

В пути у мормонов возникли какие-то разногласия и часть фургонов поехала другим путем. Особенно острыми разногласия оказались у отца Олив и так уж вышло, что его фургон, где ехал он сам, его беременная восьмым ребенком супруга и семеро детей, остался один посреди безлюдной аризонской местности.

То, что глава семьи поступил глупо, выяснилось довольно скоро и вошло в историю под названием "Отмэнская резня". Почти вся семья Отмэнов была перебита индейцами, которые вначале вели себя довольно мирно, пытались что-то выторговать, но потом, видимо, обиделись на то, что им ничего не дали.

15-летний Лоренцо, которого не добили, очнувшись, увидел тела родителей, братьев и сестер, только среди не было ни 14-летней Олив, ни 7-летней Мэри Энн. Лоренцо удалось добраться до жилья, где его раны вылечили местные жители, а тела родных потом "похоронили" - обложили камнями, потому что в каменистой пустыне невозможно выкопать могилу. Юноша поклялся, что будет делать все возможное, чтобы найти своих уцелевших сестер.

Тем временем Олив и Мэри Энн находились в плену у индейцев племени явапаев (Олив писала потом в своих воспоминаниях, что сначала ей показалось, что это были апачи). Девочкам приходилось нелегко, но вскоре удача улыбнулась: приехали гости из другого племени - мохаве. Эти индейцы жили побогаче, а дочь их вождя, по имени Топека, увидев, в каком плачевном положении находятся девочки-рабыни, упросила своего отца выкупить их. Так, ценой двух лошадей и овощей Олив и ее сестра стали жить в племени мохаве, в семье их вождя Аэспанео. Отношение изменилось, жена и дочь вождя относились к ним как к своим близким и не нагружали работой.

К сожалению, вскоре случился неурожайный год, унесший жизнь Мэри Энн, а вот Олив, как считают исследователи, стала полноправным членом племени. Об этом говорило то, что ей сделали татуировку на лице, которую наносили только "своим", и дали индейское имя - Оач, а также у нее была еще и своеобразная кличка - Спанца - "неутолимая жажда/страсть". Девушка считала себя круглой сиротой и не хотела возвращаться в мир белых, где, как она думала, у нее не было никого родных. Поэтому, когда в долину Мохаве пришли белые геодезисты, которые снимали местность для строительства железной дороги, Олив не пожелала с ними общаться.

Но вот однажды, на тот момент Олив уже исполнилось 19 лет, в племя Мохаве приехал посланец форта Юма, некий индеец по имени Франциско. Слухи о том, что у индейцев живет белая девушка уже каким-то образом просочились в форт и мохаве было предложено в ультимативной форме отдать ее -" иначе будет плохо". Скрепя сердце, получив выкуп в виде белой лошади и нескольких одеял, индейцы после долгой дискуссии (в ней участвовала и сама Олив) все-таки решили передать девушку в форт.

Сопровождать ее вызвалась подружка Топека. После 20-дневного путешествия Олив прибыла в форт Юма, где жена одного из офицеров отдала ей свое платье, т.к. одежда Олив состояла, по обычаю племени, только из одной юбочки. В форте Олив окружили заботой, она встретила там подругу детства Сьюзан Томпсон, которая впоследствии вспоминала, что Олив сильно горевала по своей жизни в племени. Якобы у нее остался там любимый муж-индеец и двое малышей.

Было ли это правдой или просто романтическими сплетнями? Олив всегда потом говорила, что "эти дикари" относились к ней с уважением. Возможно. Скоро девушка стала значительно веселее, потому что встретила своего брата Лоренцо.

Олив вскоре после освобождения. Фото, сделанное в суде. (Изображение взято из открытых источников в Интернете).
Олив вскоре после освобождения. Фото, сделанное в суде. (Изображение взято из открытых источников в Интернете).

Первая женщина-лектор

Вскоре умная и красивая Олив стала на американском Западе знаменитостью - их с братом покровитель, пастор Стрэттон написал книгу о путешествии Отмэнов и о пленении Олив, по тем временам это был бестселлер - целых 30 тысяч экземпляров. Олив отправилась с братом и священником в турне, где продвигала книгу и читала публичные лекции. Это было весьма необычно и даже немыслимо по тем временам: женщина-лектор, но феминизм уже набирал свои обороты, а люди проявляли повышенный интерес к первой в истории татуированной белой женщине. К тому же, Олив была весьма привлекательна и образована: на деньги от продажи книги поступила в Тихоокеанский Университет.

На одной из лекций она встретила свою судьбу - торговца скотом Джона Фэйрчайлда. Его брата убили индейцы, поэтому у них с Олив было нечто общее... Пастора Стрэттона на свадьбу не пригласили...

После свадьбы Фэйрчайлды поселились в Техасе. Джон весьма преуспел в бизнесе и даже основал свой банк. Олив большую часть времени проводила дома, в просторном и богатом особняке в викторианском стиле, а когда выходила на улицу, то прикрывала лицо вуалью. Она занималась благотворительностью и помогала сиротскому приюту, своих детей у супругов не было.

Правда, потом они всё же удочерили девочку, дав ей имя в честь своих мам - Мэри Элизабет, или сокращенно Мэйми, как любя называли ребенка дома.

А еще однажды Джон Фэйрчайлд скупил все имевшиеся в наличии книги Стрэттона и сжег.

В память Олив в Аризоне появились город Отмэн и Олив Сити.