Найти тему

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ Завещание будущим поколениям

Выпуск 1(9) 2020

«Балетные понедельники» продолжают знакомить своего читателя с участниками героико-исторического спектакля «Домой с Победой!» и раскрывать секреты творческой лаборатории от лица её главных героев.

Б.П. беседуют с главным дирижёром спектакля «Домой с Победой!» – Павлом ГЕРШТЕЙНОМ.

Павел Яковлевич ГЕРШТЕЙН - директор, художественный руководитель и главный дирижер Костромского губернского симфонического оркестра, лауреат муниципальной премии им. Д.С. Лихачева, художественный руководитель Международных фестивалей «Кострома симфоническая» и «Музыка - дорога в жизнь».

П.Я. Герштейн
П.Я. Герштейн

Балетные понедельники: - Павел Яковлевич, чем для Вас является проект «Домой с Победой!»?

Павел Яковлевич: - В первую очередь - это творческий акт, посвящённый памяти подвига советских людей, которые не щадя своей жизни, своего здоровья положили на алтарь победы свою молодость, благополучие, а главное - жизнь. Ведь все это было сделано не для того, чтобы оставить какой-то свой след в истории, хотя так оно и получилось, а для того, чтобы спасти свою страну. Каждый спасал своих близких, свои семьи. Этот подвиг стал примером для людей всего мира, примером того, как человек жертвует своей жизнью ради мирного существования будущих поколений. Его также можно назвать завещанием - чтобы не дай Бог, не повторилась та кровавая трагедия, которую однажды принесла в мир страшная идеология подчинения одной нации других народов.

Спектакль «Домой с Победой!» стал живым высокохудожественным памятником событиям второй мировой войны, если говорить о Советском Союзе, Великой Отечественной войны. Не скульптурным памятником-монументом, к которому возлагают цветы, а живым действом, в котором из года в год обновляется поколение танцовщиков, музыкантов, и каждое новое поколение артистов вносит свою лепту в традицию этой постановки.

Б.П.: - Как Вам удается совмещать участие в героико-историческом туре «Домой с Победой» с выступлениями своего симфонического оркестра, график которого, как я знаю, всегда очень плотный?

П.Я.: - Безусловно, это требования той действительности, которая сложилась в постановке и гастролях этого спектакля.

Я благодарен постановщикам за приглашение и за то, что в спектакле они отвели отдельную роль живой музыке, а не фонограмме, как это часто бывает. Да, это было бы менее проблематично с точки зрения организационных, артистических и, конечно, материальных затрат, но именно взаимодействие живого оркестра и артистов балета привнесло ту самую гармонию в сценах «Парк культуры и отдыха» и «Блокадный Ленинград». Такой творческий тандем придает колоссальную ценность и неповторимость спектаклю «Домой с Победой!». Поэтому все организационные сложности, которые мы вместе преодолевали, конечно, были подчинены единому художественному результату. И поэтому я не думаю об усталости после перелетов, переездов или проведенных концертов. Главное, что мое участие - неотъемлемая часть спектакля, которая мне поручена режиссером Юрием Царенко, союз, который вместе с хореографией балета «Кострома» воплощает его высокохудожественный замысел. И для меня большое удовольствие быть одним из исполнителей этого спектакля.

Костромской Губернский симфонический оркестр П. Герштейна. Сцена «Блокадный Петербург»
Костромской Губернский симфонический оркестр П. Герштейна. Сцена «Блокадный Петербург»

Б.П.: - Во время тура Вам приходится работать с разными оркестрами. Как Вам удается находить контакт с каждым из них, чтобы всего через один день музыканты могли ощущать себя частью масштабного драматического действа?

П.Я.: - Наверное, это моя профессиональная обязанность. Я часто работаю с разными оркестрами на гастролях, приезжаю как гостевой дирижер. В течение репетиции я объясняю музыкантам, что от них требуется кроме качественного исполнения, объясняю их место в конструкции спектакля. Да, всего за одну или две репетиции нам необходимо достичь максимально возможного художественного результата и, конечно же, свободного владения музыкальным текстом. Как дирижеру и организатору, мне приходится оперативно использовать свои профессиональные навыки в полной мере. И такая задача мне вполне посильна. Я понимаю, что в разных городах есть оркестры различного уровня квалификации. Например, приезжая в Волгоград, мы встречаем очень качественный оркестр. В менее крупных городах-героях иметь полностью укомплектованные музыкантами с консерваторским образованием оркестры возможности нет. Поэтому, безусловно, качество игры везде разное, но тем не менее, мы пытаемся держать планку на должном уровне. Конечно же, для меня отдушина, когда мы собираемся с балетом и нашим костромским оркестром (Костромским губернским симфоническим оркестром. - Прим.ред.). За столько лет совместной работы мы друг друга чувствуем. У нас прекрасные теплые и дружеские отношения. Артисты знают, как играет наш оркестр, я знаю каждый шаг и каждый темп хореографии балета. Я думаю, что и мне и артистам намного проще, когда мы играем спектакли вместе, как это было в Санкт-Петербурге, Москве или в Костроме. Хочу выразить комплимент своим музыкантам, мне всегда приятно слышать аплодисменты артистов «Костромы», когда мы играем для них или вместе с ними, и балет знает, что эта любовь со стороны оркестра к ним взаимна.

Б.П.: - Я знаю, что во время героико-исторического тура было очень заметно, как менялось отношение участников проектов от начала репетиций спектакля до его премьеры, в частности волонтеров. Они становились более ответственными, собранными… Что Вы можете рассказать об отношении к своей роли в спектакле «Домой с Победой!» музыкантов городов-героев?

П.Я.: - Во время первой репетиции, когда музыканты еще не погружены в действо спектакля, у них, иногда, присутствует несколько снисходительное отношение к своей роли на сцене. По их первому впечатлению, играть не слишком сложную музыку танцевальных площадок довоенного парка не очень солидно. Да и в Седьмой симфонии Шостаковича требуется исполнить только "Тему нашествия", а не целиком всё сочинение. Но как только оркестр вливается в сценическое действо и понимает уже изнутри свое место в спектакле, отношение резко меняется. Оркестр мобилизуется, воспринимая себя частью общей драматургии, где задействованы не только творческие силы балета «Кострома», но и легендарная артистка – Людмила Алексеевна Чурсина. Её чтение стихов от имени Матери миллионов сыновей, шествие колонн солдат экипированных в форму военных лет, световые и лазерные эффекты - всё это производит грандиозное впечатление, в том числе и на музыкантов. Оркестр несет в спектакле большую смысловую нагрузку. Ведь живое участие оркестра - это музыкально-исторический пласт в драматургии спектакля.

Б.П.: - Во время спектакля оркестр исполняет отрывок Симфонии №7 Дмитрия Шостаковича. Расскажите, пожалуйста, немного об истории ее создания.

П.Я.: - Седьмая симфония Шостаковича - сильнейшее сочинение в мировой музыкальной литературе, посвященное событиям войны. Есть такая версия, и я склонен ей верить, что Шостакович начинал создавать эту симфонию еще до войны, и она изначально не должна была посвящаться Ленинграду. Мы знаем, что Шостакович был великим музыкальным летописцем истории нашей страны. Его музыка часто подвергалась колоссальной критике музыковедов в штатском. Три его довоенных симфонии были пропитаны напряжением тяжелого сталинского времени. Три из четырех частей Седьмой симфонии Шостакович написал в Ленинграде, последнюю ее часть в Куйбышеве, где 5 марта 1942 года и состоялась премьера силами оркестра Большого театра под управлением Самуила Абрамовича Самосуда. Премьера транслировалась радиостанциями на всю страну и даже за границу. Говорят, что, когда немцы услышали звуки симфонии, исполненной в августе 1942 года в осаждённом Ленинграде под управлением Карла Ильича Элиасберга, они сказали: «Пока русские могут сочинять и играть музыку такой силы, нам эту страну не победить!». Великое произведение гениального симфониста XX века явилось символом непобедимости российского духа и непоколебимости советской страны. В начале лета 1942 года партитура была переправлена в США, и 19 июля прозвучала под управлением Артуро Тосканини. О симфонии узнал весь мир. Она стала знаменем победы над фашизмом, вызовом этому страшному злу.

Б.П.: - Теперь мы знаем, что премьера симфонии состоялась весной в Куйбышеве. Как Вы относитесь к тому, что в версии режиссера спектакля, Юрия Царенко, действие перенесено в зимние реалии блокадного Ленинграда под звуки бомбежек и вой воздушных сирен?

П.Я.: - Да, симфония впервые была сыграна в Куйбышеве. Ее премьера в Ленинградской филармонии состоялась чуть позже и, конечно же, не зимой, а, как я упомянул выше, летом - в августе 1942 года. Перенести действие в холодную, страшную зиму, на мой взгляд, сильный режиссерский психологический ход. Когда старики, дети, женщины пытаются удержать непосильную для них ношу как кусок хлеба или любимую игрушку; замерзают, умирают от голода и, несмотря на это, слушают звуки музыки под окнами филармонии, наполняясь верой в будущее - пусть это неправда, но она является продуманной художественной находкой, которая усиливает эмоциональный накал в сцене «Блокадный Ленинград».

Во время наших гастролей в Санкт-Петербурге был один случай, когда приглашенный музыкант из оркестра, как сейчас помню, тубист, выразил свое недовольство тем, что в спектакле искажен этот исторический факт. Тогда я ему постарался объяснить, что иногда можно пожертвовать документальной правдой ради усиления художественно-психологического воздействия.

Б.П.: - В связи с пандемией коронавируса героико-исторический тур по городам воинской славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне был перенесен на осень. Готовы ли Вы к новым гастролям?

П.Я.: - В данной ситуации давайте будем просто об этом мечтать. Если проект состоится, я скорректирую все планы, чтобы принять в нем участие.

БЕСЕДОВАЛА ЕКАТЕРИНА КУБАНОВА.