Найти тему

"Солнце в борозде"

№59. Сцена у звонила.

Однажды утром Поликарп, как всегда явился к бывшему сельсовету, чтобы исполнить свою каждодневную службу, дать сигнал сбора. Но, к своему удивлению, он увидел пришедшего раньше него кузнеца Никифора, который возился около звонила. Поликарп подходил все ближе, а Никифор, не замечая его, четвертью обмеривал звонило,что прикидывал подняв глаза к небу и беззвучно шлепал губами. И так увлекся этим, что не заметил подошедшего Поликарпа. – «Здорово, Никифор»! - окликнул его Поликарп. Тот вздрогонул, будто-бы его застали за чем – то нехорошим, повернулся к Поликарпу, невнятно поздоровался, отошел в сторонку. А, Поликарп, подобрав лежащий на земле ключ, начал свою работу. Семь раз раскатисто и зычно облетел сигнал бывшую деревеньку. Выполнив свою службу, Поликарп положил ключ на место.

-«Вот что я хочу …Поликарп, нерешительно начал Никифор». - «Ну?- повернулся Поликарп,

-«И чего звонить, коли все и так собираются и бабы и ребятье»?

-«Порядок такой»,-твердо ответил Поликарп.

-«А знаешь, Поликарп, тобой не доволен Кондратьев? Сказал кузнец.

-«Это отчего же? - насторожился тот.

-«Говорит, что сам пляшешь под немецкую дудку и других заставляешь»- продолжил кузнец.

-«Это …как –же так»…- растерянно произнес Поликарп.

- «Это насчет звонила он намекает,оно ж немецкого происхождения, с усмешкой сказал кузнец . Поликарп растерянно молчал.

«А знаешь, Поликарп, я тебя выручу. Я уже давно приглядываюсь к этому звонилу. Добренный отвал для плуга нашей «звездочке» будет! Отдай его мне. Я с Васяткой над ним поработаю.

«-Ну, Никифор, семнадка твою двадцать! Развел тут политику-антимонию! Вечно ты со своими штучками! Жить без них не можещь! Да разве я против, да я завсегда за для такого дела. Оно звонило проклятое, своим тявканьем и мне душу вымает! Забирай и делу конец!

Будешь делать и меня поклич, подмогну.

-«Ну спасибо, Поликарп,не думал я что ты так быстро от своей должности откажешься. А за то что, что ты не держишься за свою должность, вот тебе подарок»! Никифор вытащил из запазухи медный колоколец и протянул его Поликарпу. По случаю его я подобрал, берег для школы, а до школы, наверное, еще далеко. Пока владей ты. Никифор снимает «звонило», Поликарп вешает колоколец, пробует его звук. Над бывшей деревенькой поплыли чисты, звонкие, серебряные звуки.

.№60 Сцена в кузнице.

Полутемная кузнеца озаряется бликами огня вырывающегося из горна, освещая почти все взрослое мужское население Красухи. Воздух в горн подает, качая ручку меха, Васька. На лавке, у оконца сидит Поликарп со своей неизменной цигаркой. У горна колдует закопченный, в длинном фартуке, Никифор. Он внимательно наблюдает за горном, изредка поглядывая на старающегося Василька. Потом подходит сам ручке меха. Работает молча и сосредоточенно, посматривая в сторону набирающего температуру горна. Звонило, темное сначала, постепенно приобретает темно-малиновый цвет, затем постепенно начинает светлеть. Никифор передает ручку меха опять Васильку ,сам подходит к горну с клещами поправляет металл, подворачивая раскаленные угли ближе к нему.

-А ну, Васятка, наддай ему наддай! Васятка старается еще больше. Тут не выдерживает Поликарп. Аккуратно кладет свой окурок на подоконник, подходит к горну всматривается в нагревающийся кусок металла.- Ишь ты , гадость, не нравится ему русский огонек! Берет за ручку меха и с азартом качает воздух, но скоро выдыхается, передаете ее Васятке.

Скоро Никифор дает знак – Довольно! Ловко берет клещами раскаленное добела звонило, быстро кладет его на наковальню, передает клещи Васятке, сам несколькими ударами молота подравнивает рваные и изогнутые края.

- Поликарп, обращается он к старику, возьми- ка у Васятки клещи. Поликарп берет клещи, держит металл. Никифор передает Васятке молот, сам берет рубило направляет его на рваные края, кивает Васятке – давай! Васятка наносит удары по рубилу, Никифор, время от времени передвигает рубило в нужном направлении. Наконец все лишнее удалено, звонило приобретает контуры будущего лемеха. Никифор опять берется за молот и наносит размашистые, емкие удары. Звонило, обработанное высокой температурой, отзывается не так враждебно, как раньше, его голос становится все мягче, звонче. Наконец, звонило темнеет, перестает поддаваться молоту. Никифор клещами опять помещает его в горн, в самый центр горящих углей. А Васятка опять качает ручку меха. Яркие языки пламени лижут темные бока звонила, Никифор опять подгребает уголь, к звонилу со всех сторон. Подходит к кадке с водой стоящей в углу черпает воду карцом и жадными глотками пьет. Остатки выливает себе на лицо, вытирает его тряпицей. Скоро звонило опять становится ярким как солнечный диск. Опять звонило на наковальне, Поликарп держит его клещами, а Васятка и Никифор начинают поочередно наносить удары по раскаленному куску металла.

-Пере-куем, пере –куем, пере-куем, пере-куем, пере-куем, пере-куем, пере-куем,-дружно переговариваются молоты, звонило отзывается все мягче и звонче, ласковее.

Сцена 61.

Как-то в конце марта –начале апреля Дуриманиха собрала ребят 8-10 лет и говорит им: Ну что лупоглазые, хотите маток своих подкормить да и самим вкусней поесть ? -дети молча кивнули головами. Тогда я сейчас расскажу, что нужно делать. Сегодня вы пойдете по полям, которые уже разминированы и будите искать гнезда чаек-чибисов. Они уже наверняка отложили свои серенькие яйца . В гнезде обычно бывает 3-4 яйца. Вы их будите собирать так: когда найдете гнездо, то не лапайте все яйца, а аккуратненько возьмите только одно и опустите его в котелочек с водой. Если яйцо утонет, то из этого гнезда можно взять все яйца, чайка еще себе снесет, а если яйцо будет плавать, то оно уже насиженное и больше к гнезду не подходите ,пусть чайка и дальше их насиживает и выводит своих птенчиков. Поняли,лупоглазые? Да ищите гнезда по бугорочкам, на сухом месте,не лезьте в низины, там сыро и обувку можно потерять в грязи. Все поняли? Ну тогда возьмите котелочек с водой, корзинку маленькую для яиц и в путь. Да внимательно смотрите себе под ноги может саперы наши где мину пропустили,ничего не трогайте, если вдруг что найдете то, палку поставьте, а минеры наши посмотрят потом. Еще раз спрашиваю все понятно? Ну, идите деточки, с Богом. Дети пошли к своим землянкам, Дуриманиха торопливо их перекрестила во след и прошептала: прости Господи меня грешную.