Сказка – ложь... Уже с этим утверждением можно вполне обоснованно поспорить. Сказки рассказывают нам о пластах реальности, недоступных для большинства людей. Частенько даже сказитель не знает толком, о чём он рассказывает своим слушателям. Но если подойти к сказке, имея эзотерические знания и опыт, открываются удивительные вещи!
Рассмотрим с этой точки зрения всеми любимую сказку: Конёк-горбунок. Сказка, кстати, народная, её записи есть в сборниках Афанасьева, Ершов только переложил её на стихи.
Начнём с представления:
У старинушки три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Главный герой, естественно, дурак. Кстати, а в чём Иван у нас дурак? И как проявляется ум старших братьев? Забегая вперёд скажем:
Иван: любопытный, ответственный, честный, трудолюбивый, что сильно поможет ему в дальнейшем.
Его братья: безответственные, с ленцой, лживые и вороватые. Тот ещё ум и над этим автор откровенно потешается: когда случилось несчастье и кто-то стал вытаптывать пшеницу в полях, крестьяне
Стали думать да гадать –
Как бы вора соглядать;
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле.
То-есть, очевидное решение приходит в их умные головы далеко не сразу. Но всё же, братья отправляются караулить поля. Тут мы встречаем обычный для сказок сюжет: старшие братья, вместо того, чтобы караулить, ложатся спать. Иван же, в свою смену, несёт караул честно, за что и вознаграждён: именно ему является волшебная кобылица. Иван садится на неё...
Только задом наперёд.
Обратим внимание: движение задом наперёд характерно для мёртвых или для тех, кто отправляется в царство мёртвых. Да и сама кобылица весьма необычна:
Вьётся кругом над полями,
Виснет пластью надо рвами,
Мчится скоком по горам,
Ходит дыбом по лесам.
Иван, простой мужик, крестьянин, этого не понимает, но мы-то знаем, что кобылица – это дух, волшебное существо, союзник, как называет их Кастанеда (а вы можете ближе познакомиться с миром духов на курсе "Духи яблоневого острова", который проводится у нас в клубе). И эта сущность Ивана испытывает, возя его по царству мёртвых. Упади Иван, и он остался бы там навсегда, но:
Коль умел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
Говорит кобылица, лишний раз доказывая, что она не просто лошадь. И тут возникает вопрос: Почему эта кобылица вообще появилась в этом месте? Ответ на этот вопрос будет позже, а пока сделаем себе зарубку на память: явление волшебной кобылицы меняет жизнь Ивана. Кобылица же даёт Ивану дар: трёх коней, среди которых выделяется Горбунок:
Двух коней, коль хошь, продай,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за чёрную, слышь, бабку.
На земле и под землёй
Он товарищ будет твой.
То-есть, высшие силы снабжают Ивана духом-хранителем, союзником. А это значит, что у них на Ивана есть свои виды. Однако избранный проявляет удивительную пассивность: получив волшебный подарок он сидит ровно, прячет коней, исправно ухаживает за ними, но никуда не движется. Высшие силы это не устраивает и они организуют провокацию: выдают место, где Иван прячет коней одному из братьев:
Ну-с, так вот что! Раз Данило
(В праздник, помнится, то было),
Натянувшись зельно пьян,
Затащился в балаган.
Зная моральные качества старших братьев, предугадать дальнейшее просто: коней крадут и ведут на продажу. Кстати, сделаем ещё одну заметку: получается у братьев это легко. В обычных условиях Иван бы утёрся, но у него есть союзник! Результат известен: Иван догоняет братьев, стыдит их, они вынуждены взять его в долю. Но главное – Иван начинает двигаться, сходит с насиженного места. Однако, высшие силы уже знают цену своего протеже и подбрасывают ему новую провокацию: перо жар-птицы. Горбунок, как союзник-хранитель, понимает смысл этого подарка и пытается уговорить Ивана не брать перо, но избранный ведётся на эту уловку и забирает "подарок" с собой.
Следующую уловку мы видим в момент продажи коней: царь покупает коней,
Повели коней в конюшни
Десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами.
Но дорогой, как на смех,
Кони с ног их сбили всех,
Все уздечки разорвали
И к Ивану прибежали.
То-есть десять опытных конюхов не смогли справиться с парой коней, которых два мужика запросто свели у Ивана? Что-то тут не так! А, кстати, кто у нас царь? Старый, изнеженный самодур, почти не встаёт с постели... но... один маленький штрих:
Царь раскланялся и вмиг
Молодцом с повозки прыг…
Как-то не вяжется с образом изнеженного голуповатого старика. Но если царь не так прост, то совсем другой смысл виден в сцене:
Царь отправился назад,
Говорит ему: "Ну, брат,
Пара нашим не даётся:
Делать нечего, придётся
Во дворце тебе служить.
Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,
Всю конюшенну мою
Я в приказ тебе даю."
С чего такая милость? Сразу: "Всю конюшенну мою Я в приказ тебе даю.". Но давайте вспомним: в народе жива память о временах, когда цари были жрецами. Или... нагвалями? Будучи жрецом высокого посвящения, царь не мог не увидеть, что Иван не так прост как кажется. На этом фоне то, что кони – это не кони, а союзники – так, мелкий приятный бонус. Царь в этой сцене покупает не коней, а Ивана. Зачем? С этого момента Ивана начинают целенаправленно готовить на царство.
Таким образом ситуация с продажей коней – ещё один пинок, который высшие силы дают Ивану, вынуждая того к саморазвитию. Но дальше они самоустраняются, потому как у Ивана появляется учитель – царь. Но царь лично заниматься Иваном не может, поэтому основную явную работу выполняет его помощник – царский спальник. Уж очень напоминает распределение ролей между доном Хуаном и доном Хенаро, когда они дрессировали дона Карлоса! И всё дальнейшее надо воспринимать не как испытания героя, а как уроки, которые он получает от старого нагваля – царя.
Иван же на новом месте занялся тем же, чем занимался на старом: уселся ровно и ничего не делает. То-есть делает – ухаживает за конями, следит за конюшней, но и только. Причём довольно долго:
Вот неделей через пять
Начал спальник примечать…
Ну и приметил перо жар-птицы. Иван получает первое задание. В чём состоит этот урок? Это скорее экзамен: насколько иван связан с тонким миром, насколько могущественный у него союзник? Ведь жар-птицы в яви не водятся! Чтобы исполнить задание ему придётся сойти в навь и вернуться, а сделать это без помощника он пока не может.
Задание выполнено, но Иван так и остаётся простоватым мужиком. Чудеса нави, которые он встречает на пути, не вдохновили его на перемены и его опять ведут. Следующий урок – найти себе достойную царицу.
Будучи магом, царский спальник сразу понял, что сказка про царь-девицу – не просто так и тут же сообщил об этом царю. Но как посватать девицу, которая
Дочь, вишь, Месяцу родная,
Да и Солнышко ей брат
за конюха?
И царь принимает решение в совершенно дохуановском стиле:
Царь так начал речь: "Послушай,
На тебя донос, Ванюша.
Говорят, что вот сейчас
Похвалялся ты для нас
Отыскать другую птицу,
Сиречь молвить, Царь-девицу…"
Иван справляется и с эти заданием. Но дальше нужно разрулить дипломатический скандал: всё же похищение это не самый вежливый способ сватовства. Повод даёт сама Царь-девицца, требуя у царя перстень, который надо добыть из океана и направляя Ивана на переговоры со своей семьёй:
Заезжай ты поклониться
В изумрудный терем мой
Да скажи моей родной:
Дочь её узнать желает,
Для чего она скрывает
По три ночи, по три дня
Лик свой ясный от меня?
И зачем мой братец красный
Завернулся в мрак ненастный
И в туманной вышине
Не пошлёт луча ко мне?
Кто-то ещё думает, что Царь-девица, юная богиня, которая, по словам Горбунка
Два раза она лишь сходит
С окияна и приводит
Долгий день на землю к нам
не понимает всех манёвров старого царя? Но сватовство должно пройти по всем правилам и наследника престола представляют Силам – Солнцу и Луне. По ходу его представляют царю морскому, который рыба-кит. И, заодно, нагрузили на кита должок: совершенно ясно, что перстень не может быть адекватной расплатой за свободу.
Остаётся последнее – сам Иван. Он должен выполнит последнее задание – преобразиться. У Кастанеды это описано как прыжок в пропасть, но за неимением пропасти ему предлагают искупаться в трёх котлах. Проблема в том, что все предыдущие уроки за него выполнял союзник, а сейчас он должен выполнить задание сам. Но, увы, Иван ещё не готов и ему позволяют выполнить задание с помощью союзника. И тем не менее Иван преображается:
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
Царь же сгорает огнём изнутри, хотя для толпы это выглядит иначе:
Бух в котёл – и там сварился!
Происходит передача власти новому царю-жрецу, имеющему надёжные связи в нави: и через жену и непосредственно, через дружбу с Китом. А ещё у него есть могущественный союзник.