Прочитал в НГ статью членкора РАН, директора Института США и Канады Валерия Гарбузова об утраченных иллюзиях уходящей эпохи - статью, которая, по-видимости, будет стоить ему высокой должности, но никак не ученой репутации.
Прочитанное любопытно срифмовалось с моим вчерашним разговором с журналистом одного небольшого телеканала, пожелавшим узнать, как формировались и формируются обязательные списки по литературе:
- А что в этих списках делают произведения зарубежной литературы? Почему там указаны только имена, но нет произведений - их что, надо целиком всех читать?! Мне жалко мою дочь, которая через три года все это будет сдавать!
- Могу Вас успокоить: во-первых, сдавать этих авторов ей не придется, их 100% не будет в ЕГЭ, как и авторов из другого списка - писателей народов РФ: Геннадия Айги или Мустая Карима. Включены они туда формально, как и многое другое в этом документе, для соблюдения соответствия нормативным документам. Во-вторых, отсутствие названий произведений - пережиток представления, что учитель-профессионал лучше чиновника должен знать, с каким произведением прийти к своему классу, какая книга обязательна для прочтения. Тут весь вопрос - нужны ли нам сейчас такие учителя и остались ли они в школе. Ну и в-третьих, если мы говорим о мировом значении отечественной литературы, она должна быть включена в мировой контекст, чтобы было видно ее место: наши национальные гении, Пушкин или Достоевский, должны стоять в одном ряду с Байроном, Шекспиром, Гёте… Только так можно осознать их подлинный масштаб. Это наследие дореволюционного образования и отчасти - сталинского периода, но с тех пор количество произведений зарубежной литературы в программах только уменьшалось, а их изучение сокращалось, пока почти не сошло на нет. Разве что сильные учителя, имеющие больше часов, могут позволить себе пройти 1-2 произведения в год, но опять же - только пройти, а не прочитать и обсудить так, как заслуживают эти шедевры. Так что Ваше беспокойство за дочку напрасно, ей это чтение не грозит…
Михаил ПАВЛОВЕЦ