Дорогие читатели, наверное, многие из вас помнят Агнию Барто, автора стихов для маленьких детей: «Наша Таня громко плачет…», «Идет бычок качается …», «Зайку бросила хозяйка…», «Уронили мишку на пол…» и т.д. Эти стихи нам читали наши мамы, когда мы были маленькими, а мы читали их своим детям и внукам. Но оказывается, эта знаменитая женщина в своей жизни занималась не только написанием стихов. Очень много сделала Агния Львовна для простых людей, хотя была довольно знаменитой личностью в то время. Чем именно она помогла им, вы узнаете дальше в статье.
Немного интересных фактов из биографии
Я не буду останавливаться на всех биографических моментах поэтессы, об этом можно прочитать в Википедии. Агния Львовна Барто была довольно скромным человеком и не афишировала свою личную жизнь. Но вот о самых интересных фактах ее биографии я расскажу.
Агния Львовна Барто появилась на свет в Москве 17 февраля 1906 года. По некоторым данным, при рождении девочку звали Гетель Лейбовна Волова. Агния родилась в образованной семье еврейского происхождения. Ее отцом стал Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач, и Мария Ильинична Волова (в девичестве Блох), которая после рождения дочери занялась домашним хозяйством.
Отец Агнии очень любил басни Крылова и всегда их на ночь читал маленькой Агнии. Кроме этого, он очень любил произведения Льва Толстого, и учил маленькую Агнию чтению по книгам этого писателя. Мало того, даже на первый день рождения отец подарил ей в подарок книгу «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой».
Еще в раннем детстве Агния Барто начала писать стихи, хотя в ее семье писали стихи и до нее. Ее дядя, известный врач-отоларинголог и фтизиатр Г. И. Блох, писал просветительские стихи для детей. Поражает стиль стихов, написанных Агнией Барто, он был совершенно иным. Она как будто сама была свидетелем тех событий и в своих стихах переживала все те эмоции, которые были присуще только маленькому ребенку.
Или взять хотя бы ее стихотворение про театр.
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет, —
Ребятам я сказала.
Агния Барто — балерина
Маленькая Агния очень хотела стать балериной, и даже училась в хореографическом училище. Да и ее отец тоже видел будущее Агнии в балете. Но так распорядилась судьба, в балетной труппе она проработала всего лишь год. В 1924 году труппа, в составе которой она была, эмигрировала в Америку, а ей пришлось остаться в России – отец ей не разрешил поехать с ними. Однако, оставшись в России, она много писала стихов.
Поэтическая деятельность
Учась в гимназии, Агния начала писать свои первые стихи. На выпускные зачеты в гимназию приехал А. Луначарский. Послушав стихи, он посоветовал Агнии продолжать писать свои стихи. Но война поменяла ее творческие планы.
Во время Великой Отечественной войны семья Барто эвакуировалась в Свердловск. Там Агния работала на заводе токарем 2-го разряда наряду с другими рабочими. Свою первую зарплату девушка отдала на строительство танка.
День Победы ее семья встретила уже в Москве: в 1944 году семья вернулась из Свердловска. Но вот День Победы не был радостным для Агнии Львовны. Накануне Праздника Победы ее сын Глеб попал под колеса машины и погиб.
Агния Барто – автор сценариев
Еще одна страница ее биографии заслуживает внимания. Она являлась автором сценариев к фильмам. Всем знакомый «Подкидыш», сценарий фильма был написан в соавторстве с Риной Зеленой. Кстати, ее подругами были Фаина Раневская и Рина Зеленая. Помните: «Муля, не нервируй меня!» это придумала как раз Агния Барто.
Агния Львовна была автором сценариев к фильмам
- «Слон и веревочка» (1945),
- «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953),
- «10000 мальчиков» (1961).
Агния Барто сотрудничала с киножурналом Ералаш, написав юмористический рассказ «Позорное пятно», который вышел в первом выпуске киножурнала.
Работа на радиостанции «Маяк»
С 1964 по 1973 год Агния Львовна работала на радиостанции «Маяк» и вела программу «Найти человека». В наше время формат этот передачи был взят за основу программы «Жди меня».
В первые годы после войны Агния Барто много ездила по стране со своими стихами, встречалась с людьми. Она видела, сколько судеб было исковеркано войной: родители теряли своих детей, а дети не могли найти своих родителей.
А начиналось это так. В 1947 году Агния Барто написала поэму «Звенигород». Эта поэма о мальчишках и девчонках, которые в годы войны потеряли своих родных и выросли благодаря добрым людям в детских домах.
После публикации поэмы Агнии Барто пришло письмо от женщины из Караганды, в котором она писала о том, что в годы войны потеряла свою маленькую дочь и веру на то, чтобы найти ее. Но прочтя поэму «Звенигород», женщина вновь обрела веру в то, что дочь отыщется и попросила Барто помочь отыскать ее дочь.
Агния Львовна передала письмо в розыск. Через несколько месяцев случилось чудо: мать и дочь встретились. Об этом случае писали центральные газеты:
«Поэзия соединила семью», – восклицали журналисты. Барто уточняла: «Поэзия плюс милиция».
После этого случая на почту Агнии Барто хлынул поток писем, потерявшие своих детей родители просили помочь в розыске потерянных детей. Агния Львовна, потерявшая своего сына, знала, каково это терять своего ребенка. Она взяла на себя непосильную ношу, которую не смогла взять на себя ни милиция, ни Красный Крест. Трудность заключалась в том, что маленькие дети порой не знали ни своего имени, ни где они жили. Были только крошечные, обрывочные воспоминания. На радиостанцию приходили письма, в которых они делились самыми яркими воспоминаниями из детства.
«Мы пошли с мамой в лес по малину и встретили медведя, а когда я убегала, то потеряла новую туфлю».
«Отец работал каменщиком. Когда он меня целовал, то колол усами. У нас в доме жила морская свинка. Однажды ночью отец ловил её сачком».
Передача «Найти человека» шла в эфире 25 минут, в течение этого времени Агния Барто успевала рассказать о 15-20 судьбах. Хотя в Радиокомитет ежедневно приходило до 150 писем. Благодаря своим помощникам, которые помогали ей безвозмездно, люди находились, иногда через несколько дней, иногда через несколько лет. Но находились! Благодаря этой передаче за 9 лет существования были восстановлены связи между членами 927 семей.
Заключение
Агния Барто удостоилась звания лауреата Сталинской премии второй степени (1950) и Ленинской премии (1972). Умерла она 1 апреля 1971 года. Но ее детские стихи до сих пор читают мамочки своим маленьким деткам, даже не догадываясь о том, чьи это стихи, возможно, думая, что они народные. Да, они и стали народными, потому что уже не одно поколение детей было воспитано на них.
В заключение отрывок из поэмы «Звенигород».
Здесь со всех концов страны
Собраны ребята:
В этот дом их в дни войны
Привезли когда-то...
После, чуть не целый год,
Дети рисовали
Сбитый черный самолет,
Дом среди развалин.
Вдруг настанет тишина,
Что-то вспомнят дети...
И, как взрослый, у окна
Вдруг притихнет Петя.
До сих пор он помнит мать...
Это только Лелька
Не умеет вспоминать —
Ей три года только.
У Никиты нет отца,
Мать его убита.
Подобрали два бойца
У сожженного крыльца
Мальчика Никиту.
Был у Клавы старший брат,
Лейтенант кудрявый,
Вот на карточке он снят
С годовалой Клавой.
Защищал он Сталинград,
Дрался под Полтавой.
Дети воинов, бойцов
В этом детском доме.
Здесь портреты их отцов,
Карточки в альбоме.
А вам ничего не напоминают эти стихи сейчас? Хотелось бы узнать ваше мнение в комментариях.