Отставка президента Нагорного Карабаха (НКР) Араика Арутюняна породила среди политиков и экспертов множество версий, которые выстраиваются на основе анализа, как объективных факторов, так и суждений конспирологического свойства. Но сначала об объективных факторах. Сам Арутюнян мотивировал свою отставку учётом «взаимодействия со всеми внутренними и внешними игроками и широкой общественностью в последние недели». При этом он уточнил, что решение принято «исключительно» им самим на основании анализа имеющихся данных. Это означает, что он проводил консультации прежде всего лично с премьер-министром Николом Пашиняном и предпринял шаги, согласованные с ним.
В то же время в данной ситуации невольно напрашивается аналогия, связанная с относительно недавней отставкой с поста государственного министра НКР Рубена Варданяна, которого в Азербайджане почему-то называли «московским ставленником». Тем более, что его заявления о будущем Нагорного Карабаха не вписывались в проводимую Ереваном политику в направлении карабахского урегулирования. В частности, он заявлял, что поддерживает российскую позицию в Нагорном Карабахе, предлагал продлить срок пребывания там российских миротворцев. Именно на этом направлении у Варданяна стали появляться проблемы в отношениях с Пашиняном и Арутюняном. В ситуации, когда Ереван двинулся в сторону Запада, устранение Варданяна из структур власти в Нагорном Карабахе рассматривалась многими экспертами как «уступка Еревана Баку». После этого ожидалось, что Азербайджан снимет блокаду Лачинского коридора на фоне активизировавшихся со второй половины сентября 2022 года армяно-азербайджанских переговоров с участием США и ЕС. Далее ,согласно выстраиваемой версии, Баку и Ереван, устраняя «российского ставленника» Варданяна, «склонятся к западному варианту урегулирования и подготовят мирный договор» . Но из этого сценария ничего не получилось и стал нарастать прессинг Азербайджана на Армению.
Что касается Арутюняна, то его, обвиняя во всех мыслимых и немыслимых грехах, в Баку никогда не считали «российским ставленником» и воспринимали «как человека Пашиняна». Объективно Азербайджан был заинтересован в сохранении его у власти, связывая с ним обострение политической борьбы в Степанакерте с переходом в фазу острого кризиса системы госуправления вкупе с блокадой Лачинского коридора. При этом азербайджанские эксперты описывали ситуацию под своим «соусом», заявляя, что «после Варданяна основная цель Пашиняна - отстранение от должности действующего президента Карабаха Арутюняна приведёт к лишения Карабаха последнего компонента - субъектности».
Ещё по теме
Но в действительности события развиваются по иному сценарию. Во-первых, Арутюнян передал «властные полномочия» Самвелу Шахраманяну, секретарю Совета безопасности с существенными полномочиями. Во-вторых, согласно новой Конституции Нагорного Карабаха новый президент избирается Национальным Собранием, что не представляет сложных технических и других проблем. При этом новый президент имеет большие шансы получить сильный мандат при избрании. Конечно, такой ход политического процесса не мог не предвидеть Пашинян в Ереване и, надо полагать, так он готовится к новому циклу развития событий. В данном случае речь идёт о возможном диалоге Баку-Степанакерт. Если же Азербайджан решится на ещё одну войну, то это будет только его решением, что создаст кризис уже геополитического уровня.
Теперь вновь вернёмся к факторам объективного свойства. Первый: мирный договор между Азербайджаном и Арменией до сих пор не подписан. Второй: затеянная Азербайджаном увертюра с Лачинским коридором привела к интернационализации проблемы Нагорного Карабаха, когда помимо России, в «игру» вступили и другие внешние силы, создающие в регионе новые реалии. Причём определённые сюжеты событий стали координируется непосредственно с Запада, чтобы вынудить Баку пойти на какие-то уступки в переговорах с Арменией, а в будущем, возможно, и со Степанакертом. Третий фактор: Пашинян заявлял о признании территориальной целостности Азербайджана на словах, но, как говорят, обещать, ещё не значит жениться. Четвёртый вывод: Ереван собирает против Баку международную коалицию.
Наконец, всё происходящее сегодня в Нагорном Карабахе пока на стадии развития. Азербайджан стал явно проигрывать Армении в способности когда нужно парализовывать переговорный процесс, и когда нужно быстро меняют переговорные платформы. А нынешние события в Степанакерте становятся для Баку «кардиошоком», потому, что его повели по неудобному сценарию. Но теперь главное дождаться, кто станет преемником Арутюняна на посту президента Нагорного Карабаха. Баку может столкнуться с очень неожиданными политическими и геополитическими сюрпризами.
Станислав Тарасов
Автор: Тарасов Станислав