(продолжение)
Мне кажется, Георгий Анц-ас - фигура крайне интересная. В отличие от всех остальных персонажей этой истории (не считая эпизодических моторов сюжета вроде Коррадо Графани, продавшего в 888 году город Монкальво), он появляется на сцене сравнительно поздно, в 1912 году, а уже в 1921-м умирает от сыпного тифа в не самом ещё преклонном возрасте 64 лет.
Давайте попробуем раскрутить его жизнь задом наперед, как старую кинопленку или загадочную историю Бенджамина Баттона.
Итак, первый документ, с которого, можно сказать, началась наша генеалогическая эпопея: справка из Кировоградского архива, в которой приведены сведения о смерти двоих детей семейства Анц-асов (8-летний Николай и 4-летний Михаил скончались еще в детстве, от воспаления костного мозга и дифтерита, соответственно) и их отца, Георгия Антоновича Анц-аса, бухгалтера, 4 марта 1921 года.
Следом мы обнаружили памятные книжки по Херсонской губернии, где коллежский советник Георгий Анц-ас указан в качестве помощника контролёра отделения Государственного банка - должность для такого чина сравнительно низкая, однако не стоит забывать, что полный штат отделения - всего 8 человек.
Но дальше мы не могли продвинуться больше 5 лет. Успели отыскать всю информацию по Либорио Графани и его семье, дважды съездить в Геную, в Монкальво... Даже в Литве, на родине Георгия, которого там зовут Юргисом, побывали. А то, что совсем под боком, никак нам не давалось.
Пока в итоге долгих изысканий я не вышел "на самый верх", т.е. на Российский государственный исторической архив, физически расположенный в Санкт-Петербурге, у слияния двух рек, Охты и Оккервиля.
К счастью, как и в большинстве других архивов (не считая "церковного" в Генуе), здесь можно сделать запрос удалённо и за сравнительно небольшие деньги получить фотокопии.
Так и обнаружился восхитительный документ: формулярный список о службе помощника контролера Елисаветградского отделения Государственного банка коллежского советника Георгия Антоновича Анц-аса, составленный 1 декабря 1908 г., т.е. до первой из имевшихся у нас памятных книжек.
Вот что говорится на первом листе:
Коллежский советник Георгий Антонович Анц-ас, помощник Контролера Елисаветградского отделения Государственного банка, 51 году от роду, вероисповедания римского-католического, имеет орден Св. Станислава 3-й степени, жалованья получает:
жалованья 480 р.,
столовых 240 р.,
квартирн. 180 р.
Итого: 900 р.
Казенной квартирой не пользуется.
Из какого звания происходит: из крестьян.
Есть ли имение: родители имеют хутор в Ковенской губернии, в Паневежском уезде.
Был ли в отпусках, являлся ли в срок: с 15 июля по 5 августа 1896 года, явился в срок, с 14 августа 1903 г. по 11 сентября, явился в срок.
Был ли в отставке с награждением чина или без оного: с 1 ноября 1893 г. по 11 сентября 1895 года без награждения чином.
При всей сухости этой справки в ней очень много разной интересной информации, и информация эта, с моей точки зрения, очень много даёт для понимания.
Что поразило лично меня больше всего?
Отпуск два раза за 12 лет - понятно, сколько-то времени отбирала дорога, но все равно очень жёстко.
Жалованье - небольшое, по 40 р. в месяц: в 2 раза меньше, чем у квалифицированного токаря или армейского поручика, примерно вровень с фельдшером провинциальной земской больницы.
Наконец, очень странная строчка о почти двухгодичной отставке - что бы это могло значить?
Дальше - ещё интереснее: послужной список. Оказывается, наш Георгий Антонович начинал вовсе не банковским служащим, а простым педагогом начальных классов!
Воспитывался в Прибалтийской города Риги учительской семинарии, где и окончил полный курс наук, в чем и выдано ему свидетельство на звание учителя начального училища от 12 июня 1876 года за № 141.
Состоял учителем русского языка в Прекульской приходской школе Курляндской губернии с 8 декабря 1876 года по 15 июня 1878 года.
Определен учителем Нейштутгардтского земского начального народного училища Бердянского уезда Таврической губ. 9 сентября 1878 года с жалованьем 300 р. в год.
Переведен в таковое же Нейгофнунгское училище 1 августа 1879 года.
Переведен на должность учителя Астраханского начального народного училища Бердянского уезда 1 сентября 1884 года.
Приказом Директора Симферопольской мужской гимназии от 1 апреля 1885 года за № 18 назначен помощником классных наставников при Симферопольской мужской гимназии с 1 апреля 1885 года.
Что можно понять из этой части?
Как мы знаем от литовских родственников, Георгий-Юрий-Юргис рос слабым, но смышлёным, и потому, в отличие от братьев и сестёр, батрачивших по соседям, лет в 5 лет был отдан на воспитание и в услужение ксендзу. Будучи католиком, он не мог поступать в обычные педагогические училища. Однако в 1870 году в Риге открылась первое государственное педагогическое учебное заведение в Прибалтике, ориентированное не только на православных, - учительская семинария (ранее существовало несколько частных заведений). Георгий был в четвёртом выпуске. Полтора года он отработал там же, в Прибалтике, а потом был переведён через всю страну в Бердянский уезд Таврической губернии, где преподавал в немецких посёлках-колониях на 243 и 472 жителя, соответственно (ныне Елизаветовка и район села Осипенко), потом в крупном (больше 3000 жителей) селе Астраханка, населённом в основном молоканами, после чего наконец попал в крупный город, Симферополь.
А вот дальше начинается какая-то чертовщина.
Государь Император согласно удостоению Комитета д.г. Министров всемилостивейше соизволил в 28-й день декабря 1888 года пожаловать его за отлично усердную [службу] и особые труды орденом Св. Станислава 3-й степени.
Указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии от 10 января 1890 года за № 9 утвержден в чине Коллежского Секретаря со старшинством с 1 апреля 1885 года.
Указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии от 25 сентября 1890 года за № 184 произведен за выслугу лет в чин Титулярного Советника со старшинством с 1 апреля 1889 года.
Указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии от 10 ноября 1892 года за № 133 произведен за выслугу лет в чин Коллежского Ассесора [Асессора] со старшинством с 1 апреля 1892 года.
Приказом Директора Симферопольской мужской гимназии от 26 октября 1893 года за № 42 уволен, согласно прошения, от занимаемой должности с 1 ноября 1893 года.
Сперва Георгия награждают орденом "за особые труды". Но орден Св. Станислава 3-й степени можно давать военным или чиновникам не ниже XII класса. Впрочем, государь император ошибаться не может, поэтому через год крестьянскому сыну со средним педагогическим образованием вдруг дают сразу чин коллежского секретаря (X класс Табели о рангах) со старшинством (т. е. как бы отсчетом "стажа") на 5 лет раньше, а еще через 8 месяцев повышают до титулярного советника (IX класс) со старшинством на полтора года раньше. Ещё через 2 года он снова повышен, и снова с "опережением" старшинства. Наконец, ещё через год, после 16 лет работы школьным учителем, Георгий увольняется со службы и начинает искать работу в банковской сфере.
Имея желание поступить на службу в одном из отделений Государственного Банка на Юге России, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство предоставить мне место службы в одном из отделений или аген[т]ств Государственного Банка. При[ ]этом имею честь присовокупить, что я окончил курс в Рижской учительской семинарии, восемь лет состоял народным учителем в Бердянском уезде и восемь лет надзирателем и учителем приготовительного класса в Симферопольской гимназии. О моей службе могут дать хорошую аттестацию директор народных училищ Таврической губернии Арсений Николаевич Дьяконов и директор Симферопольской мужской гимназии Семен Федорович Коропачинский.
г. Бердянск, 25 мая 1894 года
Что удивительно, просьба эта была удовлетворена, и почти через 2 года после "отставки" Георгий поступает в Елисаветградское отделение Государственного банка на должность счётного чиновника 2 разряда. В 1905 г. он повышен до помощника контролера, поскольку, как особо указывает управляющий, "отличается аккуратностью и трудолюбием". Следующий управляющий характеризует его как "прекрасно знающего дело чиновника безукоризненных во всех отношениях нравственных качеств".
Однако в 1908 году начинается затяжной скандал. Очередной управляющий, некий Узловский, пишет, что Анц-ас - "медленный, неспособный и упрямый работник, далеко небезупречный в нравственном отношении", одновременно обвиняя его в коррупции: "требовал от земского склада, поставлявшего канцелярские принадлежности, предоставления фиктивных счетов".
Назначенный по этому поводу инспектор из Петербурга обнаружил довольно неприглядную картину:
Анц-ас заведовал 8 лет хозяйственной частью ради казенной квартиры и прошлую зиму был безжалостно выброшен из нее Управляющим Узловским. Главная причина такого отношения – это маленькие дети, шума которых не выносит г-жа Узловская, а предлогом к отобранию Упр[авляющий] Узловский не мог придумать, как тот, что Анц-ас будто бы получил из магазина канцелярских принадлежностей, где Отделение покупает материалы, скидку в виде детского ранца и грифельной доски для кого-то из своих детей.
Все чиновники Отделения возмутились таким отношением Узловского к семейному человеку, только что похоронившему одного из своих детей и с сожалением могли только видеть, как семья Анц-аса зимой перебиралась из казенной квартиры куда-то на окраину города [как мы помним, семья с тех пор жила за рекой, в 20 минутах ходьбы от места работы].
Узловский получил выволочку от управляющего Государственным банком:
Война то затихала, то начиналась с новой силой. Узловский пытался отправить Анц-аса на пенсию, Георгий в ответ просил вышестоящее руководство о переводе на освободившееся место аж в Бухару (!!!). Дело осложнилось ещё и тем, что на службу в то же отделение банка был принят и старший сын Георгия, Витольд, который в итоге вынужден был уехать служить во Владимир.
В 1912 году сменивший Узловского Пименов тоже попытался отправить Георгия Анц-аса на пенсию. Однако на соответствующем рапорте стоит пометка:
Доложили Управляющему Банком. Его Превосходительство приказал повременить с отставкой Анц-аса. 9-XI-12
Как мы знаем по памятным книжкам, победа снова осталась за Георгием: минимум до 1915 года он оставался на посту, дослужившись до чина коллежского советника. И даже на момент смерти в 1921 году ещё работал бухгалтером, хотя и не факт, что в банке.
Знаете, я давно перестал читать детективы. Быть может, именно поэтому история Георгия Антоновича Анц-аса кажется мне такой загадочной. Крестьянский сын без роду без племени, инородец, иноверец, мелкий школьный учитель. И вдруг - орден, производство в чины (за 2 года до VIII класса, ранг армейского майора), переход из учителей в банковские служащие (что само по себе большая редкость), неоднократное покровительство высшего руководства...
Так и хочется спросить: кто вы, mr. Анц-ас?
(окончание следует)
#ревизские сказки #имхи_и_омги