Найти тему

БАЧА БАЗИ: Национальные традиции Афганистана

Известно, что в мусульманском мире половая жизнь строго регламентирована шариатом: сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, как и в христианской Европе до секуляризации, разрешаются только в рамках брака. Точно также, как и в Европе прошлого, дела обстоят и с гомосексуализмом, а также с любым негенитальным половым актом - всё это считается тяжким грехом, за которым следует не менее тяжкое наказание.

Однако это в идеале. Проституция существует во всех обществах в той или иной степени легальности, а лица с гомосексуальным влечением появляются в любой человеческой популяции. Однако у традиционно исповедующих ислам народов Центральной и в большей степени Южной Азии существует социальный институт, способный вызвать культурный шок даже у осведомлённого о традиционных обществах иностранца - бача бази. В переводе с персидского бача означает мальчик, а бази - игра. Не трудно догадаться, какого рода игры имеются ввиду. Первое, что чувствует среднестатистический человек, узнавший о бача бази это смущение и недоумение. Как на мусульманском Востоке, где не то, что гомосексуалисты, даже влюблённые мужчина и женщина зачастую становятся жертвами местных представлений о чести, существует институт, в сущности похожий на древнегреческую педерастию?

Мальчик танцует для мужчины
Мальчик танцует для мужчины

Учесть всю совокупность причин возникновения и функционирования бача бази, института, распространённого главным образом среди персоязычного и пуштуязычного населения Афганистана и Пакистана, на данный момент едва ли возможно, однако главное вычленить нетрудно.

Одна из причин кроется в устройстве общества. Усилиями мусульманского духовенства контакты между мужчинами и женщинами, не приходящимися друг другу родственниками были сведены до минимума, и, соответственно, неженатые мужчины стали проводить время исключительно в кругу мужчин. Поскольку в молодом возрасте гиперсексуальность отчётливо даёт юношам о себе знать, а девушки почти полностью исключены из круга внимания молодых людей, у последних возникает осознанное или неосознанное влечение к лицам своего пола. Не секрет, что подобные "перекосы" случаются у гетеросексуальных юношей и в европейском обществе, однако там они проявляются куда реже.Кроме того, так сложилось, что для доказательства гомосексуального акта требуется куда больше, чем для доказательства "незаконной" гетеросексуальной связи.

Другая причина, существенно дополняющая первую, кроется в экономическом положении Афганистана и северного Пакистана. Это - бедные регионы, а как известно, в традиционном обществе экономический потенциал мужчины играет как никогда важную роль в женитьбе. Кроме того, что за невесту принято платить выкуп, нужны средства для организации свадьбы, и, что самое главное - для содержания семьи. Порой о любви говорить и не приходится: даже имея минимальные средства, не факт, что родители полюбившейся тебе девушки сочтут тебя достойной партией. Автор данной статьи лично общался с пуштуном из Пакистана, который в молодости был влюблён в девушку, а она отвечала ему взаимностью, но свадьбу не позволили родители девушки, так как семья мужчины была для них чересчур бедна. Ему, однако, повезло более многих мужчин: сейчас он женат и зарабатывает достаточно для обеспечения семьи. Многим же мужчинам и это недоступно, и они подолгу остаются неженатыми, и, не имея возможности посещать даже немногочисленные нелегальные публичные дома, вовлекаются в гомосексуальные связи. Молодой афганец в интервью, который брали у него западные журналисты, заявил, что хотя он и любит мальчиков, девочек он любит куда больше, но это непозволительная для него роскошь.

Свадьба в Афганистане - дорогостоящее предприятие, которое все могут себе позволить
Свадьба в Афганистане - дорогостоящее предприятие, которое все могут себе позволить

Но не всегда одна лишь бедность и половая сегрегация служат причиной гомосексуального поведения многих мужчин. Бача бази - это не только заместительный гомосекс тюремного типа на воле. Многие правоверные мусульмане севера и юга Афганистана льют грязь друг на друга, обвиняя друг друга в "изобретении" бача бази. Однако попытки выяснить, где же всё таки появилась восточная педерастия, ставят в тупик: ещё Прокудин-Горский запечатлел в Узбекистане (Близкий к северному Афганистану регион) мальчика-бача, окружённого музыкантами и поклонниками, а об афганском городе Кандагаре с незапамятных времён ходят пословицы, изображающие город региональном центром однополой любви.этот славный город столицей однополой любви южного Афганистана. По обе стороны от Кабула существуют гомосоциальные традиции, уходящие корнями в древность. Так, нередко устраиваются танцы мальчиков, одетых в женские платья и зачастую имеющих женский макияж, для групп мужчин с последующим "аукционом" за тело мальчика. На подобный заработок мальчиков толкает бедность семьи, а инициатором их становления гомосексуалистами-проститутками выступают старшие мужчины в семье. Распространено, особенно в Кандагаре, содержание мальчиков богатыми мужчинами-гомосексуалами, которые называют своих юных возлюбленных персидским словом ашна (т.е. знакомый), которое в полной мере отражает наблюдение местных за гомосексуальностью сквозь пальцы. Существует похожий институт под названием дохтар бази, т.е. игра с девочкой, в котором задействованы и вполне зрелые молодые девушки, однако он всё-таки не вытеснил бача бази.

Корни традиции, которая явно больше, чем заместительная гомосексуальность, могут идти от древнегреческой педерастии: известно, что греки расселялись на Востоке, передавая свою культуру местному населению. Исходя из современной ситуации, на юге Афганистана бача бази более развито, нежели к северу от Кабула. Это можно объяснить тем, что элементы греческой культуры здесь сохранялись значительно дольше, а также возможным влиянием имевшей здесь широкое хождение индийской культуры. В индийском кастовом обществе есть каста-"третий пол" - хиджры. Это трансгендерные мужчины, которые могут зарабатывать проституцией. Остатки трансгендерности среди мусульман с индусским прошлым можно найти на том же севере Пакистана, но среди индоязычных народов: так, в городе Карачи существуют трансгендеры, занимающиеся танцами с эротическим подтекстом и проституцией. На территории афгано-пакистанского пограничья древнегреческая педерастия и индийские гомосексуальные традиции могли дополнять друг друга, а с приходом пуштунов и ислама они вполне могли продолжить существование, так дополнительный как спрос на них стал теперь исходить из установившейся половой сегрегации.

Афганские моджахеды популяризовали педерастию
Афганские моджахеды популяризовали педерастию

В период между советско-афганской войной и приходом к власти талибов бача бази пережил бурный расцвет. Случилось это благодаря некоторым моджахедам (по их же собственным словам), пробывших длительное время в период советско-афганской войны в Пакистане, где на тот момент бача бази практиковалось интенсивнее, нежели даже в Кандагаре. По возвращению на родину такие моджахеды, в т.ч. полевые командиры не только не прекратили гомосексуальное поведение, но и, можно сказать, популяризовали его. Другой причиной распространения в последней четверти прошлого столетия бача бази стала повальная бедность, вызванная послевоенной разрухой в Афганистане. Вступив в Кабул, талибы начали борьбу с бача бази, однако далеко не всё население поддерживало эту инициативу. Кроме того, некоторые командиры талибов сами грешили этим делом. После низложения радикалов к бача бази начала возвращаться былая популярность, тогда же явление получило огласку на Западе, что вызвало негодование правозащитных организаций.

Сегодня борцы за права детей стремятся всеми силами прекратить старинную традицию, сопряжённую с сексуальным насилием над мальчиками, однако подлинный эффект будет получен лишь тогда, когда в Афганистане прекратятся боевые действия и Афганистан перестанет быть одной из беднейших стран Азии.