…Мы с женой входим на территорию Храма.
В конце XVI века в селе Никольское-Вязёмы (тогда оно называлось так) был воздвигнут семиглавный четырёхпрестольный Храм в два этажа. Строить его начал Борис Годунов, вероятно, ещё не будучи царём. А достроил, когда уже, по всей вероятности, полновластно царствовал.
Церковь была посвящена Живоначальной Троице (Троицкий храм).
***
В 1606 году, направляясь в Москву, Храм посетила Марина Мнишек, невеста Лжедмитрия I. Она отметила красоту православного святилища. Разумеется, был тут и сам Лжедмитрий. Не мог не посетить места, связанные/ассоциирующиеся с царём-предшественником, сына которого убили для того, чтобы освободить престол «законному Рюриковичу».
Неподалёку от церкви Лжедмитрием был организован «зимний (на Масленицу) потешный бой с нешуточными обидами русским боярам – в снежки, летевшие в русских, немецкие и польские наёмные воины вкладывали камешки, песок и даже свинцовые пули, и в результате такого мошенничества оказалось немало пострадавших». Но обиды русским аристократам пришлось терпеть: жить всем хотелось, а как поведёт себя в случае чего новый царь (или «царь»), опирающийся на иноземные штыки, русской элите той поры было предельно ясно.
***
В Смутное время Храм был попросту разграблен. Его стены осквернены/испещрены разными надписями: и поляков (католиков), и русских (православных). Дескать, если царь ненастоящий, то и Бога нет, а, значит, всё можно.
…Но всё плохое (как и хорошее) когда-нибудь заканчивается. Закончилось и Смутное время. Земский собор избрал (или «избрал») царём Мишу Романова.
Храм, как и земли вокруг, отошёл к новой династии.
…Царь Алексей Михайлович, сын первого Романова и отец Петра I вносил в церковь дары.
Петр I подарил Вязёмы своему «дядьке» (воспитателю) князю Борису Голицыну. Новый владелец взял и переименовал Троицкую церковь в Преображенскую. Мужик при этом, сможет, и перекрестился, хотя гром не грянул. Гипотеза маркетологов (или историков): «Может быть, в новом посвящении центрального алтаря празднику Преображения Господня сыграли роль и воспоминания о славных годах в селе Преображенском, где вызревали будущие реформы, изменившие жизнь Руси-России. Известно, что Пётр I Вязёмы однажды посетил».
В общем, переименовали церковь и ничего не случилось – стоит себе и стоит до сей поры.
***
Источники нам (и через меня всем вам… тут улыбнёмся моей любимой шутке) сообщают, что архитектура бывшего Троицкого, а ныне Преображенского храма характеризуется как годуновский стиль (или годуновский классицизм): «Наибольший интерес с художественно-исторической точки зрения представляет верхний храм, куда ведет широкая лестница, восстановленная на месте снесенной в 1960-х годах поздней колокольни, не простоявшей и века… Традиционное пятиглавие, аркатурные пояса на барабанах, пирамидальная структура зданий, "воздушные" галереи (как правило, двухъярусные), опоясывавшие храмы с трех сторон, – все это лишь добавляло творениям "годуновских" зодчих легкости и изящества».
***
Источники уверяют также, что росписям Храма уже примерно четыреста лет. «Когда-то фрески покрывали стены храма, его своды и столпы сплошным цветным ковром; позже они были частично записаны сверху масляной живописью; ныне от того ковра остались лишь фрагменты – но довольно значительные».
Советское время первой половины XX века – трагедия православия и других религий в СССР. Расстреляны последние священнослужители: настоятель храма священник Василий, дьякон Николай Запольский, «церковница» Елизавета Тимохина (1881- расстреляна 7 марта 1938 года). Из казнили на полигоне Бутово, под Москвой, где сейчас, «на месте убиения десятков тысяч невинных жертв коммунистического безумия, разбит великолепный яблоневый сад, и высится высокий и вместительный православный Храм».
В 50-е – 70-е годы XX века) «были разрушены трехъярусная колокольня постройки 60-х годов XIX века, а также ведшие от колокольни к храму галереи. Было ликвидировано остекление гульбищ, снята и расчленена на куски редкая белокаменная корона под Крестом, венчавшая центральную главу. Храм использовали как столовую, лабораторию, склад. В тот же тридцатилетний период в храме постоянно велась вялотекущая “реставрация”.
…Разрушенную церковь […] в целом восстановили в параметрах годуновской эпохи. Восстановили также и редкую, единственную уцелевшую (среди прочих подобных) звонницу, построенную, вероятно, незадолго до возведения храма, годах в 80-х XVI столетия».
В Спасо-Преображенском приделе установлен новый иконостас с новыми иконами. Прежний резной золочёный иконостас с образами работы мастеров Оружейной палаты, устроенный в Храме в конце XVII века Борисом Голицыным, был разобран ещё в 1938 году (когда церковь была закрыта).
Святыни Храма: два старинных мощевика с мощами святых русских, а также апостола Павла. Чтимая икона Пресвятой Богородицы: Скоропослушницы, Успения Божией Матери. Чтимая икона «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, с частицей мощей святого».
Алтарь верхнего Храма посвящён празднику Преображения Господня; верхний правый – Казанской иконе Божией Матери; верхний левый – страстотерпцам благоверным князьям Борису и Глебу. Нижний храм посвящён святителю Николаю.
…Иконостас…
***
Вдруг резкость пропасло, и всё расплылось (не в глазах, а в кадре). Но Дьявол пусть даже не пытается! Ему не удастся замазать нам глаза и испортить камеру мобильника!
Вот теперь всё на своих местах. Лепота!
Своды Храма
...Под куполом...
***
Звонница рядом с церковью. Знаете, какая разница у звонницы с колокольней?
Словари объяснят нам и вам, что синонимия в русском языке слов колокол и звон (ср. ниже о польском и украинском языках, где употребляется только одно слово dzwon, дзвін) сделала возможным терминологическое разграничение понятий «колокольня» (сооружение башенного типа) и «звонница», которая в отличие от колокольни может иметь в плане вытянутый прямоугольник, являться стенообразным сооружением или вовсе быть надстройкой на стене храма.
Однако в широком смысле башенную колокольню также могут называть звонницей, особенно в высокой, художественной речи. Вот я всегда так и называл – в широком смысле.
***
Ограда территории с территории Преображенского Храма. Вид в сторону Конного двора, где мы недавно побывали.
***
Рядом с церковью покоится прах Николая Сергеевича Пушкина, младшего брата великого русского поэта. Николай Пушкин умер в 1807 году в возрасте шести лет. Ребёнок совсем…
Сам будущий поэт со своей бабушкой, Марией Ганнибал, и с сестрой Ольгой ездил к воскресной Литургии в Преображенскую церковь из Захарова: «Детские впечатления поэта вызвали к жизни, впоследствии, и драму “Борис Годунов”, и повести “Пиковая дама”, “Дубровский”, “Барышня-крестьянка”…»
***
Остатки храмового некрополя.
***
Покидаем с женой территорию Преображенского Храма, но не территорию усадьбы! Самое интересное ещё впереди!
Продолжение следует.