Найти тему
Записки актёра

Мямлящая бездарность или тончайшая актёрская игра: об актёрах с неоднозначным «талантом»

Здравствуйте! Как отличить откровенного бездаря от тонкоиграющего актёра? А можете ли вы сразу распознать актёрский наигрыш? На самом деле, это не так-то просто, как кажется. А ещё сложнее бывает разглядеть недоигрывание или спутать его с тонкой актёрской игрой. Разумеется, я говорю о только хороших артистах, а не о бездарях из дешёвых сериалов, которые, кроме наигрыша, ничего больше и не могут. Эта тема меня очень волнует и я, как никогда, жду ваших мнений в комментариях.

Евгений Цыганов
Евгений Цыганов

Не буду долго описывать наигрыш, потому как это очень обширная и глубокая тема. Скажу однозначно - наигрыш бывает у всех актёров, без исключения, даже у самых гениальных. (Если они, конечно, сейчас есть, что тоже вопрос). Почему актёры наигрывают? Всё просто - потому что они не чувствуют ту или иную сцену. По себе знаю, что иногда очень хочется выдать больше, показать много эмоций, хочется сыграть лучше и красочнее. Но если переборщить даже немного, можно насмешить весь зал и партнёров.

Это, кстати, считается актёрским провалом, когда артист играет важную, серьёзную сцену и начинает, например, неестественно рыдать и биться в истерике, а зрителю смешно от его ненастоящих и гротесковых эмоций. Это упущение и режиссёра, и актёра. А иногда ты совсем не чувствуешь роль, и играешь только на штампах и наигрыше. Интересно, а вы замечали такой наигрыш, когда хочется засмеяться над серьёзной сценой?

Евгений Цыганов в спектакле «Бесприданница»
Евгений Цыганов в спектакле «Бесприданница»

У меня такое, к сожалению, было - я играл Треплева в «Чайке» Чехова и должен был заплакать, обвинять мать - Аркадину, сыграть почти что истерику. Но я сильно увлёкся, отпустил себя и выдал лишнего. В итоге, в зале раздались смешки, и это непередаваемое чувство стыда и разочарования в самом себе. Да и не чувствовал я тогда сцену. Когда чувствуешь, и играть ничего не надо - эмоции сами рождаются. Поэтому наши педагоги всегда говорили: «Лучше не доиграть, чем переиграть!» И я согласен с этим утверждением на все сто.

На обложку этой статьи я не случайно разместил фото одного из моих любимых актёров Евгения Цыганова. Когда я первый раз был в театре Петра Фоменко и смотрел «Бесприданницу» Островского, я был очень сильно разочарован в Цвганове. (Я тогда не видел ещё ни одного фильма с ним и в театре смотрел на него впервые). Он был очень скуп на эмоции, говорил тихо и спокойно, даже в напряжённых сценах, в некоторых моментах он даже напоминал мне робота что ли. Мне тогда очень не хватило красок, переживаний и оценок и я долго спорил с друзьями - однокурсниками о том, что Цыганов либо плохой артист, либо не доиграл в тот конкретный день.. Ну всякое, в конце-концов, бывает - устал человек, переживает какое-то горе, ну или материал ему совсем не близок. Я пошёл ещё на пару спектаклей с Цыгановым и увидел точно такую же игру - недоигранную, как мне казалось.

Кадр из фильма «Русалка»
Кадр из фильма «Русалка»

А потом я поговорил со своим педагогом по современному театру - довольно известным театральным критиком. Она настоятельно просила меня посмотреть внимательнее, ведь Цыганов, по её словам, прекрасный артист. И тогда же вышел фильм «Русалка» с Евгением в одной из главных ролей. Я его посмотрел - в нём Цыганов также скуп на эмоции, но в его глазах такая глубина и боль, что я смотрел, как заворожённый и сопереживал его герою. Я снова пошёл на «Бесприданницу» и тогда открыл для себя чудесного артиста. Да, он не орёт, не распыляется, не бьётся в истерике, но в его глазах и голосе есть всё. Цыганов играет очень тонко, с нюансами и мелкими мазками, но главное - я ему верю.

Но тут возникает самый главный и волнующий меня вопрос - а как же простому зрителю, который не общается каждый день с критиками по душам, отличить недоигрывабшего бездаря от тонкого актёра? Если почитать рецензии на фильмы с Цыгановым от простых зрителей, то очень часто можно увидеть негативное отношение к его игре. Пишут, что сухо, недоигрывает и недожимает, что мямлит что-то себе под нос и т.д. Очень прошу вас ответить на этот вопрос в комментариях. А я считаю, что если актёр не достучался до зрителя и не убедил, это полностью вина актёра и режиссёра. Интересно как вам актёрская игра Цыганова? Нравится?

Сергей Бурунов
Сергей Бурунов

А вот противоположный пример - Сергея Бурунова часто обвиняют в большущем наигрыше. Его фирменные выпученные глаза и гротесковые оценки часто не по нраву моим коллегам, да и зрители пишут, мол, кривляется и переигрывает. Один режиссёр сказал мне, что Бурунов играет, как в мультфильме. Мне довелось видеть как он работает на съёмочной площадке. Да, он гротесковый, но его герои, помимо комедийных черт и «плюсов» часто имеют под собой глубину. В «Родных», например, Бурунов очень трогательный, не смотря на шутки и очевидный наигрыш. В общем, ему я тоже верю. А вы?

Есть, кстати, огромное количество актёров, которые уверены, что в советских фильмах сплошной наигрыш. Мол, Миронов, Никулин, Папанов и другие буквально всё играют с «плюсом» и часто кривляются. Но тут надо понимать, что это другая манера существования. Советское кино действительно чуть с «плюсом», но в этом и есть его шарм и обаяние. Это не наигрыш, это стиль и форма. К тому же, за этим советским «плюсом» почти всегда есть невероятная актёрская игра и нерв, которых сейчас редко встретишь даже у самых «больших» актёров.

-5

Все артисты разные, с разной школой и манерой существования. Не все мы умеем одинаково хорошо существовать в разных жанрах. Но если наш наигрыш видно невооружённым взглядом и хочется засмеяться над серьёзной сценой, то артист определённо не справился с ролью. Не справился он и если не доиграл и не раскрыл своего героя. Да и если зритель не понял его актёрской тонкости и нюансов - тоже, в каком-то, смысле провал. Многие, конечно, будут вам говорить, мол, вы просто не доросли до их таланта, но это всё отговорки. Зритель не обязан кропотливо отыскивать в актёрской игре нотки гениальности.

А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!

Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!