Найти тему

Не бойтесь плана — он не кусается

Оглавление

В комментариях попросили написать статью о том, как составить план, начиная работать над своим произведением. Да, речь идёт о своей книге или рассказе, причём художественной, так как к научно-популярной книге или статье план составляется по-другому.

О пользе плана я пишу часто, но вот о том, как его составить, действительно статьи не было. Я, прочитав вопрос, сначала удивилась, что для кого-то это может быть проблемой, вроде бы план составляется интуитивно. Но потом подумала, что люди на школьные планы ориентируются, а они вряд ли здесь могут помочь. Во-первых, в школе планы составляются по чужим (часто плохо понятым, а то и непрочитанным) произведениям, по заданной учителем (тоже чужой) теме. Во-вторых, экономя время, школьники часто составляют план уже после написания сочинения, так как план требует тщательного обдумывания. А это делать лень. Но можно ли ссылаться на лень и экономию времени, если речь идёт о своей книге?

Короче, решила я дать несколько советов по составлению плана. Тут всё очень индивидуально, поэтому в статье именно советы, а не руководство к действию, но, возможно, они будут полезны.

С чего начнём?

Книга, как правило, начинается с задумки, когда автору приходит в голову идея написать о… Ну, о чём-то. И план, естественно, будет раскрывать эту задумку. Вот с её конкретизации и надо начинать. По содержанию такие идеи, конечно, у всех разные, но всё их можно объединить в несколько групп.

  • На первом месте отношения героев, которые автор хочет описать, в том числе раскрыть конфликт между персонажами. А уж в зависимости от своего желания и фантазии автор помещает героев с их конфликтом в определённый сеттинг (мир + атмосфера + социальная среда). Например, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира или «Анна Каренина» Л. Толстого.
  • На первом месте событие, о котором хочет рассказать автор, и уже исходя из этого, ищет подходящих персонажей, которые будут участвовать в этом событии. Например, это прибытие в Москву Воланда в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  • На первом месте история героя с его проблемами, внутренними конфликтами и тараканами. В зависимости от этих личных проблем подбирается мир, события, которые позволят показать проблемы и разрешить их. Ну, и другие персонажи, помогающие или мешающие решать личные проблемы. Например, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.
  • На первом месте цель, которая должна быть достигнута. В соответствии с ней подбираются персонажи (протагонист, антагонист, второстепенные) и препятствия на пути достижения этой цели. Целью может быть спасение мира, раскрытие преступления, защита справедливости и т. д. Например, «Братство кольца» или любой детектив.
-2

Вот в зависимости от задумки и составляется план, по крайней мере, мне так представляется. Можно, конкретизировать задумку в форме логлайна, тогда составление плана упростится... Или нет.

Но в целом есть некоторые общие моменты в процессе планирования сюжета художественного произведения. И тут я вижу два пути, хотя, возможно, их и больше.

Первый путь — последовательный

События в произведении могут быть связаны логической и хронологической связью. Если вы решили идти этим путём, то начать нужно с установления этой связи, то есть с определения типа связи. И первым пунктом плана обозначить, то, что у вас на первом месте в задумке. Это может быть краткая история героя, событие, которое даёт толчок развитию сюжета, завязка конфликта, на котором сюжет строится, и т. д. И обязательно укажите последний пункт плана, то есть итог всего повествования, цель, которую герой/героиня должны достичь: вернуться домой, захватить трон, найти книгу заклинаний, получить работу мечты или понравившегося принца и т. д.

И теперь пространство между первым и последним пунктом нужно заполнить событиями, которые должны привести от начала к финалу. В зависимости от того, что вы выберете первым эпизодом (первым пунктом плана), определяется второй. Какое следующее событие будет описано? А потом о чём вы собираетесь написать? Вот так постепенно выстроится костяк книги. После составления этой цепочки последовательных (логически или хронологически) событий, вы внимательно прочитайте план и добавьте пункты, отражающие, например, важные встречи героя, возникшие на пути к цели препятствия, и т. д. Если появятся дополнительные линии, то их стоит планировать отдельно, а на общей схеме указать только момент пересечения с основным сюжетом.

-3

Путь этот только на первый взгляд кажется простым, но он подходит больше для произведений с линейным сюжетом, и такой план часто требует коррекции, хотя это и не страшно.

Второй — путь ключевых точек

Второй тип плана отражает классическую трёхчастную композицию произведения, которая тоже не всем нравится, так как «ограничивает творчество». Я с этим не согласна, но сейчас о другом.

На втором пути мы начинаем составлять план с обозначения трех ключевых точек.

  • Завязка — событие, которое даст толчок к развитию сюжета. Оно, как камушек в горах, который вызывает лавину. Это может быть встреча ключевых персонажей, ситуация на работе, обнаружение преступления, какая-то катастрофа или ещё что-то, меняющее жизнь героя.
  • Кульминация — наивысшая точка конфликта, столкновение разных сил, где наиболее ярко показывают себя и протагонист, и антагонист.
  • Развязка — «чем дело кончится, чем сердце успокоится», то есть достижение героем поставленной автором цели.

Это первый этап составления плана. Второй этап состоит в определении ключевых точек на подъёме сюжетной арки – от завязки до кульминации. Какие тут могут быть точки?

  • Возникновение конфликта, его эскалация — события усиливающие конфронтацию.
  • Появление или проявление активности антагониста или возникновение внутреннего противоречия.
  • Появление друга/помощника/соратника.
  • События, меняющие героя/героиню, его отношения с окружающими.
  • Действия героя по разрешению конфликта, укрепление дружбы и т. д.
Художник Mandy Jurgens
Художник Mandy Jurgens

Естественно, все эти ключевые точки конкретизируются, то есть называются в соответствии с сюжетом в книги. В каждой точке может быть не одно событие. Затем эти события внимательно изучаются и расставляются в плане уже в той последовательности, в какой они будут описаны в книге. Но с учётом того, что на первом месте должны быть эпизоды, связанные с конфликтом и изменением героя. Так, события, нагнетающие конфликт и нарастание напряжённости будут чередоваться с событиями, связанными с отношениями героев или же какими-то важными изменениями жизни героя, например, переезд в другой город, уход из семьи, поступление в университет и т. д.

Так собирая цепочку ключевых точек плана, вы доберётесь до кульминации. И здесь можно выдохнуть и полюбоваться на план. Что-то добавить, что-то исправить. Например, если произведение начинается с ретроспективы, то вставить её в начало, добавить какие-то важные моменты или побочные сюжетные линии.

И потом можно начать работать над книгой, а вторую часть плана составить, когда сюжет полностью сложится. Но можно и сразу весь план расписать. Это кому как нравится.

Возможно, кто-то считает, что такая работа требует много времени и отвлекает от собственно творческого процесса создания из букв слов, а из слов — предложений. Однако составление подробного плана, пусть и не сразу, позволяет объёмнее почувствовать мир, представить собственных героев и увидеть тот путь, который им нужно пройти. То есть, на мой взгляд, такое планирование и само по себе увлекательный творческий процесс.

Можно использовать и графические методы планирования, например интеллект-карту (Mind map), метод кластеров или еще что-то. Кому как нравится.

Об интеллект-карте можно прочитать в этой старой статье: "Интересная методика работы с сюжетом"