Один из нынешних внутригородских районов Самары – поселок Мехзавод – возник не в годы индустриализации, на что намекает его название, а почти триста лет назад, во времена правления императрицы Анны Иоанновны. Поселились и обжили территорию служилые люди учрежденной правительницей Закамской ландмилиции, защищавшей Оренбургский край от набегов степных кочевников.
Из-за расположенного вблизи крутого оврага, на дне которого били, образуя ручей, били прозрачные холодные ключи, хутор получил название Крутые ключи. В изданном в 1840-е атласе Самарского уезда Симбирской губернии населенный пункт упомянут уже под названием Крутой хутор с населением 61 человек.
Спустя два десятка лет поселок, что называется, тронулся в рост и одновременно получил параллельное название Постников хутор. Оба события связаны с тем, что основатель первой в мире кумысолечебницы Нестор Васильевич Постников получил здесь казенную землю под пастбища
для своих кобылиц. Знаменитая на всю Россию и Европу здравница располагалась волжском берегу в Постниковом (прежде Винном) овраге, производился же чудодейственный напиток в Крутом хуторе. Для купленных в Уральске кобылиц выкопали пруд, сейчас находящийся на пересечении улиц Совхозной и Крестьянка.
В 1873-м здесь открылся филиал кумысолечебницы, получивший от горожан название «Дальний кумыс». Если для приезжавших из Франции, Германии, Англии, Италии и российских столиц стоимость месячного проживания в «Волжской Швейцарии» Постникова оврага составляла немалые 65 рублей – при этом от пациентов не был отбоя, то на Крутом хуторе за счет более аскетичных условий и цена была демократичной – всего червонец. Сын Нестора Постникова Борис позже построил современный кумысный цех, после открытия на основе пастеризации способа долговечного хранения Постниковы вышли на мировую торговую арену и начали активный экспорт – на Кипр, в Париж, Ниццу и Висбаден.
К 1915-му на хуторе теперь уже Постникова был отстроен санаторий круглогодичного типа. Процветание и дальнейшее развитие здравницы прервала революция. Про кумыс все забыли, заброшенная территория пришла в запустение, строения обветшали, а деревянные вообще пошли на дрова.
Жизнь опять затеплилась только в 1927-м, когда нескольким предприимчивым крестьянам из Смышляевки власти разрешили использовать земельные участки для сельскохозяйственноо использования. Хутор снова начал менять названия, превратившись сначала в «Крестьянку», следом в колхоз «Заря», затем – в совхоз «Волжская Коммуна».
Следующие перемены грянули в конце 1930-х, когда место показалось подходящим для строительства Жигулевской ГЭС. Главным ресурсом грандиозной стройки предполагался труд заключенных развернутого в 1937-м лагеря. К 1938-му поднялся механический завод для обеспечения потребностей строительства, тогда же поселок получил и нынешнее название.
В предвидении скорой войны сооружение ГЭС отложили до лучших времен, а «гражданский» завод постановлением Государственного Комитета Обороны от 25 декабря 1941-го года перестроился на выпуск бронекорпусов самолета ИЛ-2 и бронедеталей других типов самолетов. После эвакуации оборудования и трудовых коллективов заводов Подольска, Колпино и Таганрога предприятие вышло на требуемые мощности, а с декабря 1942-го в одном из заводских бараков заработал цех ширпотреба, выпускавший металлическую посуду, мебель и детские игрушки.
С приходом мирной жизни «мирной» стала и заводская продукция – завод выпускал оборудование для топливо- и маслозаправщиков, картофелеуборочные комбайны, оросительную и прочую сельскохозяйственную технику.
1950-е стали для поселка годами расцвета. Рабочие завода переселились из оставшихся от «Безымянлага» бараков в новые дома, открылась первая в районе школа искусств, на главной площади – месте массовых гуляний - появился новый ДК «Октябрь».
На пересечении главных магистралей – Московского и Красноглинского шоссе по проекту Галины Васильевны Моргун был выстроен ансамбль краснокирпичных жилых зданий, ставших архитектурной доминантой и «визитной карточкой» района.
Оформляющие въезд на центральную улицу поселка симметрично скомпонованные трехэтажные дома составили парадный ансамбль, ставший одним из памятников эпохи «пролетарского классицизма».
Первые этажи с крупными арочными окнами отводились под общественно-бытовые функции, обращенные на главную улицу торцевые фасады в уровне второго и третьего этажей оформлены декоративными портиками со спаренными колоннами по центру, арочными завершениями и треугольными фронтонами.
Динамику создают запроектированные в местах поворота секций восьмигранные башни-эркеры с шатровыми завершениями и шпилями. Фасады декорированы богатой классической лепниной, завершают здания карнизы на фигурных кронштейнах.
«Градообразующее» предприятие района – завод «Салют» - ставший в 1990-е акционерным обществом, смогло остаться на плаву даже в кризисные годы.
Переориентировавшись на выпуск газобаллонного оборудования для автомобилей, продолжает, в духе военного прошлого, выпускать так же ракетные твердотопливные двигатели и элементы конструкций для ракет и летательных аппаратов.
Планировка тоже продолжает напоминать об историческом прошлом: занятая частным сектором юго-восточная часть с прудом, обустроенным еще Нестором Постниковым, отсылает к дореволюционным и первым послереволюционным годам названиями улиц – Крестьянка, Старосамарская, Огородная, Гидроузловская. Северо-западная часть представляет военное время и эпоху бывшего СССР.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете