Найти тему
Слово Истины

Устройство церкви

Форма правления

Епископальная – церковь, управляемая епископами, основывающими своё право на власть учением об апостольской преемственности.

Примеры: Римско-католическая, Русская православная, англиканская, методистская, лютеранская церкви.

-2

Обоснование: Деян. 12:17; 21:18; Гал. 2:9; 1 Тим. 1:2–3; Тит.1:5.

Проблемы: учения об апостольской преемственности нет в Библии; нет свидетельств об апостольской преемственности в ранние века церкви; в историческом процессе передачи священства есть серьёзные многократные нарушения.

Пресвитерианская – церковью управляют старейшины. Пресвитерианская форма правления церковью включает в себя иерархию над поместной церковью. Поместная церковь управляется комитетом, который состоит из старейшин, избранных членами церкви. Совет пресвитеров, который состоит из старейшины-учителя (пастора) и управляющего старейшины от каждой церкви, стоит над всеми церквями в данном районе. Несколько районов находятся под руководством синода, а над всем синодом стоит Генеральная ассамблея (общее собрание).

-3

Примеры: пресвитерианские, реформатские церкви, совет церквей, ВСЕХБ в годы Советской власти.

Обоснование: Деян. 15:1–35; 16:4–5.

Проблемы: в Новом Завете нет развитого учения о церковной иерархии. Примеры, приведённые выше, имеют дело с апостолами или же со служителями миссионерской церкви, откуда было начато служение в Антиохии. Апостолов сегодня нет.

Надцерковная власть, управляющая поместной общиной, – небиблейское установление.

Конгреционная – автономное управление всеми членами поместной общины. Церковью управляет либо членское собрание, в котором каждый член имеет равный голос по всем вопросам жизни и служения церкви, либо совет благочестивых служителей. Писание учит, что церковью управляет совет служителей.

Примеры: конгрегационные, баптистские, братство благодати, свободные евангельские церкви.

Обоснование: авторитет поместной церкви в церковной дисциплине (1 Кор. 5:5;2 Фес. 3:14–15), в избрании служителей (Деян. 6:3–5), в ответственности за сохранение доктрин Библии и чистоты христианской жизни (1 Ин. 2:20, 27; 4:1); священство каждого верующего (1 Петр. 2:9).

Конгрегационная форма управления церковью является наиболее приближённой к модели, представленной в Библии. В то же самое время некоторые вопросы, связанные с этой формой церковного управления, требуют уточнения.

Во-первых, власть членов церкви в управлении церкви ограничена Иисусом Христом и Священным Писанием (Еф. 1:22). Это значит, что церковь имеет право принимать решения только в рамках Священного Писания.

Во-вторых, верующие имеют различные дарования. Новый Завет учит о наличии в церкви дарований пасторов-учителей, евангелистов, епископов (надзирателей), пресвитеров (старейшин) (Еф. 4:11–16; 1 Тим. 3:1–13; Тит. 1:6–9; 1 Петр. 5:1–3; Евр. 13:17; 1 Фес. 5:12–13; 1 Тим. 5:17). Эти люди избираются поместной церковью для того, чтобы нести ответственность: за учение в церкви (Тит.1:9; 1 Тим. 4:1–4; 1 Фес. 5:12); за снаряжение святых (Еф. 4:11–16); за попечение о душах (Евр. 13:17); за принятие решений по развитию церкви (Деян. 15:4, 6); за решение материальных вопросов (Деян. 6:1–4).

Таким образом, библейская модель управления церковью предусматривает участие всех членов церкви, прежде всего, в избрании квалифицированных служителей, которым они поручают осуществлять текущее руководство делами церкви.

Служители церкви

Старейшины

Отождествление (пресвитер, епископ, пастор – это одно и то же лицо): пресвитер – это епископ (Деян. 20:17, 28; Тит.1:5, 7; 1 Тим. 3:2, 4; 5:17; 1 Петр.5:1–2; Флп. 1:1); епископ – это пастор (Деян. 20:28; 1 Петр. 2:25; 5:1–2).

Обязанности определяются Писанием. Качества пресвитера (1 Тим. 3:1–7; Тит. 1:6–9).

Количество: пресвитеров должно быть несколько (Деян. 14:23; 20:17; Тит. 1:5; Иак. 5:14; 1 Петр. 5:1).

Дьяконы

В переводе с греческого диаконос означает «слуга». Обязанности и качества дьяконов определяются Писанием – 1 Тим. 3:8–13. О дьякониссах речь идет в Рим. 16:1 и 1 Тим. 3:11.

Роль женщины в поместной церкви

  • Женщины должны быть в подчинении (1 Кор. 11:3).
  • Женщины не могут учить церковь (1 Кор. 14:34–35; 1 Тим. 2:11–15).
  • Женщины могут наставлять женщин (Тит. 2:3–5).
  • Женщины могут служить, помогая в заботе о хозяйственных нуждах церкви (1 Тим. 3:8–11).

Вывод: Структура церкви, устроенная Богом, предполагает особую роль в служении как для мужчин, так и для женщин. Если влияние мужчин выражено в том, чтобы имеющие дарование принимали участие в управлении церковью и в учении в церкви, то влияние женщин выражается в их особой роли в воспитании детей, а также в ободрении и поддержке друг друга в исполнении их служения.

Меры к поддержанию церковной дисциплины

  • Четыре уровня дисциплины (Мф. 18:15–20).
  • Пример серьёзности греха в церкви (Деян. 5:1–11).
  • Предать сатане (1 Кор. 5:1–5).
  • Удаляться от отлученных (2 Фес. 3:6–15; 1 Кор. 5:11).
  • Цель церковной дисциплины – защита церкви (1 Кор.5:6–8) и восстановление согрешающего (Гал. 6:1; Иак. 5:19–20).