Уже шестой раз в музее-заповеднике «Царицыно» проводится Фестиваль исторических садов. Это событие, поистине праздничное, настоящий карнавал цветов и красок. Тропинки, причудливые растения, скамеечки, фонтаны, скульптуры, фонари, и, конечно, цветы. Цветы со всех сторон!
Ландшафтные проекты участников фестиваля всегда объединяет определённая тема, на сей раз это «Сады и мифы».
Авторов не ограничивали: они могли взять за основу любой миф - хоть из русской сказки, хоть из древнегреческого эпоса, хоть из научной фантастики - и обыграть его по-своему. В итоге представлено полтора десятка «легендарных» инсталляций, поиски и разгадка смысла которых превращаются в увлекательный квест. Каждый сад – это отдельная история, где можно угадать фигуры героев и сюжет. Здесь есть инсталляции, отсылающие и в Японию, и в Грецию, и к русским русалкам…
Национальный парк «Куршская коса» - уникальное место на нашей планете. Здесь издревле обитают все силы природы: вода и ветер здесь хозяева, а человек – благодарный гость. По древней легенде, добрая великанша Неринга охраняет это место, спасает рыбаков и сдерживает дюны. Её соломенные косы сплетены из трав, солёных волн и солнечного света. Чтобы защитить замки и деревушки, Неринга много лет носила со дна моря песок, выстраивая насыпь вдоль береговой линии, - так и появилась Куршская коса.
В начале 19 века в императорских резиденциях Санкт-Петербурга были устроены пейзажные парки, затем мода распространилась по всей стране. Элегическая композиция «Вернувшийся пейзаж» являет собой компромисс исторической романтики и практичной современности.
Инсталляция «Когда цветёт рожь» посвящена мифу о русалках. Но классических девушек с рыбьими хвостами тут не найти, перед нами - ландшафтная композиция, собранная из голубых камней, белых шаров, отражающихся в круглых зеркалах, необычных зелёных насаждений. Миф здесь угадывается в элементах, очертаниях и ракурсах - если долго присматриваться, увидишь тот самый хвост русалки или всплеск воды, оставшийся от него… Данная легенда связана непосредственно с Царицыно. В XIX веке архитектор Иван Еготов, ученик Василия Баженова и Матвея Казакова, построил на небольшом острове в Верхнем Царицынском пруду арку-руину «Жилище русалок» (или «Русалкины ворота»). И жители окрестных деревень уверовали, что в ночь после праздника Троицы из арки появляются русалки и танцуют на берегу. Как раз в это время на полях зацветала рожь и эти явления стали связывать. Поэтому рожь - самый образный элемент парковой инсталляции, а зеркальные отражения белых шаров напоминают контуры Русалкиных ворот, которые тоже отражаются в воде.
В древней мифологии русалки – это духи девушек, утопившихся в муках несчастной любви. Считается, что русалки опекают не только водоёмы, но и прибрежные поля и леса. Сад повторяет берег реки, поросший ивами и гортензиями. На том берегу скамейка, на которой можно посидеть и поразмышлять. Кстати, скульптуры русалок из сетки-рабицы сделаны автором вручную.
Сад «Цветок папоротника» предлагает зрителю ощутить себя в чаще народных сказаний. Согласно древним поверьям, папоротник цветёт огненным цветом в самую короткую ночь в году, в праздник Ивана Купалы. Его бутон раскрывается всего на один миг, раз в сто лет, в полночь. Найти его стремились не только люди, но и нечистые силы. Но людей это не останавливало, ведь нашедшему диковинный цветок обещано вечное счастье, богатство и способность «всё видеть и всё знать».
Людям свойственно приписывать мистические свойства загадочным предметам, складывать о них мифы и легенды. Омут… С ним связывают бесконечность, любовь, ужас, загадочность, чертей, утаскивающих девушек на дно, и… чудесные спасения. Тихая гладь воды скрывает омут. В него приглашает заглянуть зеркало – проводник в потусторонний мир.
В греческой мифологии нимфы – младшие божества. Каждая нимфа – покровительница определённого объекта или явления природы, его душа и воплощение. Небольшой сад представляет собой маленький потаённый уголок в лесу – сад нимф, передающий чарующую лёгкость и нежность. Это место позволяет человеку полностью слиться с природой.
В основе композиции – сказка о молодильных яблоках, дарующих вечную жизнь. Яблоко - самый упоминаемый плод в сказках, легендах, мифах многих народов. Это символ любви, плодородия, здоровья, красоты и молодости. Практически у всех славян яблоки были частью свадебного деревца – символа невесты, будущей матери, женской сущности. Образ яблока связан также с нашим представлением о плоде познания, дающем возможность осознанного выбора.
Сказка о непослушном братце и его старшей сестре известна многим, существует множество её вариантов. Через сказочный образ Алёнушки передаётся представление народа о главных достоинствах девушки – кротости, смиренности, милостивости, отзывчивости. Автор этого сада предлагает вспомнить сюжет сказки и примерить образ Алёнушки на себя.
Любовь и расставание – самая частая тема литературных, музыкальных и художественных произведений, а также мифов. Возможна ли любовь без боли и страдания? Возможен ли союз земной женщины и божества? Сад посвящен мифу о том, почему Душа (Психея) и Любовь (Эрос) бессмертны и навеки неразлучны.
Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Идея единства эстетического переживания с участием всех пяти чувств свойственна разным временам и культурам. В Индии это понимание отразилось в «Рагамале», серии живописных миниатюр. На санскрите слово «рага» означает «краска, цвет», а также «чувство, страсть». Рага – сложное понятие классической индийской науки о музыке. Это особая мелодия, которая исполняется в определённое время и по определённому поводу, вызывает в воображении слушателя тот или иной образ. Одна из миниатюр серии – «Сцена в дворцовом саду» - говорит о музыке языком ландшафтной архитектуры своего времени. Мы видим здесь в формах и цветах присущий музыке ритм – линии, паузы и акценты, созданные при помощи водной глади и цветущих растений.
Издревле люди поклонялись Солнцу, планетам, звёздам и слагали легенды о космосе. В 19-20 вв. стремление познать неведомое становилось основой фантастических романов. Авторов композиции вдохновила серия фантастических рассказов Кира Булычёва и мультфильм «Тайна третьей планеты». В саду воссоздан уголок мифической третьей планеты, а также передано настроение тайны, которую предстоит разгадать героям и посетителям сада.
Концепция сада – иллюстрация мифа о богине солнца Аматэрасу, который объясняет природу солнечного затмения. Этот сад – живая картина, изображающая солнечное затмение на берегу моря на фоне скал и скальной растительности.
Композиция «Сад затмения» получила 1-е место в творческом конкурсе фестиваля.
По вечерам, когда инсталляции подсвечивают, они становятся ещё таинственней и интересней.
Ландшафтный фестиваль в Царицыно – это место, где можно окунуться в мир красоты и чудес, насладиться тишиной и покоем, купить растения напрямую от проверенных питомников, а также получить массу полезных знаний.
Татьяна Гамалеева
ПЕРЕВАЛ
сентябрь 2023