Найти тему
Другой путь

Один локомотив на всю страну? Все станции разграблены, связь не работает. Железные дороги Абхазии отмечают 30 лет независимости

Железные дороги Абхазии постигла необычная судьба. Кто бы мог подумать, что когда-то важнейшая магистраль страны, черноморская ветка, обустроенная с большим размахом из-за военно-политического конфликта, в одночасье превратится в тупиковую изолированную одноколейку и окажется почти заброшена. Транзит остановился, линия деэлектрифицирована, частично разобрана, станции закрыты и разграблены, а сход с рельсов стал обычным явлением.

К 2008 году, когда Россия признала республику и окончательно сняла санкции, движение поездов внутри Абхазии фактически полностью прекратилось. Здесь не осталось ни одного исправного локомотива, пути и остальная инфраструктура также были в ужасающем состоянии. С тех пор прошло 15 лет, и я отправился посмотреть что Аҧсны Аиҳаамҩа представляет из себя сегодня.

Все фото автора, если не указано иное.
Все фото автора, если не указано иное.

С момента признания в 2008 и до настоящего часа Россия оказывает Абхазии масштабное финансовое и социально-экономическое содействие. Объем инвестиций составляет на данном этапе порядка 7 000 000 000 рублей в год. Кроме прочего, в республику были направлены восстановительные поезда и ремонтные бригады, которые вернули к жизни участок Псоу - Порт Очамчира и восстановили электрификацию от границы РФ до Сухума. Также были переданы несколько рабочих локомотивов.

Возобновилось пассажирское сообщение. Запущены неежедневные рейсы Москва - Сухум, Санкт-Петербург - Сухум. Летние электрички из Сочи до приграничной Гагры.

-3

Грузовые поезда везут в республику топливо, строй-материалы, военные грузы и прочий товар, обратно - гравийную смесь.

Распространённое заблуждение, что железные дороги Абхазии - часть компании РЖД. Это не так. Правит бал здесь государственная организация «Аҧсны Аиҳаамҩа» ( ҩ - читается условно как "ю") с численностью сотрудников пару сотен человек. Однако все пассажирские поезда из России и ими заведует РЖД, абхазские локомотивы и машинисты к работе с пассажирами не допускаются.

-4

Абхазия не была бы Абхазией, если бы всё было так просто. Здешнее разгильдяйство давно стало притчей во языцех. Во всех сферах в Абхазии существуют "нюансы" и периодически случаются казусы разной степени трагичности и анекдотичности. Железная дорога не стала исключением.

В 2011 году из российского бюджета особо выделили 2 миллиарда рублей на дальнейшее восстановление абхазской железной дороги уже своими силами. Ремонт вокзалов и прочего. В итоге, гигантские деньги попросту растворились, а кредит повис на абхазском бюджете.

Разгромленный вокзал Гагра.
Разгромленный вокзал Гагра.

Из-за нехватки тяги АЖД арендует локомотивы у частных российских компаний. Одна такая фирма направила в Абхазию несколько тепловозов М-62, и в один момент обанкротилась (совпадение?) , локомотивы должны были быть проданы за долги, но абхазы решили оставить имущество себе. Арестовать их на территории другого государства не представлялось возможным, и "Машки" действительно долгое время водили в Абхазии поезда.

-6

Почему тепловозы, а не электровозы? Ведь основное плечо в Абхазии электрифицировано. Тепловозы используются, так как в Абхазии всё ещё высока вероятность перебоев в подаче электроэнергии тяговыми подстанциями. Контактную сеть могут в любое время обесточить или понизить напряжение, по этой же причине пассажирский поезд до Сухума также ведёт тепловоз, а грузовые поезда расцепляют иной раз по нескольку вагонов. Да и большая часть сети всё также деэлектрифицирована.

Целесообразность восстановление электрификации лично у меня вызывает сомнения. Ради, в среднем, одного грузового в день, этого явно не стоило делать.

Платформа Гума. Навечно погашенный светофор.
Платформа Гума. Навечно погашенный светофор.

В период СССР названия раздельных пунктов писались на трёх языках. Грузинские буквы всюду закрашены или сбиты, грузинский де-факто вне закона. Русские тоже иногда закрашены.

Абхазский язык в республике имеет ограниченное распространение. Так как большая часть населения на разговорном уровне его не знает, но он активно насаждается. "Железная дорога" по-абхазски звучит «аихаамюа». Надпись с названием организации встретить нигде не удалось.

-8

Железная дорога в Абхазии за годы независимости дважды была капитально отремонтирована силами из РФ. Железобетонные шпалы и всё такое. Но создаётся впечатление, что она здесь никому не нужна. Отремонтированные пути зарастают. Должным образом не обслуживаются. Зачастую шпалы трудно разглядеть под толстым слоем растительности, а опоры КС выглядят как причудливые деревья.

-9

Крепления местами находятся в неприемлемом состоянии, порой отсутствуют гайки, но тем не менее абхазские бригады могут разогнаться до 90 км\ч, лихачество у кавказцев в крови!

Ну и туннель из леса, как местная фишка.

-10

Фотографировать железную дорогу в Абхазии может оказаться непросто. Местный, увидев незнакомого человека, фотографирующего на железной дороге, сообщает об этом знакомым в милицию. Снимавшие железную дорогу, особенно в восточных районах многократно задерживались. И даже доставлялись в отделения. Иногда это плачевно заканчивалось для исследователя. Мне известны несколько случаев, самый вопиющий из которых - успешное вымогательство 500 долларов у фотографа. "А не то на 15 суток посадим".

Также в Абхазии не решён вопрос с агрессивными маргиналами. Автору угрожали физической расправой и другими проблемами просто за нахождение в районе станции, но в целом всё обошлось без существенных потерь.

В момент прохождения этого поезда во всей Гагре отключили электричество (!). Дали через 2 часа.
В момент прохождения этого поезда во всей Гагре отключили электричество (!). Дали через 2 часа.

Несмотря на возобновление работы, на железной дороге в Абхазии до сих пор беспрецедентная для действующей организации разруха, до сих пор не работают светофоры и средства СЦБ, выведенные из строя мародёрами в 90-е и нулевые.

Когда-то автоматические стрелки переводят теперь вручную специальным ключом. Это делает помощник машиниста или начальник станции. Действующих станций в Абхазии можно пересчитать по пальцам. Полноценно работают только пограничный Цандрыпш, Бзыбь, Гагра, Сухум, Очамчира.

Здесь нельзя просто так оставить вагон с имуществом, к нему приставляют человека. На станции Эшера стояла цистерна с топливом, при которой присутствовал охранник.

Вокзал станции Эшера.
Вокзал станции Эшера.

Координация движения поездов осуществляется посредством обычного мобильного телефона, что нельзя назвать эффективным. Связь ловит не везде, потому случаются аварии.

Летом 2022 на станции Новый Афон столкнулись два поезда, по счастью непассажирских. Локомотивы восстановлению не подлежат.

-13

Железная дорога в Абхазии была одной из самых технически сложных в бывшем СССР. Пути на большом протяжении зажаты между морем и горами, были произведены серьёзные работы по укреплению грунтов и полотна, также потребовалось сооружение тоннелей, которых тут больше десятка.

Автор: Юрий Мокряк
Автор: Юрий Мокряк

При отсутствии профилактики случаются оползни и подмывы, которые угрожают безопасности движения и могут привести к серьёзным последствиям, о туннелях и говорить нечего. Они никак не обслуживаются. Плохая гидроизоляция, неисправная вентиляция.

-15

Летом 2023 на несколько дней железная дорога была парализована из-за обвала в Гагрском районе. На территории Абхазии, будучи отрезанным от сети РЖД, оставался поезд Москва - Сухум.

Все вокзалы по-прежнему заброшены и разрушаются. Пара исключений: станция Тамыш, которую на собственные средства содержит старик Гиви Зантария, в надежде на лучшее. Крайне рекомендую материал. Один из лучших на канале:

Косметический ремонт в пограничном Цандрыпше... всё.

В Сухуме в качестве вокзала используется небольшая постройка, бывшее багажное отделение или товарная контора. Гагра - 1\4 часть здания занимает отдел милиции, остальное здание заброшено и разрушается.

Знаменитая платформа Псцырцха. Вид из помещения для вентиляционного оборудования тоннеля.
Знаменитая платформа Псцырцха. Вид из помещения для вентиляционного оборудования тоннеля.

На других станциях работники используют металлические контейнеры. Пройдёт ещё лет 10 и красивые вокзалы, построенные в стиле «сталинского ампира», уже нельзя будет восстановить.

На момент посещения автором Абхазии, в строю здесь был лишь один магистральный локомотив ВЛ8. Электровоз был передан в Абхазию из российского депо Туапсе в нулевые. Своих, Сухумских, как и остальных, на ходу давно не осталось.

-17

Старичку 60 лет - это один из последних ВЛ-8 в строю и вообще один из самых старых "живых" локомотивов на территории бывшего СССР! Используется в грузовом движении. Машинисты - сейчас местные, но до недавних пор приезжали из ДНР! Радует, что в Абхазии остался и свой локомотив, и свои машинисты.

Забавно, Абхазы открестились от всего грузинского, но их единственный электровоз произведён в Тбилиси и даже сохраняет шильду с грузинскими буквами.

Россия запретила абхазским локомотивам заезжать своим ходом на полигон РЖД.

Шильда на ВЛ-8.
Шильда на ВЛ-8.

Также в Абхазии было замечено три маневровых локомотива. Старые ЧМЭ-3 и арендованный ТЭМ7А ООО "Сибирская локомотивная компания". Маневровые работали на участке за Сухумом и на самой станции Сухум.

Движение восточнее Сухума долгое время фактически отсутствовало, возобновилось недавно, хотя путь местами может показаться непригодным для эксплуатации. Назначение поездов - порт Очамчира. Груз - уголь из Донецкого бассейна (?), после отправляемый на баржах в Турцию. Периодичность - раз, два в сутки. Почему не использовать для этих целей более ближние Российские порты - загадка.

Думаю, здесь действует принцип "Если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, дай удочку". Второй вариант - обход международных санкций.

ТЭМ-7 проследует бывшую станцию Келасури.
ТЭМ-7 проследует бывшую станцию Келасури.

Своего подвижного состава в Абхазии практически не осталось. Большая часть либо не исправна, либо продана в качестве металлолома. В январе 2023 их единственный магистральный локомотив снова сломался, выльник гоняли в Россию на ремонт, движение на какой-то период встало.

Разукомплектованная ремонтная дрезина на территории депо Сухум.
Разукомплектованная ремонтная дрезина на территории депо Сухум.

Внутренних поездов в Абхазии также нет. В попытках реанимировать пригородное сообщение, АЖД передали два электропоезда ЭР2Т из подмосковного депо Апрелевка.

Пустить их по маршрутам так и не получилось. Были украдены какие-то важные элементы (?)

Подаренные электрички стоят по тупикам в Сухуме:

Депо Сухум. ЭР2Т-7157.
Депо Сухум. ЭР2Т-7157.
-22

Периодически поднимается тема возобновления транзитного железнодорожного сообщения через Абхазию. Что могло бы значительно улучшить для РФ сообщение с Закавказьем, Ираном, Турцией. Плацкарт Москва - Стамбул представили? И Абхазии пойдёт только на пользу.

Вопрос стал как никогда актуален в связи с последними геополитическими событиями. Однако, Грузия не хочет вступать ни в какие договоры, считая Абхазию лишь своей мятежной провинцией. Условия Тбилиси бескомпромиссны - грузинская таможня и полиция у Сочи.

Да и абхазам контакт с заклятыми врагами не совсем по душе. От Грузии хотят быть отгороженными "наглухо". Стороны до сих пор не имеют никаких официальных точек соприкосновения.

Мост через реку ГумистА.
Мост через реку ГумистА.

Но можно засвидетельствовать, что после моего посещения ситуация на АЖД резко изменилась к лучшему. Несколько увеличилось количество пассажирских поездов из РФ, добавлены "Ласточки" Аэропорт Сочи - Гагра, значительно вырос объем грузоперевозок. В Абхазию пригнали ещё два свежих локомотива ВЛ-10 из депо Курган и 2ТЭ116 из депо Дно. Оба выпуска конца 80-х. Так что теперь там три локомотива на страну и все разные!🤡 Сообщают, что хотят восстановить пару вокзалов и станций (Гудауту, Абаату, Пцырцху). Скажите спасибо.

Станция Новый Афон.
Станция Новый Афон.

В общем, несмотря ни на что, железная дорога Абхазии живёт. Мне кажется, в руководстве АЖД сейчас не самые плохие люди, которые ратуют за её дальнейшую успешную работу, чему мешает некоторое природное разгильдяйство, и тот факт, что она задумывалась и функционировала как транзитная линия. И хотя восстановление движения в Грузию, видимо, недостижимый горизонт, потенциал к развитию у сегодняшней АЖД есть. Я бы хотел, чтобы в Апсны восстановилось внутреннее сообщение, так как нормального ОТ в республике нет, но, к сожалению, почти все воспринимают его отсутствие как должное. Никто не требует поезд, если бы абхазы собрались со всеми своими "За что я воевал?" (Так решаются многие вопросы), то электричку могли бы вернуть в ускоренном темпе. Надеюсь, в будущем это случится. Спасибо.

Вроде, всё что знал, рассказал. Дополняйте в комментариях.

Железные дороги Абхазии, первая часть:

Другие записи в подборке "Абхазия навсегда":

-25
Наунагӡа Аҧсны | Другой путь | Дзен