Слова "невротик" или "невротичный" вошли в обиход представителей западной культуры сравнительно недавно. Они вошли в нашу жизнь с новыми открытиями и развитием психологии, и психоанализа в частности.
Наблюдения за человеком, тысячи клинических случаев приводили представителей психологии и психиатрии к размышлениям о том, что может являться нормой поведения, а что будет считаться патологией. Невротизация в их рассуждениях была патологией, не имеющей органических нарушений, но ведущей к дисгармонии в жизни.
В их представлениях невротиком был тот человек, кто выделялся из толпы в паталогическом смысле этого слова. Склонный к деструктивности, недоверчивый, подозрительный представитель общества, который мог беспокоиться о чем угодно, или же не беспокоиться ни о чем.
Его нестабильные эмоциональные реакции, дисгармоничный образ жизни, склонность к агрессии или же апатии выдавали в нем человека невротичного склада. Такие люди нуждались в помощи специалистов, которые вместе с ними могли бы распутать их внутриличностные конфликты.
Невроз отличается от психоза как раз тем, что невротик способен дать себе отчет о том, что творится что-то не то, и что-то не так.
Причины невроза изначально выискивались в детстве. И эта тенденция сохранилась до сих пор, потому что база для формирования такого склада характера закладывается еще в детском возрасте.
Невротичные родители не могут не передать невротичность своим детям в ходе воспитания. Деспотичные, слишком опекающие матери могут пытаться жить жизнью своего ребенка. Они лишают детей возможности делать собственный выбор, решая все за них. Таким матери могут пугать детей различными опасностями, поджидающими в мире, и давить на то, что дети - маленькие, еще ничего не понимающие создания, которые не смогут справиться со всевозможными злоключениями, потому им стоит довериться матерям.
И не одна чрезмерная опека становится причиной последующей невротизации ребенка. Требовательность, грубость или даже насилие, а иногда и безучастность родителей, как матери, так и отца, в жизни ребенка могут становиться причинами развития в последующем невроза.
Во всех приведенных ситуациях ребенок будет ощущать себя, можно сказать, неполноценным, или же просто не подготовленным к жизни. Жизнь ему будет казаться суровой и страшной, в которой очень трудно найти какое-либо удовольствие и удовлетворение, любовь, и главное свою нужность просто потому что ты живешь на этой земле.
Дети нуждаются в помощи родителей, но только в той мере, в которой это необходимо. Ребенок действительно не знает всех злоключений, он не может в полной мере позаботиться о себе, ему необходимо отражение, чтобы учиться видеть себя по отношению к другим людям, и людей по отношению к себе. Ему нужны примеры и ориентиры, чтобы он мог сам выстраивать свое понимание, отталкиваясь о чего-либо, но самое важное - ребенку необходимо понимание того, что он есть, что он может быть, жить просто потому, что он уже есть.
Такое понимание закладывает в будущей личности стержень достоинства и самоуважения, самоценности. Отсутствие этого приводит к сомнению в своей значимости, низкой самооценке и невротизации. Когда ребенок не верит в то, что он нужен, что он важен, что он имеет право жить просто потому что он уже есть, он начинает подстраиваться под тех самых взрослых, от которых зависит его жизнь. В это время могут появляться зачатки пассивности и агрессивности, которая может зачастую выливаться на игрушки или домашних животных, на сверстников. Он может начинать игнорировать более слабого из родителей, подчиняясь более сильному, он может шантажировать, переходить на эмоции и устраивать показательные сцены, зачастую происходящие именно с более слабым родителем.
В душе такого ребенка уже появился тот самый зачаток неуверенности в себе, отсутствия сил жить в этом мире, и начинает формироваться стремление выживать.
И может показаться, что, чтобы решить эту проблему, нужно просто позволять ребенку делать все то, что он хочет, и поддерживать его во всех начинаниях, ведь нужно свободное развитие. На самом деле, об этом ведутся споры среди специалистов, и дети, которые знают, что их ценят и любят, не приобретут сомнений в этом, когда получат "втык" за шалость. Они просто поймут, что что-то делать в этом мире все же нельзя, и за что-то бывает наказание.
Речь выше шла о подавление здоровых желаний и потребностей ребенка. Ведь дети изначально видят мир своим свободным взглядом на вещи, они непредвзяты, и эту непредвзятость, эту свободу родителям стоит ценить и оберегать, но не позволять ей разгуливаться, прививая моральные, нравственные и этические нормы, свойственные культуре. Лучше всего, к слову, они прививаются на тех самых примерах, о которых упоминалось ранее. Ребенок отлично считывает информацию и склонен создавать себе героев, исходя из положения маленького создания на этой земле.
И когда сформирована вот эта подавленность, имеется страх получить наказание за свои действия, ребенок начинает строить вокруг себя первоначальные психологические защиты, которые найдут свое проявление в школе. Он может стать хулиганом, выплескивая агрессию на других одноклассников или даже учителей. Он может начать вести деструктивный образ жизни, выискивая поддержки среди старшеклассников со склонностями вредить себе, а главное родителям.
Он может отстраняться и уходить в учебу, он может внутри себя забиваться в угол и быть настолько подавленным, что потом приобретет синдром жертвы, когда в любых обстоятельствах его жизни будет виноват кто-то, но не он.
И все выше приведенные примеры содержат те самые признаки деструктивного поведения и выбиваются из нормы. Но стоит сказать, что чудеса с такими детьми случаются. И стоит хулигану увидеть пример достойного человека, который в глазах мальчишки или девчонки превратится в героя, и обратит на них внимание, то есть возьмет под крыло, то такие дети вполне могут воспользоваться таким шансом и с лихвой компенсировать подавленность, обрести больше уверенности в себе и сил, чтобы начать выстраивать в дальнейшем конструктивную жизнь.
Другим же детям может повезти намного меньше, и тогда их наклонности, их подавленность, а главное бессилие и зависимость от взрослых перерастает в страх жизни, или же по-другому - в тревожность.
Тревожность - тягостное чувство, которое сковывает все жизненные силы внутри человека и заставляет его строить психологические защиты внутри себя.
Тревожный человек уже перестает быть собой, и хочет лишь покоя внутри себя, при этом в его голове может выстраиваться стратегия и тактика жизни, которая приведет его к долгожданному покою. В зависимости от культуры, индивидуальных особенностей и той среды, в которой человек находится, он будет выстраивать внутри себя идеально я, которое возвысится над всей пугающей жизненной средой, и победит ее. Страхи же, реальные тревожные мысли могут в этот момент вытесняться. Некогда жившая внутри обида на родителя перерастает в обиду на другого близкого человека, недоверие проецируется уже на иное окружение, например, среди коллег или друзей, или однокурсников. Внутренняя агрессия может приобретать характер внешней беззащитности, потому что человек боится проявить свою агрессию, поэтому терпит унижения и оскорбления.
Собственная незначительность может проявляться в обесценивании других людей, в принижении их достоинств, в оскорблении их ценностей. Неудовлетворенность и неспособность справиться с собственной тревожностью может привести с эксцентричному поведению, к обесцениваю морали и нравственности в обществе, к наркотизации и зависимости.
Выстраивая различные психологические защиты и приближая себя в фантазиях к идеальному я, невротик порой практически теряет всякое понимание внешнего, реального мира, и связь с ним. Ему кажется, что этот мир не такой, что он неправильный и не подходит для него. Люди в нем злые и меркантильные, природа грязная и вредоносная, небо слишком голубое и солнце светит слишком ярко.
Когда появляются проблемы в личной жизни, невротизированный человек никогда не задаст себе вопрос - что он делает не так? Он будет спрашивать, почему вокруг все такие негодяи.
И как бы такой человек не хотел обвинить всех, оскорбить всех, а, может, и уничтожить мир, мир вокруг не станет подстраиваться под желания невротика, потому что мир таков, каков он есть, со своей динамикой и эволюцией. И невротику ничего не остается, как пользоваться своими защитами, создавать новые порочные круги внутри себя, ведущие только к усилению его тревожности, недоверия и невротизма.
Но тут стоит сделать несколько уточнений. Если невротик на своем жизненном пути сможет встретить человека, которые будет постепенно своим воздействием менять базисные убеждения невротика в более конструктивную сторону, невротик станет вполне компенсированным в своих переживаниях, человеком, который сможет выстроить свою жизнь. Если невротик встретит в своей жизни такие обстоятельства, которые будут компенсировать его невротизацию, то он тоже будет выглядеть, как вполне нормальный и даже успешный человек.
Стоит так же отметить, что приведенные примеры поведения в этой статье сами по себе не являются симптомами невротизации. Есть люди, кто не доволен средой своего обитания, и у них есть явные причины и вполне обоснованные страхи. Они борются за себя, своих близких, и это нормально. Есть люди, обеспокоенные своим материальным положением, но это беспокойство у них обоснованное, и самое главное, они не уходят в фантазии, а начинают что-то делать, чтобы исправить свое положение.
Реальные страхи отличаются от тревожности тем, что имеют в своей основе действительную опасность, а не туманные субъективные представление о неясном положении дел.
Тема неврозов увлекательна и трудна. Потому что понятия нормы и патологии разнятся от случая к случаю. Если базальные структуры и их работа в основном одинаковы, то непосредственное развитие, интенсивность, уклон и проявления будут индивидуальны. Грань в понимание структуры характера и присутствия в нем патологий и нормы, тонка, вот почему порой психотерапия растягивается на длительное время.