Подходит к концу реализация МЦД-4 (четвёртого Московского центрального диаметра) - весьма непростого транспортного проекта, над которым строители и инженеры работают уже несколько лет. Пассажиры Горьковского и Киевского направлений смогут выстраивать новые маршруты, экономить деньги на проезде, постепенно получат новый подвижной состав. Для пассажиров новая линия откроется 9 сентября, а обкатывать поезда начнут уже 4-го. Но обо всём по порядку...
Горьковское направление
1. На Горьковском (Нижегородском), одном из самых загруженных направлений столицы, до сих пор ходили исключительно старые поезда серии ЭД4М (за исключением "Экспрессов").
2. Безусловно, это доставляет дискомфорт пассажирам, особенно, если учесть, что на Киевском, Ленинградском, Белорусском, Савёловском, Рижском и Курском направлениях подвижной состав обновлён на 95-100%, а на Казанско-Рязанском активно заменяется. Но скоро ситуация поменяется и на "Горьковке" тоже начнёт появляться новый подвижной состав серии ЭП2Д "Стандарт плюс".
3. На Горьковском направлении расположились такие крупные города как Реутов, Балашиха, Железнодорожный, Электроугли, Электросталь, Электрогорск, Ногинск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Петушки. Из них очень много людей регулярно ездят в Москву.
4. Пассажиропоток - более 300 тыс. человек в сутки.
5. Сейчас большинство поездов заканчивают свой путь на Курском вокзале, некоторые следуют до "Серпа и Молота", некоторые до "Нижегородской" (бывш. "Карачарово") - крупного ТПУ (транспортно-пересадочного узла), который неофициально называют Нижегородским вокзалом, т. к. собственного вокзала у Горьковского направления никогда не было - электрички прибывают на Курский вокзал, поезда дальнего следования - на Ярославский и Восточный (до мая 2021 г. также на Курский).
6. Уже сейчас, до открытия диаметра, можно делать пересадки на метро, МЦК и другие диаметры на Курском вокзале, а также на станциях и о. п. "Серп и Молот", "Нижегородская", "Новогиреево", "Новокосино", причём последняя находится в непосредственной близости от г. Реутов и ж/д станции "Реутов".
7. Значительная часть пассажиров едет от/до Реутова, т. к. проезд получается дешевле на 30 руб., чем ехать до "Новогиреево" или "Нижегородской"; на 60 руб., если до "Серпа и Молота" и на 90 руб., чем до Курского вокзала.
Киевское направление
1. Сейчас все электрички Киевского направления отправляются и прибывают с/на Киевский вокзал, который по своей архитектуре конкурент Казанскому.
2. Подвижной состав Киевского направления был обновлён на ~99% составами ЭП2Д (см. выше).
3. Особенностью Киевского направления является то, что по нему ходят аэроэкспрессы в аэропорт Внуково, представленные "Ласточками". Их по-хорошему нужно вообще отменить по такой высокой цене 500 рублей, т. к. 6 сентября во Внуково планируют открыть метро.
4. На МЦД-1 тоже ходят "Аэроэкспрессы" в Шереметьево - опыт есть. В пределах диаметра проезд в них можно оплатить по тарифу "Кошелёк" карты "Тройка" за 50 - 65 рублей в зависимости о зоны. О тарифах МЦД-4 читайте далее.
Алексеевская соединительная ветвь
1. Перейдём к самому интересному: как же соединили Киевское и Горьковское направления. Как это сделали на МЦД-3, мы обсуждали здесь.
2. Пояснения: если ехать со стороны "Железнодорожной" (Горьковское направление), прибыв на Курский вокзал, диаметральные поезда пойдут не в тупик (как это было всегда), а на пути МЦД-4. Затем параллельно существующим путям МЦД-2 через ст. "Площадь трёх вокзалов" (бывш. "Каланчёвская") и "Рижская", где планируется построить крупный ТПУ (станция временно закрыта), поезда прибудут на ст. "Марьина Роща". На этом участке был проведён огромный объём работы: количество путей увеличено до 4-х, чтобы 4-й диаметр не пересекался со 2-м.
3. Здесь МЦД-4 попрощается с МЦД-2 и мимо строящегося о. п. "Станколит" пойдёт на Савёловский вокзал, где встретится уже с МЦД-1. Пройдя параллельно 1-му диаметру через Белорусский вокзал и мимо строящихся ст. "Беговая (МЦД-4)" и "Ермакова Роща", а также открытой "Тестовской", поезда попадут на ст. "Кутузовская", с которой удобно сделать пересадку на МЦК и Филёвскую линию метро.
4. Финальный штрих - съезд на Киевское направление (ст. Поклонная).
5. Затем диаметральные поезда пойдут до "Апрелевки" со всеми остановками по 1-2 путям.
Организация движения на МЦД-4
I. Киевское направление
1. Важный нюанс - экспрессы и электрички из дальнего пригорода (из Калуги, Обнинского, Бекасово и др.) будут следовать только до Киевского вокзала с остановками Апрелевка, Переделкино, Очаково, Аминьевская, Минская. С последних двух можно пересесть на метро.
2. От "Апрелевки" будут отправляться только диаметральные поезда. На Горьковском направлении не все поезда следуют от/до "Железнодорожной". Многие поедут дальше, есть даже рейс "Владимир - Апрелевка".
3. Есть и рейсы по типу "Балашиха - Апрелевка" или "Железнодорожная - Лесной Городок", т. е. от начала и до конца на таком поезде не доехать, но таких, к счастью, не очень много.
4. В этом плане Киевскому направлению повезло больше, чем Горьковскому. Пассажиры из дальнего пригорода больше не будут "считать столбы" и время в пути на участке Апрелевка - Москва сократится почти в 2 раза. Время в пути "Экспрессов" и обычных электричек из дальнего пригорода будет одинаковым, а цена у обычных электричек - ниже.
5. У этого есть и минусы. Например, от всех станций после "Апрелевки" в сторону Москвы (за исключением Переделкино, Очаково, Аминьевская, Минская) нельзя доехать до Киевского вокзала. Останавливаться, например, в "Лесном Городке", "Солнечной" или "Матвеевской" будут только поезда МЦД-4. Зато до "Кутузовской" можно будет доехать без проблем, а там пересесть на МЦК.
6. Интервал движения диаметральных поездов - 5-20 минут в течение всего дня. Время в пути по полному маршруту - 2 ч 8 мин.
7. Подвижной состав в Бекасово, Обнинское, Малоярославец, Калугу станет хуже. До запуска диметра подвижной состав был обновлён на 99% (за исключением двух в сутки Калужских коротких электричек), а теперь дальше "Апрелевки" не отмечен ни один поезд как "Стандарт плюс" - все старые электрички.
8. Сравним с расписанием до ввода МЦД-4 и увидим, что почти все поезда "Стандарт плюс". Делаем вывод, что все комфортные электрички Киевского направления будут ходить по МЦД-4 и частично по Нижегородскому направлению, т. к. на "Горьковке" новых электричек не было.
9. В дальнейшем планируется на МЦД-4 поставить все составы "Иволга 4.0" - уникального Российского электропоезда, у которого 3 двери в вагоне, а не 2, что позволяет быстрее производить посадку и высадку пассажиров.
10. Когда все поезда на МЦД-4 заменят "Иволгами", а это будет нескоро, то ЭП2Д "Стандарт плюс" освободятся для пассажиров дальнего пригорода Киевского и Нижегородского направлений.
II. Горьковское (Нижегородское) направление
1. Многие поезда будут заменены на ЭП2Д "Стандарт плюс".
2. Теперь не будет поездов, заканчивающих/начинающих свой путь на Курском вокзале. Большинство электричек следуют на МЦД-4 от/до "Солнечной", "Лесного Городка" или "Апрелевки", есть и от/до "Нижегородской".
3. "Скорые", "Спутники" и даже "Фирменные Экспрессы" продлены до ст. "Площадь трёх вокзалов". Это очень удобно, т. к. там находятся Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы.
4. Дальнему пригороду Нижегородского направления повезло больше, чем Киевского. До "Петушков" теперь частично будут ходить ЭП2Д, ранее такого не было. Во Владимир все поезда останутся старыми.
5. Некоторые диаметральные рейсы "Железнодорожная - Апрелевка" также будут обслуживаться старыми поездами. "Иволг" пока не ожидается.
Оплата проезда
1. Этот вопрос больше всего интересует пассажиров: как и сколько платить?!
2. МЦД-4 как и все 3 предыдущих диаметра будет разделён на 3 зоны: "Центральная", "Пригород" и "Дальняя".
3. "Центральная" зона находится между станциями "Внуково" (Киевское напр.) и "Реутово" (Горьковское напр.), включая Киевский вокзал.
4. Зона "Пригород" - от "Апрелевки" до "Железнодорожной".
5. "Дальняя" зона - от "Нары" до "Крутого". Заезды в Балашиху, Захарово, Электрогорск не входят.
6. Обязательная валидация карты и на входе, и на выходе! Иначе карта может быть заблокирована. Для разблокировки обратитесь в кассу.
7. Не запрещается покупать бумажный билет или в приложении (как раньше). Но в таком случае не будет бесплатной пересадки на метро и МЦК.
8. Если вдруг на станции нет турникетов или валидаторов, для начала/окончания поездки обратитесь в кассу. Особенно это касается "Дальней" зоны, где их моги не установить.
I. Нельготные категории
1. Центральная зона
По тарифу "Кошелёк" транспортной карты "Тройка" стоимость проезда составит 50 руб. По банковской карте на 6 руб. дороже - 56 руб. Предоставляется право на бесплатную пересадку на метро, МЦК или другие диаметры в течение 90 минут с момента начала поездки, а также за 25 руб. на наземный транспорт Москвы.
В "Центральной" зоне действуют все городские абонементы на метро и наземный транспорт.
Пример 1. Солнечная - Сокол
1. Вход на станции МЦД-4 "Солнечная"
Списание 50 руб.
2. Выход на Белорусском вокзале
Списание 0 руб.
3. Вход на станцию метро "Белорусская" (линия 2)
Списание 0 руб.
4. Выход на станции метро "Сокол" (линия 2)
Валидация не требуется.
ИТОГО: 50 руб.
Пример 2. Театр зверей имени Дурова - Нижегородская
1. Вход в трамвай № 50 на остановке "Театр зверей имени Дурова"
Списание 50 руб.
2. Выход из трамвая № 50 на остановке "метро "Комсомольская"
Валидация не требуется.
3. Вход на станцию МЦД-4 "Площадь трёх вокзалов"
Списание 25 руб.
4. Выход на станции МЦД-4 "Нижегородская"
Списание 0 руб.
ИТОГО: 75 руб.
2. Зона "Пригород"
По тарифу "Кошелёк" транспортной карты "Тройка" стоимость проезда составит 65 руб. По банковской карте на 6 руб. дороже - 71 руб. Предоставляется право на бесплатную пересадку на метро, МЦК или другие диаметры в течение 90 минут с момента начала поездки. Пересадка на наземный транспорт Москвы по полному тарифу - 50 руб.
Для поездки в зону "Пригород" необходимы абонементы на 30, 90 или 365 дней с отметкой "Пригород" (цены см. выше). Если вы едете по всем остальным абонементам, с вас спишут 65 руб., т. к. ваш абонемент в пригородной зоне недействителен.
Пример 1. Выхино (МЦД-3) - Кучино (МЦД-4)
1. Вход на ст. Выхино (МЦД-3, центральная зона)
Списание 50 руб.
2. Выход на ст. Перово (МЦД-3, центральная зона)
Списание 0 руб.
3. Пересадка на ст. Чухлинка (МЦД-4, центральная зона)
Списание 0 руб.
4. Выход на ст. Кучино (МЦД-4, пригородная зона)
Списание 15 руб.
ИТОГО: 65 руб.
Пример 2. Ольгино - Останкинская башня
1. Вход на ст. Ольгино (МЦД-4, пригородная зона)
Списание 65 руб.
2. Выход на ст. Нижегородская
Списание 0 руб.
3. Пересадка на БКЛ Нижегородская
Списание 0 руб.
4. Пересадка БКЛ Рижская -> Рижская (линия 6)
Валидация не требуется
5. Выход из метро ВДНХ (линия 6)
Валидация не требуется
6. Вход в автобус м53
Списание 50 руб., а не 25!
7. Выход из автобуса м53 у Останкинской башни
Валидация не требуется
ИТОГО: 115 руб.
II. Льготные категории
1. Школьники и студенты для поездок в центральной зоне могут использовать свою социальную карту на 30 или 90 дней. Для выезда в зону "Пригород" необходимо оформить более дорогую карту. Если у вас карта только для центральной зоны, в пригородной выйти невозможно - придётся покупать билет.
2. Пенсионеры могут не покупать разовый бесплатный билет каждый раз, а записать его бесплатно в кассе на какой-то период (месяц, год и т. п.) Центральная это зона или пригородная, значения не имеет.
Подведём итоги
1. Уникальный проект МЦД-4 хоть и будет запущен совсем скоро, но требует доработок. "Ермакова Роща", "Беговая", "Станколит", "Рижская" пока будут закрыты. На ст. "Матвеевская" планируется строительство платформы на 3 и 4 путях для остановки дальних электричек до Киевского вокзала. Поезда "Иволга 4.0" будут поставляться постепенно. Пока что на диаметре будет много старых поездов.
2. МЦД-4 будет называться "Калужско-Нижегородским". Кстати, Киевское направление в ближайшем будущем переименуют в Калужское.
3. МЦД-4 объединит 7 вокзалов: Белорусский, Савёловский, Рижский, Ленинградский, Ярославский, Казанский и Курский. Да-да, Киевский в него не входит.
4. Протяжённость диаметра составит 86 км, он станет самым длинным из всех существующих.
Спасибо за прочтение статьи.