Найти тему

СОВЕТСКИЕ НЕ СТОЛИЧНЫЕ УТОПИИ

Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Семена Слепынина "Мальчик из саванны". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Семена Слепынина "Мальчик из саванны". Изображение взято из открытых источников

Во времена СССР, в отличие от нынешних, фантастику издавали не только в двух столицах - Москве и Ленинграде - но и в республиканских и даже областных центрах. Поэтому советская фантастика была столь разнообразной. Сегодня я хочу вспомнить о НФ-книгах, в которых описывалось светлое коммунистическое будущее, написанных авторами, живущими далеко от столиц и выпущенных местными издательствами. Многие из этих книг не переиздавались в центральных издательствах, по крайней мере - в советское время.

В. Авдеев. Иллюстрация на обложке книги Вивиана Итина "Страна Гонгури". Изображение взято из открытых источников
В. Авдеев. Иллюстрация на обложке книги Вивиана Итина "Страна Гонгури". Изображение взято из открытых источников

Первым советским утопическим произведением стал роман сибирского писателя Вивиана Азарьевича Итина (1894-1938) "Страна Гонгури" (Открытие Риэля), впервые опубликованный в 1922 году Госиздатом РСФСР в городе Канске. Герой романа, студент Гелий, схвачен белогвардейской контрразведкой и должен быть расстрелян. Сокамерник Гелия, врач, погружает юношу в гипнотический сон, в котором приговоренный переносится в утопическую страну грядущего. Итин рисует масштабную картину достижений коммунистического человечества, которое осваивает космос. Следующее произведение, сравнимое с этим небольшим романом, появится только тридцать пять лет спустя, когда будет опубликован роман Ивана Ефремова (1907-1972) "Туманность Андромеды".

Евгений Скрынников. Иллюстрация на обложке романа Михаила Белова "Улыбка Мицара". Изображение взято из открытых источников
Евгений Скрынников. Иллюстрация на обложке романа Михаила Белова "Улыбка Мицара". Изображение взято из открытых источников

Писатель Михаил Прокопьевич Белов (1911-2000) тоже сибиряк. Его перу принадлежит роман "Улыбка Мицара", впервые изданный в 1969 году Хабаровским издательством и переизданным в нем же, в 1991-м. Автор не дает широкой панорамы общества будущего, но с первых же строк становится понятно, что это мир свободных и счастливых людей, живущих в благополучном, стремительно развивающемся обществе. Последнее не означает, что люди будущего не ведают разочарований и горечи потерь. Освоение Галактики на субсветовых скоростях разлучает людей на многие десятилетия. Каково это вернуться на родную Землю, когда тебе нет еще и тридцати, а все, кого ты так любил, уже состарились?

С. Чешкин. Иллюстрация на обложке романа Михаила Белова "Улыбка Мицара". Изображение взято из открытых источников
С. Чешкин. Иллюстрация на обложке романа Михаила Белова "Улыбка Мицара". Изображение взято из открытых источников

Бабушка главной героини, Мадии Тархановой, так и не дождалась своего мужа из дальнего рейса - состарилась и умерла. Она очень хотела, чтобы внучка поклялась ей никогда не влюбляться в звездолетчика, но разве можно обещать такое, особенно, когда тебе всего двенадцать лет? Когда Мадия выросла, она избрала профессию, связанную с дальним космосом. И вот пришло сообщение, что звездолет "Уссури", которым командует ее дед, в системе Мицара подвергся нападению таинственных белых шаров. Звездный Совет принимает решение об организации экспедиции, возглавить которую должен возглавить звездолетчик Игнат Лунь. А ведь Мадия к нему неравнодушна.

Эдуард Гороховский. Иллюстрация на обложке сборника Михаила Михеева "Которая ждет". Изображение взято из открытых источников
Эдуард Гороховский. Иллюстрация на обложке сборника Михаила Михеева "Которая ждет". Изображение взято из открытых источников

Возвращается человек,

Пыль на нем неземных дорог,

Человек задумчив, как снег,

И как смерть любимой - жесток.

Этими строчками поэта Евгения Лучковского, еще один сибирский писатель Михаил Петрович Михеев (1911-1993) взял в качестве эпиграфа к третьей главке своей новеллы "Которая ждет", впервые опубликованной в 1966 году Западно-Сибирским книжным издательством. Героиня рассказа провожает возлюбленного в дальний космический рейс, из которого он вернется через двести пятьдесят лет, но не может смирится с утратой и тогда люди принимают решение погрузить ее в состояние анабиоза, до возвращения возлюбленного. Этот мотив, популярный в советской фантастике, Братья Стругацкие едко высмеяли в повести "Понедельник начинается в субботу" (1965) и не исключено, что Михеев написал свой рассказ им в пику.

Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Изображение взято из открытых источников

"В загородном парке, в окружении вечнозеленых деревьев, стоит Пантеон. Невысокий полукруглый купол на мраморных колоннах. По фронтону надпись: ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ЖДЕТ. Внутри под куполом - саркофаг. В изголовий саркофага факел - вспыхивает и гаснет розовое пламя... Машинное отделение в глубоких подвалах под Пантеоном - моторы, регенераторы, холодильники. Запас атомного горючего на два с половиной столетия. Саркофаг прозрачен. Он наполнен чем-то голубоватым, струящимся как дым. В саркофаге лежит девушка. Глаза ее закрыты. Она лежит каменно неподвижная, в глубоком сне. Редко-редко бьется сердце... и в такт его ударам вспыхивает и гаснет розовое пламя в факеле, показывая, что девушка жива." - если учесть год издания, то сибирский прозаик, скорее всего, уже прочел повесть столичных коллег.

В. Мандриченко. Иллюстрация на обложке сборника Михаила Михеева "Милые роботы". Изображение взято из открытых источников
В. Мандриченко. Иллюстрация на обложке сборника Михаила Михеева "Милые роботы". Изображение взято из открытых источников

Михеев не создал большого произведения о будущем, но в его рассказах "Которая ждет" (1966), "В тихом парке" (1968) и других, объединенных в цикл "Милые роботы" ("Пустая комната"; 1965, "Сделано людьми"; 1966, "Алешкин и ТУБ"; 1967 и "Школьный уборщик"; 1972, под одной обложкой выпущенных Западно-Сибирским книжным издательством в 1972 году, мы можем увидеть отдельные фрагменты общей мозаики эпохи, в которую хотелось бы жить. "Я вернусь постаревшим на тысячу лет, и таким же, как прежде, почти молодым..." - писал Лучковский в той же поэме и, похоже, что эти строки вдохновили еще одного писателя, книга которого была издана нестоличным издательством.

Алексей Тертыш, А. Мурзалов. Иллюстрация на обложках книги Исая Давыдова "Я вернусь через 1000 лет". Изображение взято из открытых источников
Алексей Тертыш, А. Мурзалов. Иллюстрация на обложках книги Исая Давыдова "Я вернусь через 1000 лет". Изображение взято из открытых источников

В 1969 году Средне-Уральское книжное издательство выпустило книгу Исая Давыдова (1927-2020) "Я вернусь через 1000 лет", переиздав через четыре года в новом оформлении. Как и во многих других фантастических романах шестидесятых- семидесятых годов, в этом произведении светлое будущее не отделимо от освоения космоса. Главный герой Шур, вместе с другими добровольцами, отправляется на планету Рита, которая оказалась почти полной копией Земли. Есть только одна проблема. Риту населяют первобытные племена, не желающие терпеть пришельцев. Убивать братьев по разуму, которые не ведают, что творят, нельзя. А как быть?

Николай Горбунов. Иллюстрация к роману Гавриила Бирюлина "Море и звезды". Изображение взято из открытых источников
Николай Горбунов. Иллюстрация к роману Гавриила Бирюлина "Море и звезды". Изображение взято из открытых источников

Не одними звездами будут жить люди будущего, считал ученый-океанолог Гавриил Михайлович Бирюлин (1911-1979), автор романа "Море и звезды", выпущенного в 1962 году Приморским книжным издательством и переизданным в 1968-м Дальневосточным книжным издательством. Кроме звезд, людей влечет еще и океан. Две стихии встречаются на страницах этого произведения. И чувствуется, что, по крайней мере, одну из них автор знает не понаслышке. Герои Бирюлина живут в мире, где коммунизм не стал еще всепланетным, и тем не менее, ясно, по-настоящему светлое будущее уже не за горами.

Николай Павлов. Иллюстрация на обложке романа Семена Слепынина "Звездные берега". Изображение взято из открытых источников
Николай Павлов. Иллюстрация на обложке романа Семена Слепынина "Звездные берега". Изображение взято из открытых источников

Людям далекого будущего, их столкновению с темными силами, которые еще могут встретиться в далеком космосе или преодолению наследия не менее темного прошлого, посвятил свое творчество Семен Васильевич Слепынин (1924-2001). В 1974 году в журнале "Уральский следопыт" публикуется его научно-фантастический роман "Звездный странник", опубликованный в 1976 году Средне-Уральским книжным издательством под названием "Звездные берега" . В 2080 году с камчатского космодрома стартовал звездолет "Орел". Он должен был достичь звезды Альтаир, исследовать ее планетную систему, а заодно испытать новый гравитонный двигатель.

Николай Павлов. Иллюстрация к роману Семена Слепынина "Звездный странник". Изображение взято из открытых источников
Николай Павлов. Иллюстрация к роману Семена Слепынина "Звездный странник". Изображение взято из открытых источников

Пройдя сквозь зону черной аннигиляции, вызванной самими же космолетчиками, они оказались то ли в другом измерении, то ли в ином времени. Как бы то ни было, им удалось вступить в контакт с высокоразвитой цивилизацией планеты Таиса, представители которой решили подбросить корабль землян поближе к Солнечной системе, а вот дальше начались странности. Корабль был захвачен и один из членов экипажа оказался... на планете Электронной Гармонии. Теперь он Гриони - провокатор местной тайной полиции, именуемой Институтом Общественного Здоровья.

Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Семена Слепынина "Мальчик из саванны". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Семена Слепынина "Мальчик из саванны". Изображение взято из открытых источников

Более подробно с миром светлого коммунистического будущего, который Слепынин назвал "гравитонным веком", писатель познакомил читателей в 1982 году, когда в журнале "Уральский следопыт" был опубликована повесть "Мальчик из саванны", дважды переизданная Средне-Уральским книжным издательством, сначала в 1983-м в альманахе "Поиск", а затем отдельным изданием в 1985-м. Герой повести, космо- и времяпроходец Иван Яснов, привозит из каменного века мальчика Сана, который должен был погибнуть. Таким образом человек светлого будущего взвалил на свои плечи нелегкую задачу - сделать так, чтобы гравитонный век стал своим для пацаненка, рожденного тридцать восемь тысяч лет назад, родным.

Обложка журнала "Уральский следопыт" №12, 1991 года. Изображение взято из открытых источников
Обложка журнала "Уральский следопыт" №12, 1991 года. Изображение взято из открытых источников

Так случилось, что именно Семену Слепынину пришлось стать автором последнего советского произведения о светлом будущем. В 1991 году в журнале "Уральский следопыт" было опубликован роман "Сфера разума". Развитие биотехнологий привело к формированию Сферы, которая способна продуцировать все необходимое для жизни и досуга людей. Общаясь со своими подопечными телепатически, Сфера материализует для них сказочные и литературные персонажи. Ради поддержания равновесия, она воплощает и добрые и злые создания, разнося их во времени - добрых в светлое настоящее, злых - в темное прошлое.

Б. Лошак. Иллюстрация к книге Бориса Ляпунова "В мире мечты". Изображение взято из открытых источников
Б. Лошак. Иллюстрация к книге Бориса Ляпунова "В мире мечты". Изображение взято из открытых источников

Наверняка, я вспомнил не все советские научно-фантастические произведения с элементами утопии, опубликованные вне Москвы и Ленинграда и не переизданные в них, поэтому давайте вспомним все книги, которые поддерживали в читателях веру в светлое будущее, но не были удостоены чести быть выпущенными в центральных издательствах.