В начале 70-х в СССР на 100 “женихов” приходилось порядка 170 “невест”. Разводов в тот период в стране стало больше - 30% (для сравнения: в 50-е годы - всего 4%), а браков - меньше. Объяснение такому положению давалось простое: с ростом благосостояния, супруги не испытывали кромешного страха перед возможными материальными последствиями (перед разделом единственной комнаты в коммуналке, например) и к вопросу сохранения семьи стали относиться проще.
Снижение рождаемости влияло и на дефицит трудовых ресурсов. В 1979 году правительство, обеспокоенное демографической проблемой, приняло постановление “О консультативной помощи населению по вопросам семьи и брака”. В крупных городах начали создаваться службы знакомств, клубы “Кому за …”, организовывались телефоны доверия.
Вокруг создания служб знакомств на страницах газет, в советах и комитетах разгорались жаркие дебаты. Но это и понятно - вопрос деликатный. Не уничтожат ли такие службы романтику случая, не оскорбят ли этических представлений граждан? И будет ли, вообще, пользоваться спросом услуга - ведь далеко не каждая женщина открыто признается в своем желании выйти замуж?
Социологи и вовсе предлагали создавать службы знакомств для людей молодых, которые только задумываются о вступлении в брак (от 20 до 25 лет).
В 1978 году в Москве при Доме Культуры объединения “Октябрь” был открыт один из первых советских клубов знакомств. В клуб принимали мужчин и женщин, не состоящих в браке (этот момент, разумеется, проверялся). Возраст членов - от 25 лет для женщин и от 30 лет - для мужчин. За год работы организации количество ее участников выросло до 4000 человек.
Для вступления в клуб требовалось немного - заполнить анкету, указав свои интересы (кино, музыка, литература и т.д.). Собственно, знакомства и происходили в секциях по этим интересам. Участников собирали на танцах, концертах, чаепитиях. Сотрудники клуба давали рекомендации по возможным партнерам, предлагали психологическую помощь.
Статистики по итогам работы таких клубов нет. И неизвестно - сколько семей было в итоге создано. Но удовлетворенность клубами была в целом невысокой. Граждане, мечтающие найти человека по душе, формат этих встреч не сильно подходил. На танцах женщины (чаще, чем мужчины, и особенно в возрасте “хорошо за…”) вели себя скованно, общение складывалось далеко не у каждого. Отведав не сильно положительных эмоций, на повторные встречи клуба “невесты” просто не приходили.
В Москве создавались кооперативы “по содействию браку”. Цены за услуги таких предприятий были солидные - 100 рублей за один адрес для переписки за полгода. Что характерно, возраст 95% клиентов был моложе 24 лет. Гарантий кооператоры не давали, данных по успешности работы не имеется.
В конце 80-х службы знакомств работали также “с применением электронно-вычислительных машин”. Женщины, ищущие спутника жизни, заполняли специальную анкету. Количество пунктов в опроснике было порядка 100. Кандидату, максимально подходящему под требования, направлялись контакты из этой анкеты. Жалобы на работы служб нового формата также имелись. “Вместо 9 обещанных кандидатур, мне не отправили ни одной. Было предложено откорректировать анкету, внести еще 5 рублей к тем 36 рублям, которые уже были уплачены. После корректировки результат тот же. В итоге такая нужная одиноким людям служба превратилась в насос по выкачиванию денег”.
В начале 90-х годов на смену службам знакомств и клубам пришли уже брачные агентства.