Найти тему
Мажаев Мемориз

История песни «3 сентября», и ни слова о мемах

День, когда горят костры рябин

Музыка: Игорь Крутой

Слова: Игорь Николаев

Исполнитель: Михаил Шуфутинский

Композиция была обнародована на альбоме 1994 года «Гуляй, душа». В этот период времени Шуфутинский выпускал диски ежегодно, а то и чаще. Кроме того, Михаил начал регулярно бывать на родине с концертами. Эмигрировав в 1981 году в США, спустя девять лет он получил возможность возвращаться с гастролями, причем туры становились все продолжительнее.

Постоянные российские гастроли требовали обновления репертуара, поскольку только на эмигрантской теме Шуфутинский «выезжать» не собирался. В один из приездов он познакомился с композитором Игорем Крутым, известным по работе с Александром Серовым, но пока еще далеко не мэтром. В лирической песне «3 сентября» хороша слышна излюбленная композиторская манера Крутого. А программы для Ирины Аллегровой, Дмитрия Хворостовского, Лары Фабиан, Валерия Леонтьева и многих других, создание продюсерского центра, музыкальных телеканалов и фестивалей были еще впереди.

Текст для песни написал другой композитор Игорь Николаев, который часто сотрудничал с Игорем Крутым в качестве поэта. Как рассказывал позже Крутой, друг и тезка был в курсе всех событий и перипетий его личной жизни, благодаря чему написал много текстов, содержащих автобиографические подробности о Крутом, для разных исполнителей. Впрочем, основана ли песня о расставании 3 сентября (при том, что еще 2 сентября в отношениях лирического героя с возлюбленной все было хорошо) на каких-то реальных фактах, никто из имеющих отношение к созданию композиции не признавался. Как бы то ни было, песню на диске «Гуляй, душа» расслышали и по сей день она остается в плейлисте большинства концертов Шуфутинского.

Многие поклонники также задавались вопросом, почему выбрана именно такая дата, а не более «яркая», вроде 1 сентября? В результате сетевой дискуссии победила версия, что «3 сентября» просто лучше подходит под размер строки.

Как рассказывал позднее Михаил Захарович, в его репертуаре «3 сентября» появилась почти случайно. Среди песен, над которыми они работали с Игорем Крутым при подготовке совместного альбома «Однажды в Америке», ее первоначально не было: композитор планировал отдать её «другому певцу», а Шуфутинского в качестве исполнителя не рассматривал. Певец же сразу отметил магнетизм песни и сказал Игорю Крутому, что должен ее спеть. К счастью, «другому певцу» композитор пообещать произведение еще не успел и без проблем отдал ее Шуфутинскому.

Аранжировку сделал Евгений Кобылянский, вложив в нее, по словам Михаила Захаровича, «всю свою любовь к большим развернутым гитарным соло». Слегка критиковать композицию позволяет себе только сам Шуфутинский, называя её слишком затянутой и излишне драматичной. Возможно, за это ее и полюбили представители разных социальных слоев.

Алексей Мажаев, сайт «Радио Шансон», 3 сентября 2014