Ярославль был основан Ярославом Мудрым в то время, когда он был князем Ростовским (988-1010 годы).
В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Московского, для управления был назначен наместник из Москвы.
В 1501 году в Ярославле случился пожар — была выжжена значительная часть города, обрушился Успенский собор. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, Впоследствии он много раз перестраивался. До нашего времени не сохранился, взорван и разобран в 1937 году.
В 16 веке был образован Ярославский уезд. Для управления уездом назначались наместник и воевода, а городом управлял назначаемый городской приказчик.
9 июля 1536 года снова произошёл разрушительный пожар, в результате город практически пришлось строить заново. По решению Елены Глинской (вторая жена Василия III) город укрепили: было построено несколько башен, в том числе 3 каменные, и насыпан земляной вал (вдоль современной Первомайской улицы). Таким образом, Ярославль тогда состоял из Кремля (Рубленого города), посада в пределах вала (Земляного города) и неукреплённых слобод за ним (предместья).
До нашего времени из 6 сохранились 3 каменные башни Земляного города.
Вла́сьевская (Зна́менская) башня (Первомайская улица 2а) много раз перестраивалась. Первое название башни происходит от находившейся рядом древней Власьевской церкви, второе — от Знаменской церкви, пристроенной к башне с восточной стороны в 1861 году. Башню также называли Углицкими воротами, так как от неё начиналась дорога в Углич.
Каменная Власьевская башня была построена в 1658-1659 годах на месте своей деревянной предшественницы, которую полностью уничтожил страшный пожар. В 1711 году сгорел деревянный шатёр башни с дозорной вышкой. В 1884 году в башне надстроили помещение для напорного бака городского водопровода, стилизованное под верхний ярус.
В настоящее время помещения в башне используются Ярославским государственным университетом им. П. Г. Демидова (ЯрГУ).
Во́лжская ба́шня (Во́лжские воро́та, Арсена́льная ба́шня) была возведена из кирпича в 1658—1669 годах на правом берегу Волги у окончания Медведицкого оврага (Волжская набережная 2а). Она служила главным входом в город со стороны Волги.
В 1711 году сгорел деревянный шатёр башни. В 1840-е годы башня была обтёсана и надстроена для устройства в ней городского арсенала (с тех пор получила второе название — Арсенальная).
В конце 19 века в башне прорубили окна и приспособили под трактир, который так и назывался — «Башня». В настоящее время в ней располагается бар-кафе "Волжская башня".
Угличская башня (Угличские ворота) Земляного города построена в 1630-е годы (Богоявленская площадь 25, корпус 4). От этой башни начиналась старая дорога на Углич. Она была встроена в стену Спасо-Преображенского монастыря и выполняла также функцию монастырской угловой башни. Ворота заменены на современную дверь, цоколь обложен, шатёр без наблюдательной вышки, в остальном вид башни соответствует изначальному. Сейчас входит в музейный комплекс Спасо-Преображенского монастыря.
С середины 16 века Россия устанавливает активные связи с Европой через через Северную Двину и Белое море. Через город везли иноземные товары в Москву по суше и по Волге в другие города России и зарубежных стран. Ярославль превращается в крупный центр для транзита товаров. Английские купцы устроили в городе внутреннюю гавань, разместили склады с продукцией для продажи в России и в Азии. Затем были созданы голландская и немецкая фактории.
В городе продавали хлеб (тогда в России были очень урожайные годы, а ярославская земля отличалась особым плодородием), кожу, сало, лён и особенно рыбу, которой была богата Волга. С 1583 года известно изображение первого герба Ярославля — «рыба головой влево» (на печати Ивана Грозного). В городе начиналось активное строительство храмов на средства состоятельных горожан.
Часто бывал в Ярославле царь Иван Грозный, особенно он любил посещать Спасо-Преображенский и Толгский монастыри, делал им много подарков.
В 1565 году Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину. Город Ярославль отнесли к земщине. В начала 1569 года его переписали в опричнину - личный удел царя.
Начало 17 века в России называют Смутным временем. Смута началась в России после появления в 1604 году самозванного царевича Димитрия Ивановича и смерти Бориса Годунова в 1605 году.
После убийства Лжедмитрия I в 1606 году в Ярославль были сосланы его жена Марина, её отец Ежи Мнишек и вместе с ними ещё 375 поляков. Поляки проживали за земляным городским валом (на берегу Которосли, неподалеку от Богоявленской церкви), свободно.
По их описанию:
- в Ярославле не было каменных строений, кроме Спасского монастыря;
- крепость у города была немалая, но уже очень старая и прогнившая;
- предместье было отделено валом в 2 копья глубиной.
В 1608 году Марина с отцом и другими поляками были отпущены Василием Шуйским на родину.
1 июня 1606 года Василий Шуйский был венчан на царство. Сразу вслед за этим он низложил патриарха Игнатия, который был избран на архиерейском соборе в 1605 году патриархом Московским и всея Руси при Лжедмитрии I, и поставил на его место своего сторонника - Казанского митрополита Гермогена.
В 1608 году появился новый самозванец — Лжедмитрий II, его войска осаждали Москву и подступили к Ярославлю. Воевода князь Фёдор Барятинский решил сдаться. Городу, чтобы предотвратить разорение поддерживающими Лжедмитрия II наёмниками-иностранцами, пришлось заплатить немалую контрибуцию в 30 тысяч рублей и обещать снарядить тысячу всадников. Но, по словам Конрада Буссова, несмотря на это, наёмники грабили купеческие лавки, били народ, без денег брали всё, что хотели. В ответ на возмущение населения последовали жестокие расправы.
Новыми воеводами были назначены иностранцы Иоахим Шмит и Лоренц Биугге. 12 декабря в Ярославле остановился отряд Александра Лисовского (литовский шляхтич на службе у Лжедмитрий II), идущий на подавление восстаний в Костроме и Галиче. Ночью посадские люди перебили многих из этого отряда, спящих пьяными, но эта попытка сопротивления была подавлена.
В 1609 г. ярославский купец Василий Лыткин был земским старостой. Он многое делал для защиты ярославцев от иноземцев и русских воров. Ему наёмник Лжедмитрия II - Яков Любский передал чудотворный список с иконы Казанской божьей матери из города Романов (сейчас Тутаев).
По преданию, житель Романова Герасим в 1588 году, будучи в Казани, удостоился чудесного видения Богоматери. Богоматерь повелела ему взять икону, тезоименитую городу Казани, отнести её в Романов и построить в честь неё церковь под горой. Герасим исполнил повеление Богородицы, построив Казанскую церковь, существующую и ныне.
В 1604 году Романов был захвачен литовцами (на службе Лжедмитрия II). Один из вражеских воинов, Яков Любский, взял икону из церкви и увёз в Ярославль. Жители Романова хотели выкупить святыню у Любского, но тот не отдал икону, а некоторое время спустя сам принёс её ярославскому купцу Василию Лыткину.
Ярославский художественный музей https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=1780
В феврале 1609 года из Вологды в Ярославль вышло ополчение под началом воевод Никиты Вышеславцева, Силы Гагарина и Евсевия Рязанова. Оно разбило гарнизон под руководством Тышкевича недалеко от города 7 апреля. Сторонники Лжедмитрий II покинули Ярославль, не надеясь его удержать. На следующий день в город вступило ополчение.
Освобожденные горожане «целовали крест», присягая Василию Шуйскому.
Ярославцы начали укреплять город, готовясь к новому нападению сторонников Лжедмитрия II.
Сразу после победы начали восстанавливать городские укрепления. Вокруг посада по валу Земляного города (сейчас по этой линии проходит улица Первомайская) поставили новый «острог» – укрепление из заостренных сверху бревен, вкопанных стоймя, вплотную друг к другу. Была восстановлена и Семеновская проездная башня, находившаяся на месте нынешней Красной площади. В ярославских слободах были устроены заставы.
https://city-news.ru/news/history/jaroslavl-v-gody-smuty/?ysclid=lm7v0o1dz756243513
30 апреля отряды пана Будзило и воеводы Наумова, посланные гетманом Сапегой (состоял на службе у Лжедмитрия II), подошли к городу.
В ночь на 1 мая, воспользовавшись замешательством осажденных, тушивших пожары, служка Спасского монастыря Григорий Каловский «Семеновские ворота отворил и воров в острог пустил». Многих людей поморских и ярославских побили, и церкви Божии и дворы все около осыпи и около Спасова монастыря посады и слободы пожгли от реки Которосли и до Волги».
https://city-news.ru/news/history/jaroslavl-v-gody-smuty/?ysclid=lm7v0o1dz756243513
Рубленый город и Спасский монастырь выдержали осаду даже после подхода 8 мая войск Лисовского из Суздаля. Сторонники Лжедмитрия II понесли большие потери, и 23 мая им пришлось снять осаду с города и отступить к Костроме.
За избавление от нашествия отрядов Лжедмитрия II и снятие 24-дневной осады, связанные ярославцами с «заступничеством» иконы Казанской Божией Матери, она стала почитаться жителями Ярославля как покровительница их города.
В память этих событий в 1610 году был заложен храм Казанской Божьей Матери. При этом храме, вместо сожжённого сторонниками Лжедмитрия II Рождественского монастыря, был основан Казанский женский монастырь.
Царь Василий IV Шуйский 17 (27) июля 1610 года был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи.
После низложения Василия Шуйского новое Московское правительство (Семибоярщина) избрало польского королевича Владислава царём на Земском Соборе на Сухаревом поле (у Серпуховской башни) и стало чеканить в Москве и Новгороде от имени царя «Владислава Жигимонтовича» золотую и серебряную монету.
27 августа (6 сентября) 1610 года Владислав, как русский царь, заочно принял присягу Московского правительства и жителей Москвы и получил привезённые ему царские регалии, за исключением короны. Польский королевич дал своё согласие принять православие.
Ярославль - вторая столица России. С апреля по июнь 1612 года в Ярославле располагалось второе ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, прибывшее из Нижнего Новгорода, здесь оно пополнилось новыми силами из Ярославля и соседних городов.
Ярославские купцы Григорий Никитников, Михаил Гурьев, Епифаний Светешников, Василий Лыткин и др. принимали деятельное участие в формировании ополчения Минина и Пожарского, сборе пожертвований и обеспечении всем необходимым.
Ярославль в это время выполнял столичные функции:
- здесь был образован и заседал «Совет всея Земли»;
- чеканилась монета, серебряная копейка с именем последнего царя из династии Рюриковичей - Федора Иоанновича (с надписью «С/ЯР»).
Ополчение простояло в городе около полугода. Для защиты города оно было поделено на 3 части: одна стояла за Которослью, близ Толчковской слободы, другая – на Михайловом поле, возле Спасо-Преображенского монастыря, третья у Петровского монастыря на берегу Волги (сейчас на его месте въезд на Октябрьский мост).
От чрезмерного многолюдства началась заразная болезнь, но вскоре прекратилась чудесным образом. Чудотворная икона Спаса Нерукотворного, по преданию, защитила ополченцев и горожан от страшной болезни. Для неё построили деревянный храм Спасо-Пробоинский на Пробойной улице, по которой он и был назван.
Общим советом решено было принести в Ярославль чудотворную Толгскую икону Божией матери и обойти с ней вокруг истощенного болезнью города. Однако накануне протоиерею Успенского собора Илье было видение, в котором для крестного хода ему повелевалось взять икону Спаса Нерукотворного, находившуюся в небольшой часовне у деревянной церкви Афанасия и Кирилла.
Когда ярославцы собрались для крестного хода, протоиерей Илья поведал им о видениях, и решено было взять икону из часовни.
Процессия с образом Спаса Нерукотворного двинулась в путь и, встретив Толгскую икону Богоматери, обошла вокруг города. В тот день многие больные получили исцеление, а на обратном пути к собору произошло ещё одно чудо. Образ Спасителя, поравнявшись с той часовней, где пребывал прежде, вдруг остановился, и несшие его не могли двинуться с места. В этом горожане усмотрели знак свыше и вскоре поставили близ старой часовни новую деревянную церковь для размещения чудесной иконы-исцелительницы. Воодушевление ярославцев было так велико, что храм срубили за один день. Эпидемия в городе быстро прекратилась.
https://city-news.ru/news/history/jaroslavl-v-gody-smuty/?ysclid=lm7v0o1dz756243513
Уже в марте 1612 года, по распоряжению патриарха Гермогена, в Ярославль из Казани была доставлена чудотворная икона Божией Матери – давняя заступница Руси. Она призвана была воодушевить ополченцев на борьбу с захватчиками, и с ней воины Минина и Пожарского выступили в путь.
28 июля, когда ополчение накопило 20 тысяч человек, войска выступили к Москве и освободили её.
21 февраля 1613 года Земский Собор в Москве избрал на царство Михаила Романова.
С 21 марта по 16 апреля 1613 года в Ярославле, на пути из Костромы в Москву, пребывал новоизбранный царь Михаил Фёдорович Романов. Отсюда он послал свою первую царскую грамоту, в которой извещал Земский Собор о своём согласии на престол.
Романовы не забыли помощи и поддержки ярославцев и долгие годы оказывали городу особое покровительство.
В дальнейшем ярославские дворяне и дети боярские участвовали в боях под Смоленском и под Новгородом. Ярославль становился местом сбора войска для борьбы с казаками, осознавшими, что новый царь не хочет удовлетворять их требования.
До окончательного мира с Польшей Ярославль и его окрестности ещё не раз подвергались «беспокойству» от неприятелей. В 1615 году город был сборным пунктом для войск, снаряжавшихся против Александра Лисовского (перешёл на сторону короля Сигизмунда III), покушавшегося на Углич, Кашин, Бежецк, Романов и Пошехонье. В 1617 году Ярославлю угрожали запорожские казаки, посланные из-под Троицкой лавры королевичем Владиславом, их прогнали войска князя Ивана Черкасского.
Осенью 1618, когда в пределы России вторгся с войском польский королевич Владислав. Ярославль, по решению Земского Собора, был назначен одним из двух (вместе с Нижним Новгородом) центров сбора русского войска. Командовал им в Ярославле князь И. Б. Черкасский.
1 (11) декабря 1618 года или 3 января 1619 года в селе Деулино близ Троице-Сергиевого монастыря между Русским царством и Речью Посполитой было заключено соглашение на 14,5 лет - Деу́линское перемирие. Оно завершило русско-польскую войну 1609—1618 годов, и, в широком смысле, Смутное время в России.
За годы Смуты большая часть Ярославля была сожжена, население разорено, а многие погибли или бежали.
За избавление от нашествия отрядов Лжедмитрия II для чудотворной иконы Казанской божьей матери из Романова (сейчас Тутаев) в 1610 году была построена первая деревянная Казанская церковь и основан Казанский женский монастырь (ул. Первомайская д.19а).
При игумении Дарьи в 1649 году на месте деревянной возведена каменная церковь, трёх-престольная, с шатровой колокольней.
Основное каменное строительство в монастыре началось в 19 веке при игумении Маргарите и было связанно с необходимостью обновить обветшавшие постройки и с перепланировкой улиц города.
На месте прежнего храма с 1835 по 1845 годы, под наблюдением губернского архитектора П. Панькова по проекту архитектора А. И. Мельникова, возведён Казанский собор в стиле позднего классицизма. В 1840-е годы были установлены главки с крестами и начаты работы по росписи собора артелью под руководством Тимофея Медведева. Казанский собор освящён Архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением 4 ноября 1845 года.
В 1820-1828 годы была возведена зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с трехъярусной колокольней.
Домовая Сретенская церковь при игуменском корпусе была построена в 1881 году и освящена епископом Ярославским и Ростовским Ионафаном.
В 19 веке были перестроены монастырские стены, по углам были возведены башни.
В июле 1918 года обитель сильно пострадала от артиллерийских обстрелов. Были разрушены колокольня, северо-западная башня, два келейных корпуса. В декабре 1918 года монастырь был закрыт, однако Покровский храм продолжал действовать как приходской до конца 1921 года.
В 1919-22 годах в Казанском монастыре организовали концентрационный лагерь.
В 1928 году в Казанском соборе на высоте 9 м было сооружено железобетонное перекрытие для 2-го этажа и размещён Государственный архив Ярославской области, в 1999 году его перевели в Рыбинск. Покровский храм в 1930-е годы переоборудовали под библиотеку, а в 1948 году перестроили под планетарий. В Сретенской церкви располагался кинотеатр, а потом магазин мебели.
В октябре 1925 года из Крестовоздвиженской церкви города была похищена чудотворная Ярославская Казанская Икона Божией Матери вместе с драгоценной ризой, оставлена только живописная рама с клеймами, которая находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея.
На раме 20 клейм, на одном сюжет из Смутного времени - из разоренного литовцами (на службе Лжедмитрия II) Романова икону в Ярославле вручают земскому старосте Василию Лыткину.
Возрождение обители началось в 1990-х годах. Ещё не возвращенный Церкви Казанский собор был увенчан пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. В 1998 году, после передачи монастыря в безвозмездное пользование Ярославской епархии, решением Священного Собора открыт Казанский женский монастырь.
К 1000-летию Ярославля в 2010 году был построен новый планетарий, Покровский храм возвращён обители.
В 2013 году Ярославский художественный музей передал Казанскому монастырю раму иконы Казанской Божией Матери 17 века с клеймами, которая является точной копией с оригинала. Сама икона утеряна.
На территории обители действуют два музея.
Музей Казанского монастыря города Ярославля (ул. Первомайская, 21А) был открыт в 2019 году. Экспозиция музея рассказывает об истории возникновения и становления монастыря с начала 17 века. Представлены старинные богослужебные книги, рукописи, монеты, личные вещи сестёр, предметы быта разных времён жизни обители.
Часть музейной экспозиции посвящена святителю Агафангелу (с 1913 года по 1917 - архиепископ Ярославский и Ростовский, с 1917 года митрополит), исповеднику, возглавляющему список новомучеников и исповедников Ярославской земли, его мощи покоятся в Казанском соборе монастыря.
Музей памяти архиепископа Михея (Хархарова) (Казанский собор, ул. Первомайская, 19А). В Казанском соборе с 2010 года размещена музейная экспозиция, посвященная памяти архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (в миру Александр Александрович Хархаров, 1921-2005). Благодаря нему началось возрождение Казанского женского монастыря.
В августе 1998 года он передал в монастырь список с чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери, выполненный сёстрами монастыря в 1881 году, ставший новой чудотворной святыней обители.
При его деятельном участии был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (1854-1928), а в ноябре 2000 года святые мощи святителя Агафангела были переданы Казанскому женскому монастырю.
В 1615 году, уже после «утешения» Смуты, земский староста Гавриил Мякушкин с посадскими людьми основал на месте Спасо-Пробоинского храма, с чудотворной иконой Спаса Нерукотворного, Афанасиевский мужской монастырь (площадь Челюскинцев, д.17).
Царь Михаил Федорович весьма благосклонно относился к обители, которая была основана вскоре после его восхождения на престол. Монастырь получил во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы.
Монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII веке выгорала во время пожаров в Ярославле. В летописи существует запись, что в 1658 году «монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре».
Первую каменную церковь обители во имя Афанасия и Кирилла возвели по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера, вызванные из Москвы. В пожаре 1670 года обитель вновь пострадала. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый храм с колокольней, посвятили его Алексию, митрополиту Московскому.
Территория монастыря была небольшой и обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны, с других сторон ограду монастыря заменяли «надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская». По парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, еще в 18 веке соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память о важном событии — обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.
Каменный Спасо-Пробоинский (Спаса Нерукотворного) храм был построен старанием земского старосты Ивана Мякушкина в 1696-1705 годах.
Спасо-Пробоинский храм неоднократно подвергался переделкам. В 1831–1832 годах шатровую колокольню заменили новой, трехъярусной по проекту архитектора П. Я. Панькова.
В 1820—1830-х годах в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: «в связи с северной стеной» были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; «в связи с восточной оградой» — две братские кельи; около 1825 года для церкви Афанасия и Кирилла выполнили новый иконостас; в 1831 — теплый храм был «распространён и по местам украшен живописью», росписи в нём исполнил живописец Тимофей Медведев.
12 декабря 1857 года император Александр Николаевич утвердил определение Святейшего Синода о возведении Афанасиевского монастыря в степень третьеклассной обители, с этого времени её настоятели имели сан архимандритов. С 1895 года Афанасиевский монастырь стал резиденцией викарного епископа Ярославской епархии.
Яркипедия
Афанасиевский монастырь перестраивался в конце XIX — начале XX века: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 — на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы в соборной церкви; в 1912 — на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма обновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.
Ансамбль Афанасиевского монастыря был подлинным украшением Плац-парадной площади (сейчас площадь Челюскинцев), на которой проходили парады и военные смотры, нередко с участием членов императорской фамилии. Афанасиевский монастырь всегда почитался в народе.
После революции 1917 года при Афанасиевском монастыре была зарегистрирована приходская община, последний раз она упоминается в 1923 году, в феврале 1925 монастырь закрыли.
В 1930-х годах разобрали монастырские колокольни, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия. Здесь находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселили жителей города. Внутри обоих храмов сделаны перестройки и перегородки, росписи закрашены краской.
В наши дни ансамбль Афанасиевского монастыря сохранился лишь частично.
В 2006 году, по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, храм святителей Афанасия и Кирилла стал семинарской церковью. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Под руководством администрации семинарии в храмах стали вести восстановительные работы.
В мае 2007 года два храма и другие постройки бывшей обители были переданы Ярославской епархии. Первую службу в возрожденном храме 31 января 2008 года возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.
31 марта 2009 года синодальным решением монастырь был возрождён и получил название Кирилло-Афанасиевский. 20 ноября 2020 года Священный Синод утвердил новое название обители — Спасо-Афанасиевский мужской монастырь.
В апреле 2021 года икона Спаса Нерукотворного из Спасо-Пробоинской церкви передана из фондов Ярославского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь.
В День народного единства 4 ноября 2019 года на территории Кирилло-Афанасиевского (с 2020 года Спасо-Афанасиевского) монастыря в Ярославле был открыт памятник предводителям народного ополчения 1612 года Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.
Высота монумента около 7 метров. На первом плане — Минин и Пожарский, за ними — крест с иконой Спасителя. Автор и руководитель проекта — лауреат Государственной премии РФ, народный художник России Николай Мухин.
По проекту Николая Мухина при входе в Спасо-Афанасиевский монастырь была расписана арка.
В память о событиях Смутного времени в 1997 году на берегу Которосли (около Спасо-Преображенского монастыря, напротив Святых ворот), откуда ополченцы 385 лет назад двинулись на Москву, возведена часовня Казанской иконы Божией Матери. Её изображение можно увидеть на купюре 1000 рублей.
Проект часовни разработан архитектором Г. Л. Дайновым и воплощает идею единения прошлого с настоящим и будущим. Почти на всю её высоту установлен витраж с изображением иконы Казанской Божьей матери, покровительницы русского войска. Под сводом висит колокол, в стене мемориальная плита со словами: «Народному ополчению 1612 года от благодарных потомков».
Рядом с часовней стоит деревянная садовая лавочка с вырезанной на спинке надписью: «Скамья примирения». Сюда приходят рассорившиеся люди, усаживаются рядышком и прощают друг другу нанесённые обиды.
Если вам понравилась моя статья, тогда не забывайте ставить лайк.
В своей статье я использовал информацию из Википедии, Яркипедии и другие источники в Интернете.
Подписывайтесь на канал "География для всех" от Сергея Лашманова и узнаете ещё много интересного о современном мире.
Пишите свои комментарии к моей статье.