В поисках фильмов без рекомендаций Минкульта РФ и сладких белых нектаринов.
Итак, я снова в Казахстане. Как только ты пересекаешь границу, то становишься частью большого мира – не идеального, конечно, но в нем есть то, что когда-то было частью ускользающей для многих привычной жизни.
Пробки на границе и возмущения казахстанских пограничников
Кто не знает границ, так это циклон, который накрыл обширную территорию: от Костанайской области до Екатеринбурга идут проливные дожди. Трасса напоминает каток, по которому скользят автомобили.
Каким бы идеальным не было асфальтовое покрытие, разгонятся на нем опасно: наш шаттл ехал со скоростью 60-80 км/ч. Пробиваться через стену дождя было непросто, но возможно.
В салоне - все казахстанцы, кроме меня. Водитель - грузин. Мы не вели разговоры о важном, а говорили о культуре. В частности, о кино.
Мужчина-казах, сидевший на переднем кресле рядом с водителем, гордо заявил: казахстанцы, в отличие от россиян, более продвинутые в культурном плане. Они давно в кинотеатрах посмотрели «Барби», «Опенгеймер» и другие киноленты, которые в России по тем или иным причинам попали под запрет.
Он советует смотреть картину про самую знаменитую в мире куклу на большом экране, как и киноленту про создателя огня, разрушающего все на своем пути. Только в кинозале, отметил мой собеседник, картинка более сочная, а замысел режиссеров становится понятным даже далеким от жанра людям.
Естественно, с сожалением отметил он, в России этого сделать не удастся. Он не понимает, почему Минкульт РФ "всё запрещает".
В Казахстане, подчеркнул пассажир, также топят за традиционные ценности, чтят традиции и обычаи, при этом никто не вставляет палки в колеса фильмам. ЛГБТ, улыбнулся мой собеседник, в степном крае больше не стало.
Эти разговоры мы вели стоя в пробке, которая образовалась на российско-казахстанской границе. Россияне почему-то не пропускали транспорт. Возникло ощущение, что на «Бугристом» берут измором, и что им фиолетово, какая будет пробка на нейтральной полосе, на казахстанском пункте пропуска.
Просидев более двух часов в автомобиле, надежда на то, что нас когда-то соизволят принять, почти улетучилась. За окном лил дождь, на обочине стояли фуры с казахстанскими и киргизскими номерами. Их также не пускали в другую жизнь.
Наконец-то врата распахнулись, и мы оказались в пункте пропуска. Пассажиры моего шаттла сгруппировались: заняв очередь в различные окошки, они достаточно быстро просочились сквозь людской поток и прошли паспортный контроль.
Из-за затора на российском пункте пропуска, казахстанские пограничники работали в режиме нон-стоп.
«Что происходит на российской границе? Почему там такой транспортный коллапс?», - спросил казахстанский пограничник у нашего водителя.
Рулевой пожал плечами, взял в руки документы, уступив место другому. Мы за нами насчитали 70 машин, которые стояли в пробке. Мои знакомые, находившиеся в одной из них, прошли границу ближе к 12 ночи. Мы пересекли ее в 16:30 по уральскому времени – на два часа позже, чем указано в расписании шаттла.
Проехав все посты, я вновь оказался там, где родился. Лесостепь отливала изумрудом. Перистые облака нависли над горизонтом. Я отвык от таких просторов и свежего воздуха, который буквально вскружил голову. Поднял настроение и контент без VPN, который стал доступен на казахстанской сим-карте, активированной мною.
Ну и, конечно, в шаговой доступности оказалась многими нелюбимая пользователями Дзен западная продукция по ценам производителя. Куда уж без неё. Авторизованный в РФ сервисный центр почти два месяца не может привести экран для моего ноутбука, который якобы находится на одном из казахстанских складов.
Возникла идея самому купить экран, забрать ноут из сервиса и отремонтировать. Эта е@ия c параллельным импортом изрядно надоела.
Повторюсь: в Казахстане никакого параллельного импорта по спекулятивным ценам нет. Пришел в фирменный магазин Samsung, купил смартфон, получил планшет в подарок и ушел. Все прозрачно и без обмана.
О тяготах казахстанской жизни
Когда мы заехали в Костанай, то столкнулись с жирным минусом казахстанской жизни – жильем. Пенсионерка, которая проживает в новом доме по улице Баймагамбетова, сокрушается, что он построен не пойми как: никто не знает что куда втекает и откуда вытекает.
В России, отметила она, дома строят качественнее. В качестве положительного примера она привела один из жилых комплексов в Екатеринбурге. Не многоэтажка, а мечта: подземная парковка с лифтом, широкие коридоры, магазины и аптеки прямо в доме – далеко ходить не надо.
Второй жирный плюс – озеленение. В России, по мнению моей возрастной собеседницы, к этому вопросу подходят разумно. Например, Екатеринбург, которому в этом году исполнилось 300 лет, "буквально утопает в зелени", а в Костанае "все вырубают и закатывают в асфальт, либо прячут под брусчатку", подчеркнула моя собеседница.
Например, во дворике нового дома по улице Баймагамбетова нет ни деревца. Пенсионерке негде укрыться от палящего солнца.
Еще один жирный плюс – общественный транспорт. В Екатеринбурге, по словам моей собеседницы, хороший, а в Костанае - не очень.
Игра контрастов продолжалась, когда я добрался до конечно адреса.
Тетя с мамой приготовили праздничный ужин: на столе сочные, белые нектарины, которые в Екатеринбурге днем с огнем не сыщешь, сладкий виноград Изабелла с дачи, шоколадные конфеты, от которых сладко во рту - они без привкуса пальмового масла.
Разница и в спиртных напитках. Выпив рюмочку «Архангельской», мама произнесла:
«Какой кошмар! Прям чувствуется спирт! Наша пьется гораздо мягче. Давайте её за встречу и приезд!».
Телевизор тоже непривычно удивляет: нет политического шок-контента. Возникло ощущение, что я смотрю новости про жизнь в параллельной реальности. Кричите в комментариях не кричите, но это очевидный факт.
На следующий день мама помогла подключить Чат GPT 4 необходимый мне для работы: в РФ он не доступен. Ежемесячно она будет платить 20 долларов, а я ей их буду переводить по «Золотой короне» без танцев с бубнами.
И ещё: рабочие чаты, в которых состоит мама, на русском языке. Никто ни кого не ущемляет по языковому признаку, никто ни кого не просит говорить только казакша. Все относятся друг к другу с пониманием и стараются помочь, чем могут.
Что будет дальше - неведомо никому. А пока...Жду гневных комментариев про то, как я продал душу Coca-Cola и зарубежной техники, без которой не могут жить и «ура»-патриоты. Вы же мне не с бересты комментарии пишите? Ну а если так, поздравляю. Вы освоили новую технологию. Пришло время ее запатентовать.
Также подписывайтесь на игровой канал «Игры “Киноамнезии”», где также есть место вампирам, оборотням, играм по фильмам и не только. Жду вас в гости в telegram-канале "Киноамнезия", а также на одноименном YouTube-канале, где также много активностей. А пока - пока!