Найти в Дзене
Этноmix

Тувинцы — история, культура, традиции

Республика Тыва (Тува) расположена в самом сердце Азии – ее географическом центре, среди гор и предгорий Алтая-Саян. Через Тыву проходили и древние миграционные пути, и более поздние, соединявшие восток и запад Евразии. В течение длительного времени здесь происходило смешение различных племен, смена языков и культурно-религиозных практик. В разные исторические периоды территория современной Тувы входила в состав различных государственных образований: империи Хунну, Древнетюркского, Уйгурского, Древнекыргызского каганатов, Монгольской империи Чингизидов, маньчжурской империи Цин. В дореволюционной России их называли урянхайцами, сами они именуют себя тывалар, мы же привыкли звать их тувинцами. Сейчас тувинцы говорят на языке тюркской семьи, при этом исповедуют буддизм, хотя среди населения сохраняются и традиционные практики (шаманизм). Очень интересно, как миграции и смешения отразились на генофонде тувинцев, в частности, степень монгольского влияния остается актуальной про
Оглавление

Республика Тыва (Тува) расположена в самом сердце Азии – ее географическом центре, среди гор и предгорий Алтая-Саян. Через Тыву проходили и древние миграционные пути, и более поздние, соединявшие восток и запад Евразии. В течение длительного времени здесь происходило смешение различных племен, смена языков и культурно-религиозных практик. В разные исторические периоды территория современной Тувы входила в состав различных государственных образований: империи Хунну, Древнетюркского, Уйгурского, Древнекыргызского каганатов, Монгольской империи Чингизидов, маньчжурской империи Цин.

Горное озеро в Тыве, фото автора
Горное озеро в Тыве, фото автора

В дореволюционной России их называли урянхайцами, сами они именуют себя тывалар, мы же привыкли звать их тувинцами. Сейчас тувинцы говорят на языке тюркской семьи, при этом исповедуют буддизм, хотя среди населения сохраняются и традиционные практики (шаманизм). Очень интересно, как миграции и смешения отразились на генофонде тувинцев, в частности, степень монгольского влияния остается актуальной проблемой их этногенеза.

Сейчас тывинцы они представляют собой один из наиболее компактно проживающих народов России численностью около 350 тыс. чел. Говорят на тувинском языке, относящийся к саянской группе тюркских языков. В Тыве живут по принципу: "Нас мало, и мы все - родственники".

-2

Тыва в древности

Территория Тывы была заселена еще в раннем палеолите, о чем свидетельствуют находи ашельской культуры, существовавшей 1,7 млн. лет - 150 тыс. лет назад. Также найдены стоянки мустьерской эпохи (160—40 тыс. л.н.). Начиная с I тысячелетия до н. э. на территории современной Тувы доминировали индоевропейские кочевники, известные как уюкская культура.

Уюкская культура относится к скифскому кругу, причем она является древнейшей из всех скифских культур, что в свое время стало сенсацией в научном мире. Многие ученые не могли поверить, что скифы впервые появились именно на территории Тывы. Но многолетнее изучение курганов Аржан подтвердило, что первые скифы появились на территории Тывы около 11 в д.н.э.

В 2018 г мне удалось посетить курганы в Уюкской долине в Тыве. Интересно, что в этой культуре женщины были воинами, охотились они при помощи прирученных барсов, а железный меч ценился дороже золота, о чем я написал в заметке о скифской охоте.

На территории Тувы обнаружены артефакты со скифскими орхоноенисейскими письменами, что указывает на лингвистическое родство тувинцев и скифов

Проникновение финоугорских и монголоидных народов на территорию Южной Сибири учёные датируют 7–6 веками до нашей эры, в это же время появились и пазырыкские курганы на Алтае.. Постепенно у тувинцев происходило увеличение монголоидного и финоугорского компонента и уменьшение европеоидного.

В это же время появилось первое государство на территории Южной Сибири, возникшее в IV—III веках до н. э. Древнекитайские летописи называли его создателей, живших к западу от Байкала, динлинами.

-5

Начиная с 4 века на территории южной Сибири возникла держава жуань-жуаней, которая вначале господствовала на территории современной Монголии, возникшая после восстания рабов против китайского императора Мо-ди (345—361). Эти рабы соединились с окрестными племенами и образовали костяк, вокруг которого и возникла империя жуань-жуаней. Эта эпоха известна в китайской истории как период 16 варварских государств. Государство быстро росло и становилось угрозой для Китая. Однако китайцы в конце IV в. нанесли жуань-жуаням несколько поражений, несмотря на то, что те заключили союз с тангутами (тибетское население Северо-Восточного Тибета и китайской провинции Ганьсу).

-6

Это заставило жуань-жуаней отступить на север; они покорили племена уйгуров и двинулись в сторону Семиречья, вытеснили усуней с равнин Семиречья в горы Тянь-Шаня и Памира и подчинили своей власти эфталитов.

Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 году создали собственное государство, первый тюркский каганат, вечный Эль. Оно просуществовало недолго, и в 516 году вновь попало в зависимость от жужаней. В это же время на Алтае вокруг племени Ашина, начали формироваться тюрки.

Тюркские каганаты (522–745 гг)
Тюркские каганаты (522–745 гг)

На смену Восточно-тюркскому каганату в VIII—IX веков н. э., пришел Уйгурский каганат.

-8

В период VI—X веков тувинцы, алтайцы, уйгуры, хорезмийцы входили в государство енисейских кыргызов, основанное Барс-бек Каганом (вспоминайте охоту с барсами у скифов). В 840 году это государство уничтожило Уйгурский каганат, распространило свою власть на Туву и Монголию.

Кыргызский каганат 8-13 вв.
Кыргызский каганат 8-13 вв.

В 1207 году на территорию Тывы вторгаются монгольские войска. Во главе их старший сын Чингиз-хана – Джучи при поддержке племен ойратов, которые ранее кочевали на землях Тывы и хорошо ее знали. Он встречает ожесточенное сопротивление воинственных тувинцев. После того, как эти земли были покорены, ханские сборщики налогов потребовали от них 30 самых красивых девушек для своих правителей. Это глубоко оскорбило тувинцев, и вспыхнуло антимонгольское восстание, охватившее всю Минусинскую котловину, территорию Тывы и Алтая. Однако сопротивление было подавлено.

Примерно в 13-14 веках нашей эры на юге Сибири сформировался современный тип тувинцев, появились первые тувинские рода.

-10

В XIV веке Монгольская империя распалась на отдельные государства и Тува стала частью государств Северная Юань и Хотогойтского ханства. Считается, что наиболее заметным правителем хотогойтов был халхаский Алтан-хан Шолой Убаши-хунтайджи (XVI—XVII века), подчинивший енисейских кыргызов и выбивший ойратов из их кочевий в Западной Монголии. Хотогойты входят в состав халха-монголов, ойратов, бурят.

Монгольские государства в 17 в. Монгольский каганат, Джунгарское ханство, Хошутское ханство, Хотогойтское ханство, Калмыцкое ханство и Могулистан
Монгольские государства в 17 в. Монгольский каганат, Джунгарское ханство, Хошутское ханство, Хотогойтское ханство, Калмыцкое ханство и Могулистан

Позднее Тува была частью Джунгарского ханства, после разгрома которого в 1758 году тувинские земли вошли в состав маньчжурской империи Цин. До 1912 года Тува находилась под управлением этого государства.

Тыва в составе цинской империи и вхождение в состав Российской империи

Тувинцы постоянно сопротивлялись вхождению в цинскую империю, поэтому отношения тувинцев и китайцев нельзя назвать дружественными.

Так, в 1755 году поднял антиманьчжурское восстание ойратский князь Амурсана, и тувинцы оказали ему поддержку. После поражения восстания император Цянь-лун приказал полностью истребить оставшихся в живых тувинцев, поддержавших Амурсана, но некоторым из них удалось скрыться. Тувинцы активно участвовали в 1756–57 годах и в антицинском восстании под предводительством хотогойского князя Ценгунжапа, которое также было подавлено.

Осенью 1876 восставшие араты (так называют жителей тывы, что говорит об их родстве с ойратами) напали на возвращавшихся из Тувы китайских чиновников и отобрали часть скота, который те гнали из Тувы. Вслед за этим араты отказались платить албан (дань) и отбывать повинности в пользу китайского правительства и своих нойонов. В 1877 араты напали на правителя Хемчикского Даа-хошуна Базыра, отличавшегося особой жестокостью и коррумпированностью. В 1878 году восстание было подавлено, а восставшие были сурово наказаны.

-12

В 1883—1884 годах в долине реки Хемчик происходило новое восстание против колониального и феодального гнёта цинских властей. В ноябре 1884 года это восстание также было подавлено, а в марте 1885 года 43 активных участника восстания были казнены в Улясутае.

После Монгольской национальной революции 1911 года тувинские князья (нойоны) разделились на три группы: некоторые поддержали независимость, другие предложили войти в состав Монголии, остальные предложили войти в состав Российской империи. В итоге в 1914 н. Тува добровольно вступила под протекторат Российской империи под названием Урянхайский край в составе Енисейской губернии с передачей ведения в Туве политических и дипломатических дел иркутскому генерал-губернатору. В этом же году началось строительство столицы края, получившей название Белоцарск в честь «Белого царя», то есть русского императора.

-13

После революции Тыва обрела независимость на короткое время. В середине 1921 года тувинские революционеры, поддержанные РСФСР, приняли решение о провозглашении национального суверенитета Тувы, была образована независимая Народная Республика Танну-Тува.

В 1944 году Тыва по решению Хурала приняла декларацию о вхождении в СССР.

Генетика тувинцев

Спектры Y-хромосомных гаплогрупп обоих крупных родов — монгуш и ооржак - оказались сходными. В среднем две трети их генофондов (63 %) составляют «североевразийские» гаплогруппы (N*, N1a2, N3a, Q), а «центральноазиатские» гаплогруппы (C2, O2) — менее пятой части (17 %) генофонда.

-14

Для монголов наблюдается прямо противоположное соотношение: 10 % «североевразийских» и 75 % «центральноазиатских» гаплогрупп.

Анализ не выявил явного влияния монгольской экспансии на генофонд изученных тувинских родов и тувинцев в целом. Генетическое сходство этих родов с популяциями Хакасии и Алтая позволяет сделать вывод об формировании их генофондов на основе автохтонного населения.

У тувинцев выявлено богатое генетическое разнообразие Y-хромосомных гаплогрупп, 85% из которых приходится на 6 основных: R1a1, С3с, С3, N1b, N1c1 и Q1а3.

-15

Что можно сказать об этих гаплогруппах:

R1a1 - это АРИЙСКАЯ гаплогруппа, носителями которой являются восточноевропейские славяне, индийцы и потомки скифов (КИРГИЗЫ, АЛТАЙЦЫ, ШОРЦЫ, ТУВИНЦЫ И УЙГУРЫ).

С3с и С3 - это гаплогруппы представителей монголоидной расы, к народам которой относятся монголы, буряты, калмыки.

N1b и N1c1 - это гаплогруппы финоугорских народов. Эти гаплогруппы распространены у народов севера Европы и Азии. В частности, у якутов большой процент носителей финоугорской гаплогруппы.

Q1a3 - это гаплогруппа коренных реликтовых народов Сибири, а также американских индейцев, предки которых в стародавние времена переселились из Сибири в Америку через Берингов пролив.

Как ни странно, но доминирующие гаплогруппы у тувинцев оказались - финоугорские - 24% и скифо-арийская 19%.

Родовая карта Тывы
Родовая карта Тывы

Результаты анализа гаплогрупп тувинцев выявили помимо арийского (скифославянского) компонента общие генетические компоненты также с хакасами, киргизами, алтайцами, шорцами и уйгурами.

Тувинские роды по степени родства
Тувинские роды по степени родства

Традиции и обычаи

Первое, с чем сталкивается любой приехавший в Тыву – это местное гостеприимство. Гостя обязательно угостят чаем, и к удивлению человека неподготовленного чай окажется… соленым! Да еще и с молоком и маслом. Этот традиционный напиток готовят из спрессованного зеленого чая, он лучше утоляет жажду в жару и поддерживает солевой баланс. Кроме того, из-за добавления животного жира чай получается очень сытным, он восстанавливает силы после тяжелой работы, а в холода позволяет избежать простудных заболеваний.

-18

Другой странный обычай тувинцев описал в своей статье советский этнограф Севьян Вайнштейн. Как и в любом традиционном обществе, нравы в тувинских семьях были строгими. Но раз в год во время праздника юношам и девушкам позволялось свободно любить друг друга. Юноши увозили своих избранниц в степь и втыкали на выбранном месте урук – длинный шест коневодов. Шест предупреждал издали, что это – территория любви. Если после праздника рождались дети, их усыновляла семья девушки, а она сама могла выйти замуж. Семья мужа напротив была рада такой невестке, ведь уже было известно, что она может родить здорового наследника. Кроме того, Вайнштейн отмечает занятную деталь – в традиционной тувинской культуре не было поцелуев в губы – это все наше, западное влияние.

-19

У кочевых народов, в том числе и тувинцев, никакого юридического или письменного оформления брака не существовало, однако обряд дүгдээр являлся основанием для заключения брака (свадьбы).

У традиционных тувинцев предсвадебные обряды делились на несколько циклов:

  • уруг демдектээри – «отметить ребенка» ;
  • аас белээн  сунары – «подношение устного подарка»;
  • шай бузары – «разломление чая»;
  • мал бээри , малдаары – «дача скота»;
  • дүгдээри – условно: «закрепление жениха с невестой» или «вхождение жениха в дом невесты»;
-20

Знакомство (как и обряд дүгдээр) необходимо было проводить в семье у родителей девушки. Основанием для этого   служило традиционное мировоззрение тувинцев, согласно которому девушку должны испросить:

  1. У домашнего божества;
  2. Хозяина семейного очага;
  3. Родителей невесты.
-21

При обряде дүгдээр тувинцами совершались три основных действа:

  1. Девичью косу меняли на женскую: отныне она должна носить две косы. Две косы, концы которых заплетают в одну (!) обозначали, что она уже   имеет  пару.
  2. Меняли также украшения девушки. Простые в исполнении украшения девушки – кольца, сережки, браслеты меняли на более сложные композиции со вставкой из бирюзы и коралла.
  3. Наплечную одежду девушки меняли также на богатую и нарядную одежду замужней женщины со множеством вставок и аппликаций.
-22

На следующий день после свадьбы необходимо провести два традиционных обряда, содержащие в себе не только уважительное отношение к старшим людям, но и воспитательное значение для молодых людей:

  1. Невестка должна поднести отцу мужа молоко. Данный обряд нужно проводить в доме у родителей жениха. В этот день молодоженам   лучше     надеть национальную одежду.
  2. Невестка должна провести обряд поклонения домашнему очагу родителей мужа.   Ей надо   положить в огонь очага топленое масло – саржаг, можжевельник – артыш , ячменную муку – арбай (тыва далган) . Эти продукты заранее   должна подготовить   ее свекровь.
-23

Национальная одежда тувинцев

Национальная одежда тувинцев отражает не только явную принадлежность народа к племенам кочевников, но и демонстрирует специфичность служителей буддийской веры. Поэтому в традиционном костюме можно найти отголоски традиций предков различного происхождения – тюрков, монголов, китайцев, тибетцев и других народностей.

-24

Говорят, что «тувинцы рождаются в седле». От того и одежда должна была быть предназначена для верховой езды – удобная, достаточно простая, прочная, тёплая и, конечно, нарядная.

Верхнюю одежду (халаты, шубы, пальто, тулупы), разделённую на сезоны, объединяет общее название – тон. А вот короткополая куртка уже называется иначе – хурме (хурбе). Несколько названий имеют безрукавки – кандаазын, шегедек, хоректээш.

Тон бывает зимний, летний и демисезонный, а от сочетания слов появляются новые названия одежды:

Пояс по-тувински называется кур, головной убор борт, брюки – чувур, сапоги идик, носки ук, наколенники дешки, муфта чулдургууш, поясные подвески дерги, а украшения каасталга.

-25

Праздничная зимняя одежда для мужчин, женщин и детей шилась из шкур подросших ягнят, а затем покрывалась шелковой или атласной тканью. Праздничная одежда называлась хураган кежи тон.

Зимней мужской одеждой считался аскыр негей тон, который шили из шкур баранов трех или четырехлетнего возраста с длиной ворса около 10 см. Это была достаточно тяжёлая и очень тёплая одежда без верхнего покрытия тканью.

-26

Летняя верхняя одежда была более нарядной. Терлик тон для мужчин и незамужних девушек шили с тканевой подкладкой из шелковой ткани. Обязательным дополнением являлись манжетки. Терлик тон без манжет предназначался детям. Замужние женщины носили тканевый эдектиг тон, который шили с присборенным подолом на уровне колен и подкладом.

-27

Шыва тон был универсальным – его носили дети, женщины и мужчины. Между подкладкой и верхней тканью прокладывали шерсть и простёгивали, благодаря чему одежда предохраняла от перегрева и от переохлаждения.

Девичий верхняя одежда с закрытыми недвижными полами (символ девственности). Пуговица с петлей на середине подола – символ скромности и строгости. Тоны юношей и девушек имеют яркие цвета: зеленый, синий, оранжевый, красный. А у замужних женщин самый красивый халат – эдиктиг тон, напротив, имеет подол усечённый с радужной полосой шалан, символизирующий об открытии дороги для рождения детей. От девичьего тона женский халат также отличался округлой кокеткой, разноцветными поперечными полосками под ней. Кокетка переходила в кыдыг – вертикальные полосы.

-28

Тувинская культура

У тувинцев сохранились древние самобытные традиции и культура в целом. К элементам таких традиций можно отнести:

Любовь к родному языку и литературе — почти каждый тувинец прекрасно говорит на тувинском языке;

Тувинское горловое пение. Самые техничные мастера этого искусства живут в Тыве, они поражают разнообразием стилей. С шаманизмом напрямую ассоциируется «хооме» — тувинское горловое пение. Его уникальность в том, что исполнитель извлекает сразу две, а то и три ноты одновременно, образуя многоголосое соло. Тувинское горловое пение впервые было записано в 1865 году и произвело настоящий фурор среди европейских слушателей. В настоящее время в технике хоомей выступает немало исполнителей и групп, одна из самых известных – группа Хуун-Хуур-Ту. Также одной из самых необычных групп России является Ят-Ха, они исполняют хард-рок с элементами хоомей.

Праздник животноводов «Наадым» — главный тувинский национальный праздник животноводов (аратов). Проводится ежегодно в середине августа. Обязательно включает в себя национальную борьбу «хуреш», конные скачки, стрельбу из лука, конкурсы на лучшую национальную юрту, лучшие национальный костюм и снаряжение коня.

-29

Шагаа - это новый год по лунному календарю, один из самых крупных праздников в календаре тувинцев. Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю. Дату праздника определяют ламы. Новый год наступает не в полночь, а с восходом в первый новогодний день. Точное время древние тувинцы определяли по собственной руке: считалось, что смена ночи и дня происходит в тот момент, когда становится возможным разглядеть линии на раскрытой ладони. Новый год в Туве встречают весной, потому что только после окота скота, приходящегося на раннюю весну, можно было считать годовой цикл завершенным. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда проходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом.

-30

В праздновании Шагаа причудливо переплелись языческие традиции и религиозные каноны. Шагаа встречают у излучины двух рукавов Енисея с ночными шаманскими очищающими кострами; в ста метрах от этого действа на рассвете перед храмом так же горит костер «сан», но произносятся буддийские молитвы и благопожелания, и никто не ощущает неудобств при переходе границ разных традиций.

-31

Традиционный праздничный стол Шагаа отличается изобилием вкусной национальной еды. Для праздничного стола готовят в основном молочную пищу (чай с молоком, топлёное масло, быштак — пресный и прессованный сыр, разные виды высушенной гущи, полученной из кислого молока и др.), мясные блюда из баранины, боова — пресные лепёшки, боорзак- печенье в виде жаренных в топлёном масле кусочков теста

Борьба «Хүреш»

-32

Во время состязаний борцы берут друг друга в захват и пытаются сдвинуть с места или повалить на землю. Толчки и зажимы запрещены. Проигравшим считается борец, первым упавший на землю или коснувшийся земли коленом.

Состязания по хурешу традиционно проводятся во время ежегодного праздника Наадым и на празднике Шагаа (Новый год). Также борьбе отводится важная роль во время традиционных молебен Оваа дагыыры (освящение хозяев местности), суг дагыыры (освящение водного источника), доя (пиршеств) и других. Борьба хуреш впервые письменно упоминается в сборнике летописей 1207 года персидского летописца Рашид-ад-Дина. Там говорится: «Первые воины Чингиз-Хана в верховьях Енисея организовали большую борьбу».

Конкурсы красоты «Даңгына» среди девушек

Конкурсы мужества «Тажы» среди парней.

-33

Тувинский шаманизм

В XIII веке на территорию нынешней Тувы проник буддизм. Но шаманство не исчезло. Пятью веками позже оба эти верования были объявлены государственной религией.

Большая часть населения исповедует обе религии. Они тесно переплелись и оказывают друг на друга взаимное влияние и по сей день. Для буддиста в Туве известной практикой является получение лечения и помощи в предотвращении жизненных невзгод у шаманов.

Тувинцы называют шамана словом «хам». У некоторых других сибирских народностей тюркского происхождения оно видоизменилось на «кам». Соответственно, действие – шаманить, образованное от этого корня, звучит как «камлать».

А само слово «шаман» пришло из тунгусского языка. В нём оно произносится как «саман». Значение слова может переводиться как «тот, кто любит знания» или «танцующий, совершающий движения человек».

История гласит, что прародитель тувинского шаманства – это тенгрианство. Тенгрианством называют самые древние мифологические представления среднеазиатских народов. Тюрки, как анимисты, верили в бога Тенгри, который был Небом, но, в то же время, и обитал там. По-тувински Тенгри – это Дээр.

Верховный шаман Тывы Кара-Оол Тюлюшевич Допчун-Оол
Верховный шаман Тывы Кара-Оол Тюлюшевич Допчун-Оол

Тувинцы выражали многогранность сущности Тенгри числами, при этом наибольшую значимость имела девятка и все производные от неё числа. С древности народ Тувы полагал, что его благоденствие зависит от Девяти Небес, что по-тувински звучит Тос Дээр. Универсум рассматривали как три мира:

  • небесный, которым управляет Курбусту-хан,
  • земной, где имена покровителей Отец-Луна и Мать-Солнце.
  • нижний, где властвует Эрлик Ловун-хан и злые духи.

После смерти человека и захоронения его тела, душа обретала новое воплощение. При этом в нижнем мире смертными считались три греха:

  • самоубийство,
  • убийство отца и матери,
  • причинение вреда природе.

Вплоть до начала XX столетия в Туве проводились групповые моления, в которых предметом почитания являлись горы. Духам гор посвящали домашних животных, для чего отличали их от других особым знаком, носившим общее название «ыдык». Это могла быть косичка в гриве коня или ошейник с цветными ленточками у оленя.

Николай Ооржак
Николай Ооржак

Благодаря тому, что Тыва вошла в состав СССР лишь в 1944 г., республике удалось избежать репрессий относительно шаманов и лам, которые катком прошлись по соседним республикам. Именно поэтому только в Тыве на территории России сохраняются традиционные рода шаманов, что представляет особый интерес. Автор статьи принял участие в фестивале «Зов 13 шаманов на территории Тывы», где были представлены множество шаманских родов, а также шаманы из других регионов и стран мира. Организатор фестиваля - известный тувинский шаман, Николай Оржак.

Фото автора
Фото автора

Тувинцы - храбрые воины.

Во время Великой Отечественной войны тувинские воины производили на солдат противника устрашающее впечатление. Так, немецкий офицер Г. Ремке, пленённый в январе 1944 года в бою под Деражно (ныне Волынская область Украины) сообщил на допросе, что вверенные ему солдаты «подсознательно восприняли тувинцев, как полчища Аттилы» и теряли всякую боеспособность. Известно, что в кругах немцев тувинские кавалеристы имели прозвище «Чёрная Смерть».

Известные тувинцы

Сергей Кужугетович Шойгу
Сергей Кужугетович Шойгу

Сергей Кужугетович Шойгу — министр обороны Российской Федерации с 6 ноября 2012 года. Председатель Государственного комитета РСФСР и Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (1991—1994), глава МЧС России (1994—2012), губернатор Московской области (2012). Родился 21 мая 1955 года в небольшом городке Чадане Тувинской автономной области в семье редактора районной газеты тувинца Кужугета Серэевича Шойгу.

Николай Ооржак
Николай Ооржак

Николай Ооржак - потомственный тувинский шаман, мастер горлового пения Хоомей, автор духовно-оздоровительной системы Ун-Хун, создатель и организатор Международного фестиваля «Зов 13 шаманов». Ведёт шаманские семинары на различные темы.

Норгьянма Монгуш
Норгьянма Монгуш

В 2018 г. прошел конкурс мисс Россия. По версии Woman.ru победительницей голосования стала Норгьянма Монгуш из республики Тыва. Инженер-строитель по образованию, за красавицу проголосовали почти 55 тысяч человек.

Чечена Кыргыс
Чечена Кыргыс

Модель из республики Тыва Чечена Кыргыс стала победительницей международного конкурса красоты Face of Asia 2020. Конкурс проходит в Южной Корее и является одним из крупнейших событий в Азии.

Читайте также: