Никифор Воробьев был простым солдатом, дослужившимся до унтер-офицера. Выйдя в отставку, он решил переехать с семьей в столицу и устроился вахтером в Академию художеств. Тогда он и не догадывался, насколько сильно это решение изменит жизнь его сына.
Максим Никифорович Воробьев родился в 1787 году в Пскове. С детства он проявлял интерес к рисованию, и отец подал прошение о зачислении десятилетнего сына в воспитанники академии. При Академии был пансион, куда принимали детей небогатых родителей. Сначала Воробьев был зачислен в архитектурный класс знаменитого Тома де Томона, архитектора здания Биржи и Ростральных колонн в Петербурге. Далее Воробьев учился в живописном классе прославленного пейзажиста Ф. Я. Алексеева и, возможно, М. М. Иванова. По окончании Академии в 1809 году Воробьев получил золотую медаль и личное дворянство, а также стал помощником Ф. Я. Алексеева, который вскоре стал участником экспедиции для изучения исторических местностей Средней России. Воробьев изобразил посещение городов императором. Позже подобные официальные заказы он получал не раз.
Картина "Уборка сена" - одна из ранних работ художника. Она написана в имении Л. Н. Львова “Никольское” близ Торжка.
В 1813—1814 гг. Воробьёв присутствовал при главной квартире в Германии и Франции. За написанную в то время картину “Торжественное молебствие, совершаемое русским духовенством в Париже на площади Людовика XV” Воробьев получил звание академика живописи.
Другие известные работы того времени - гравюры, посвященные похоронам Кутузова и войне с Наполеоном.
Художник славился городскими пейзажами. При этом виды городов он непременно старался оживить, добавляя изображения его жителей.
В 1820 году Воробьев получил задание отправиться в Палестину, чтобы изобразить все важнейшие христианские святыни и сделать их подробное описание. По дороге в Палестину художник совершил небольшое путешествие по Ближнему Востоку. Инициатором поездки был будущий наследник престола Великий князь Николай Павлович. Во время турецкой войны в 1828 года художник состоял при свите Николая I.
В 1823 году Воробьев стал профессором пейзажного класса Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. На 1820-30-е приходится расцвет его творчества.
Из Воспоминаний Марии Каменской, дочери известного живописца и вице-президента Академии художеств Ф. П. Толстого: "Профессор Воробьев, известный пейзажист, маленький, веселый человечек, скрипач и музыкант в душе. Жена его, полная величественная женщина, очень любезная в обращении, называлась Клеопатрой. Очень картинна она была, когда, красиво драпированная пунсовою турецкою шалью, молилась, обливаясь слезами, стоя на коленях посредине старой академической церкви… Семейство их состояло из двух сыновей: старшего Платона[прим. на самом деле Сократа], меньшого Ксенофонта и маленькой девочки, тоже с каким-то классическим именем, которого я теперь не припомню. Платон был учеником Академии и шел, по примеру отца, по пейзажной части, в которой, кажется, со временем перещеголял отца своего. Кто не помнит прелестных пейзажей Платона Воробьева, которые до сих пор красуются в залах Академии!.. Характером он был весельчак и проказник страшный. Вот жаль, что некому мне теперь напомнить, был ли учеником Академии меньшой сын Воробьевых, Ксенофонт, или Сеничка, как его тогда называли, но помню, что после он был тоже весельчак, душа компании и «сорви-голова» порядочный… Квартира у старика Воробьева была небольшая, меблирована довольно бедно, да и жизнь они вели тихую, какую-то затворническую".
Картина «Дуб, раздробленный молнией» - аллегория на смерть жены. Потеряв в 1840 году горячо любимую супругу, Воробьев впал в глубокую депрессию. Это сказалось на качестве его работ, и их стали покупать намного хуже. После смерти художника в 1855 году их пробовали разыгрывать в лотерею, которая особого успеха не имела.
Со временем о нем стали забывать, и фамилия Воробьев стала, скорее, ассоциироваться с его сыном Сократом.
этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#картина #живопись #искусство #биография #художник