Порой так хочется открыть старую книгу с шелестящими страницами, расслабленно откинуть голову на спинку кресла и позволить простым историям с множеством запутанно-философских мыслей и, как правило, печальными концовками пленить твой разум. Вероятно, на странице-другой накроет сонливость, придется ненадолго вздремнуть, чтобы, отдохнув, продолжить свое путешествие вновь… Но вот вопрос: а надо ли? Ну что еще, кроме всех этих громких слов про нравственное воспитание классикой? А может, и сама классика сегодня другая?
На бумаге — Лев Толстой, на экране — вампир простой
Есть два типа людей: одни критикуют тебя за незнание великих произведений, а другие говорят, что тебе, как молодому человеку, этого и не надо. А ты подстраивайся под них. Но самое интересное, что у каждого человека своя классика. Кто-то удивляется, как можно мультфильм «Фильм! Фильм! Фильм!» (с одним названием запутаешься) не смотреть, а кто-то возмущается, как можно группу «Король и Шут» не слушать. Тут главное — не теряться, не оправдываться, а кидать сразу в ответку: «А слабо процитировать диалог Беллы и Эдварда из «Сумерек», когда она раскрыла его вампирскую сущность?» И нет смысла стесняться. Фильм вышел на большие экраны 14 лет назад. В нашем быстроменяющемся мире это огромный срок.
Группа «Король и Шут», можно сказать, пережила повторный всплеск интереса к себе в нынешнем году, когда в Сети появился одноименный сериал. И это отличный пример того, как грамотно возвращать популярность позабытым артистам и произведениям.
О вампирах, рок-звездах и супергероях — потом. Начнем с того, что принято в нашем постсоветском обществе считать классикой. Осторожно: сейчас будет «перемывание косточек»! Ну ведь хочется обсудить Толстого, не так ли? По правде говоря, есть множество авторов, исписавших не одну тонну бумаги мелким шрифтом и издавших тысячестраничные произведения. Но школьники из года в год страдают именно из-за Льва Толстого и его «Войны и мира». Если мне что-то и нравится в этой книге, состоящей из четырех томов, то Марья Болконская и концовка. В то время как любимая героиня самого писателя — взбалмошная и чересчур юная для своих взрослых дел Наташа Ростова. Да, все в духе того времени, возраст для XIX века весьма взрослый, но вот поступки все равно детские. Влюбилась в одного, готова была сбежать с другим, согласилась выйти замуж за третьего…
Перефразировав Грибоедова, хочу спросить: «Где, укажите нам, отечества отцы, идеальные женщины, которых мы должны принять за образцы?» Добросердечная Марья Болконская, впрочем, подойдет. Но то, что для автора произведения идеалом является именно Наташа Ростова (и это чувствуется по тексту), уже знатно напрягает. Зато все эти любовные перипетии вносят хорошее разнообразие в монологи Николая Ростова о военных буднях и честолюбии. Ладно, роман хороший. Но «Анна Каренина» в разы лучше, даже несмотря на известную концовку. А еще лучше — романы Достоевского и Тургенева. Все зависит от ваших предпочтений. Но и они уже не в моде. Люди сегодня любят выделяться в предпочтениях, а не попадать в мейнстрим (преобладающее направление). Двухсотлетнее произведение вряд ли можно назвать актуальным.
В детстве было лучше!
Сама сейчас пишу это все и чувствую себя старушкой. В то же время появляется ощущение крутости — из-за того, что я осилила немало сложных произведений. И устала от них. Устала от этих сложных мыслей, которые нагоняют тревожность и тоску. Как бы красиво текст ни звучал, к каким бы глубоким размышлениям ни подталкивал, никто не застрахован от развития депрессивного настроения после их прочтения. Поэтому совет: изучайте классику дозированно и ориентируйтесь на свое самочувствие и интересы. Не нравится — не беритесь. Нравится — читайте и никого не слушайте!
Все, давайте вернемся к вампирам. Как сразу полегчало-то! Примерно в 2010-х вампиры были настоящими героями нашего времени. С каким нетерпением многие школьницы ждали утра пятницы, чтобы посмотреть очередную серию «Дневников вампира»! Вот где был настоящий эмоциональный аттракцион. В то время казалось, что сценаристы — гении, раз умеют так удивлять. А сейчас понимаешь, что они просто слегка «того». В здравом уме подобный бред писать не будешь. Но мне почему-то не стыдно, что я предпочитала смотреть разные глупые сериалы, а не советскую кинематографическую классику. Благодаря этому английский выучила.
А что такое советское кино для нас? Ностальгия. Причем для многих — ностальгия по тем временам, в которых они никогда не жили. Включи сейчас фильм начала 2000-х — и это будет старая трепещущая картинка, отдающая нафталином. Времена нынче слишком быстро меняются, а человечество все так же тянет в сладкие годы детства и юности.
Для меня новая классика, которую я собираюсь пересматривать в старости (и при этом умываться слезами), — «Сваты». Сериал без национальности и гражданства. Снимали на Украине, в кадре висели российские флаги. Съемки седьмого сезона вообще проходили в Беларуси и Грузии. Связаны такие сложности с политическими проблемами и запретом транслировать сериал на Украине. Дело в том, что актеру Федору Добронравову (Иван Будько) был запрещен въезд на территорию Украины. В итоге седьмой сезон снимали в течение четырех лет и смонтировали только наполовину. А показать успели буквально за два месяца до начала СВО, рассорившей актерский состав. Сейчас Анна Кошмал (взрослая Женя) кидает претензии взрослому составу актеров (Добронравов, Кравченко, Железняк) и обвиняет их в лицемерии. Раньше, получается, было все нормально, политика чисто мимо проходила. Но хорошо, что успели снять, показать и поставить точку в истории девочки Жени и ее неугомонных бабушек и дедушек. Более душевного сериала, откликающегося в душе каждого постсоветского гражданина, я не находила. В нем — пример семьи, которая идеальна своей неидеальностью. Те самые семейные ценности, о которых, если по-хорошему, и напоминать не надо.
Фанатеем мы — страдают кумиры
Раз уж затронула тему вампиров… У меня была своя «американская мечта»: хотела стать звездой канала «Дисней». Российское подразделение тоже подходило. Я даже участвовала в вокальном конкурсе! Правда, петь не умею, зато очень в себя верю. У меня канал «Дисней» транслировался в году 2010-м, и тогда моими любимицами были Деми Ловато, Селена Гомез и Майли Сайрус. В Америке они прославились немного раньше, но у нас проекты с их участием показывали с задержкой. Тогда это были три девочки-подростка, обладавшие и актерскими, и музыкальными талантами. Но как сложились их судьбы далее?
Деми Ловато впервые попала в реабилитационный центр в 18 лет (сталкивалась и с проблемой расстройства пищевого поведения, и с психотропной и никотиновой зависимостью). Однажды даже ударила танцовщицу по лицу прямо во время концерта. А в 2018 году чуть не умерла от передозировки. Ко всему прочему Деми уже три года как небинарная личность.
Майли Сайрус заявляла о том, что любит как мальчиков, так и девочек, будучи замужем. В итоге с Лиамом Хемсвортом она развелась. Но с женщинами романы после этого заводила недолго и вскоре вновь перешла на мужчин. Селена Гомез страдает системной красной волчанкой, из-за чего в 2017 году ей пересадили почку подруги. А через три года у девушки также диагностировали биполярное расстройство.
И так не только «за бугром». Популярность плохо переносят кумиры любой национальности. Взять для примера некогда любимых мною «ранеток». Для пропустивших пик их славы поясню: это женская рок-группа «Ранетки» (пели не совсем рок, но играли на инструментах сами), снявшаяся в одноименном сериале. Впоследствии, когда фанаты группы выросли и мы уже вовсю пользовались интернетом, выяснилось, что каждая участница прошла нелегкий путь. Женя Огурцова даже написала книгу о напряженных отношениях внутри коллектива и о домогательствах продюсеров. Лена Третьякова перебралась в Аргентину, где обручилась со своей девушкой. Теперь они путешествуют и растят ребенка. Аня Руднева недавно развелась со вторым мужем и призналась, что наконец-то счастлива. И где пример идеальной жизни?
Но самое смешное, что и «Ранетки», и диснеевские сериалы из 2010-х для меня и кого-то еще уже классика, о которой более позднее поколение может и не узнать. И я сейчас с большим удовольствием готова пересматривать именно эти проекты, а не советские. С книгами, конечно, сложнее, однако произведения начала 2000-х тоже в некоторых кругах считаются классикой. И это я не говорю про такой пласт культуры, как юмор. Зачастую ведь удобнее послушать актуальные шутки про нашу жизнь, чем следить за сложным сюжетом. Так что выбирайте под себя. Сегодня на общество влияет слишком много факторов, чтобы все увлекались одним и тем же.
В 2019 году уроженец Висконсина посмотрел фильм «Капитан Марвел» из франшизы «Мстители» 116 раз. Пожалуй, для американского зрителя подобные фантастические картины уже стали своего рода классикой.
Автор: Эвелина Бурбуть