Социально-психологические барьеры достижения человеком целей (на опыте индивидуального консультирования).
В настоящее время в обществе наблюдается повышенный интерес теме достижения целей. Научно-технический прогресс каждый день ставит новые задачи перед индивидами, поэтому хотим мы этого или нет, с каждым днем изменений больше. И когда индивид самостоятельно уже не может справляться наиболее продвинутые и осознанные личности обращаются за помощью к психологам
Нереализация цели в той или иной сфере жизни в моей практике является наиболее частым поводом для обращения к специалисту.
Социально -психологические барьеры — это такое состояние личности, в котором существующие внутренние резервы блокируются, что проявляется в виде торможения или отказа от задуманного.
Барьеры, в свою очередь, можно сгруппировать на осознаваемые и неосознаваемые.
Осознаваемые барьеры — это ситуации, убеждения, сценарии, которые поддаются личному контролю индивида.
Неосознаваемые барьеры— это фразы, сценарии, убеждения действующие на личность и при это одновременно обесценивающиеся или не осознаваемые по смыслу или их значимости.
В основе статьи представлен 5 неосознаваемых барьеров достижения целей 148 индивидов, влияние которых индивидами исключалось.
В целом можно наблюдать аналогичность фраз- убеждений, которые являлись барьеров для реализации желаемой цели.
Каждый барьер предлагаю проанализировать с помощью структурного анализа Э. Берна так как транзакционный анализ выявляет то обстоятельство, что в своих взаимоотношениях (трансакциях) с другими мы по большей части исполняем определенные неосознаваемые роли.
В соответствии со структурным анализом Э. Берна, внутри каждого из нас существуют 3 эго-состояния, которые мы проживаем: Ребёнок, Родитель, Взрослый.
Ребёнок -это мечтательная и беззаботная часть. Здоровое детское Эго состояние дает индивиду вдохновение.
Родитель- эго состояние отвечающее за безопасность. Даёт заботу и любовь
Взрослый — эго состояние наиболее ответственное и исполняющее. Именно это состояние делает и реализует.
Родитель заботиться о Ребёнке, а Ребенок вдохновляет Взрослого на поступки.
Предлагаю проанализировать 5 наиболее распространённых социально-психологических барьера (фраз-сценариев), отдаляющих личность в целом от реализации цели.
1. «В следующий раз...»
Барьер в большинстве случаев был связан с детством и детской историей. Родители таким образом не исполняли желания ребенка. А в настоящий момент сформировался жизненный сценарий, где интересы социума становятся выше личных интересов. Эго Родителя является строгим и контролирующим и запрещает Эго Ребенка проявляться.
2. «У меня много желаний.. но они почему-то не реализуются...»
Транзакция из состояния Ребенка.
Физиологически индивид может находится в любом возрасте, а психически застрять в детском периоде.
Взрослое эго состояние не хочет включаться. Исполнения цели не происходит.
Детские истории рассказывают о деспотичном, строгом, контролирующем родителе. Давление на ребенка было настолько сильным, что он научился диссоциироваться с реальностью путем создания своего волшебного нереального мира. И находясь уже. физиологически давно от 18 летнего возраста, личность воспроизволит постоянный конфликт эго состояний. Передавленный Ребенок желает заведомо нереальные цели, чтобы не расстраивать Строгого Родителя. В это время Взрослый зависает в ожидании на месте и перестаёт что-то то делать.
3. «Ну нет... это не совсем то, что я хотел/ла»...и сразу отказываются от цели.
Детская транзакция. Как будто капризный ребенок обеспенивает все результаты Взрослого состояния.
А на самом деле чаще всего в детстве это был холодный родитель, который никогда не замечал достижений ребенка и может быть обесценивал их. Ребенку не хватало тепла и любви. А в настоящий момент это приводит к неумению радовать и принимать любые мелочи, невозможность себе угодить.
4. «Мне не везёт... или «не судьба» или «уже не хочу».
Детская транзакция, полная грусти и безысходности.
У Четырех консультируемых в далеком детстве строгий контролирующий родитель все запрещал, а они, как дети смирились. В транзакциях это проявляется в депрессивном контексте. Взрослое состояние задавлено внутренний Родительским Агрессором. Особо опасная фраза.
5. «У меня нет времени или возможности».
Тоже детская транзакция. По каким-то причинам Ребёнок полон страхов. Родитель командует, а Взрослый делает.
Часто подобный барьер появляется в детстве, когда родители использовали запугивающую мотивацию.
Анализ показывает, что внешне «безобидные» фразы, в простонародье называемые «капризами» показывают серьезные неосознаваемые социально-психологические барьеры, которые в основе своей часто имеют детские психологические травмы. И это только психолог или психотерапевт способен помочь личности освободиться от подобных барьеров.