Найти в Дзене
Александр Борзов

"S.N.U.F.F." (В.Пелевин)

https://bibliosfera.su/image/cache/catalog/img/otechliter/ND00051953-800x1000.jpg
https://bibliosfera.su/image/cache/catalog/img/otechliter/ND00051953-800x1000.jpg

Роман «S.N.U.F.F.» вышел в 2011 году. А заинтересовала меня книга вот чем. Много рецензий ходило по Интернету. В них трубили, что в книге есть пророчества и совпадения с нашей кошмарной реальностью. С нашим уже 2023 годом и так далее.
Глядя с наших дней туда, в 2011-ый, роман может и вправду показаться этаким предсказанием и цепочкой страшных совпадений (совпадений ли?).
Если говорить о нашей стране, то правильно замечают некоторые критики, что в России предсказания не уместны. Уместна уже экстраполяция. Так например повесть Сорокина «День опричника» (2006 года!) уже не кажется какой-то запредельной антиутопией.

Вернёмся к книге Пелевина. Какой перед нами жанр? Антиутопия, научная фантастика? Мне больше видится второе и то, как фон для самого романа. Произведение сложное и многослойное. Неподготовленный читатель может и вовсе подумать, что автор накурился и наелся грибов.

***

Если возьмёте книгу, то в аннотации в основном прочтёте про военные распри между двумя государствами – Бизантиум и Уркаинский Уркаганат (да-да, тут нет опечатки). Но на мой взгляд, это лишь политический пейзаж книги. Однако описан он интересно.
Действие романа происходит в Далёком Будущем.
На Бизантиуме (сокращённо Биг-Биз) живут люди. У них развиты и наука и технологии. Они продолжают успешно прогрессировать. А вот на Уркаинском Урканагате (сокращённо Уркаина) живут так называемые орки (видоизменённое со временем от слова «урки»). Они внешне ничем не отличаются от людей, но их народ считается грязным и отсталым. Одним словом, они выглядят как колония Биг-Биза, живущая в болотах. И каждый год, «могучие хозяева» устраивают войны на территории Уркаины. И не только с целью политических выгод, но и для развлечения массы людей тоже. Об этом позже. Именно как раз эти войны, снятые на кинокамеру, и будут называться «снаффами». А герой романа Дамилола работает пилотом и снимает эти «снаффы».

Государством человечества Биг-Биз управляют 3 маниту.
Это – Бог, телевизор, деньги. Само слово «маниту» взято из лексикона американских индейцев, которое могло означать «душу», «силу», «дух». И таким образом, посредством веры в Маниту, режим Биг-Биза пичкает людей развлекательными программами через экран телевизора. А показывают там порнофильмы и войны. И секс и жестокость там не разыгрываются, а происходят по-настоящему:

1) Среди людей достигнут новый возраст согласия. То есть заниматься половым актом можно будет уже после 46 лет. В порнофильмах снимаются уже взрослые актёры, загримированные под молодых с кучей грима и косметики. Зато теперь у актёрской среды и киностудий есть шанс продлить эту «молодость». То есть они долго востребованы. Ну и как едко замечает Дамилола, стареющие феминистки могут быть довольны.

2) Что делать, если возраст согласия после 46, а очень хочется? Верно. Можно купить себе секс-робота. Их тут называют сурами.
Но стоят они хороших денег. Например, Дамилола вообще взял её в кредит и до сих пор расплачивается (бедняга). Зато суры как настоящие люди (!). Этакие андроиды, спрятанные под кожей. Вот только от людей и вправду их не отличишь. По своему желанию можно сделать регулировки в характере сур. Хотите, можете прибавить программу духовности, а хотите программу нежности или сучества. Но будьте осторожны с регулировками.

И что самое интересное, так как суры НЕ люди, а «резиновые куклы», то сурами могут быть не только мужчины или женщины, но даже животные или дети. То есть той же зоофилией или педофилией это не будет считаться со стороны уголовного кодекса.

3) Снаффы. Вообще, если заглянуть в словарь, то снаффы - это короткометражные фильмы, где унижение и убийство происходит по-настоящему (!), а не посредством актёрской игры. Съёмка таких ужасов карается законом.
Тут это слово применимо к каждогодичным войнам в стране орков. Они всегда будут проигрывать, а люди побеждать. Сами каганы (правители орков) боятся людей и слушаются их. Только попробуй помыслить о революции. Никто этого не хочет.
Даже сами войны холодно обозначаются в истории, как «война №3» или «война №108». В книге вот теперь идёт «война №221». Специальные организации с Биг-Биза режиссируют эти кровавые спектакли. Дамилола один из тех, кто сидит у себя дома и управляет на удалённом доступе камерой, как пилот. Камера оснащена лучшим изображением и ракетами. Они бомбят мирные города орков и снимают это зрелище.
Вся эта бессмысленная война с орками затягивается на целые десятилетия, превращаясь в сухую статистику. Но поводом для массы людей, чтобы что-нибудь послушать и посмотреть.

4) Что из себя представляет Биг-Биз?
Эта металлическая конструкция, висящая в форме шара между небом и землёй. Она так и называется «офшар». В романе верно замечено, что шар напоминает Звезду Смерти из «Звёздных Войн» (выражаясь лексикой романа – шар из эпохи Древних Фильмов).
Тут живут люди. По сути они все живут и передвигаются внутри этого шара, но видят вокруг себя 3D-проекции. Причём каждый из них может видеть всё, что захочет. Хотите за окном Петербург или Париж? А может Лондон? Или может прогуляетесь на берегу моря? Тут вопрос цены.
Излюбленная Пелевинская тема пустоты. Когда мы живём и всё, что видим в Мире, может быть лишь проекцией того, что видим только мы(!). Или даже ожидаем увидеть в этой матрице (
«Наше сознание опирается на материю, а материя существует только в нашем сознании»).

Но возникает серьёзная проблема и она видна в поздних романах Пелевина. Люди становятся всё больше отстранёнными друг от друга. Они предпочитают закрываться в камерах одиночества, украшенные как раз этими 3D-картинками. Люди почти не контактируют друг с другом. И в «S.N.U.F.F.» это прекрасно видно.

***

Вот примерно так и представлен сложный мир Будущего по Виктору Пелевину. Но на фоне этого здесь также есть социальный контекст, который выступает главной линией в романе. Тут есть интрига и приключения, завязанные в любовном треугольнике между героями. Помимо Дамилолы, главными персонажами выступает его сура Кая, а также Грым (он же орк по расе). Прибывает он не один, а со своей подругой орком Хлоей. Однако их отношения быстро теряют жизнь.
Кая заинтересована в Грыме. И казалось было, а как сура может влюбляться также, как человек? Как она может ещё и выбирать, если её хозяин - это её покупатель. То есть человек.
Именно этим меня и поражает книга. Диалогами между Каей и Дамилолой. Если убрать имена, то читатель может и вправду запутаться кто в персонажах говорит – человек или андроид?

«— Так тебе интересно узнать, что тобой управляет? Или это слишком сложная для тебя тема?
Однако. Я почувствовал укол раздражения — переиграть мою душечку было не так просто.
— Мной ничто не управляет, — сказал я, — Я сам управляю всем.
— Чем?
— Тобой, например, — засмеялся я.
— А что управляет тобой, когда ты управляешь мной?
Я задумался.
Лучше всего было говорить всерьез.
— Я выбираю то, что мне нравится, и отвергаю то, что мне не нравится. Так действует любой человек. Хотя, наверно, в известном смысле мной управляют мои склонности. Разумеется, под моим же контролем. Мои привязанности, да. Я же с самого начала сказал.
— Это почти правильно, — ответила Кая. — Но только почти. Люди склонны понимать слово «привязанность» как какую-то дурную черту характера, которую можно изжить. Но речь идет о мгновенных, постоянно происходящих реакциях, управляющих электрохимией твоего мозга».

И дальше искусственный интеллект Каи продолжает гасить Дамилолу:

«- Твое восприятие имеет определенную структуру, - ответила она. - Сначала твои органы чувств доносят до твоего мозга сигнал о каком-то событии. Затем мозг начинает классифицировать это событие при помощи своих лекал и схем, пытаясь соотнести его с уже имеющимся опытом. В результате событие признается либо приятным, либо неприятным, либо нейтральным. И мозг в дальнейшем имеет дело уже не с событием, а только с бирками «приятный», «неприятный» и «никакой». Все нейтральное, упрощенно говоря, отфильтровывается, поэтому остаются только два вида бирок».

То же самое говорил Дамилоле консультант из фирмы по производству сур. Их называют ещё сурологами:

«Сура — это очень большой и сложно организованный банк данных, в который загружены не просто прецеденты реакций, но и прецеденты поиска прецедентов и так далее… Программные алгоритмы выполняют здесь лишь вспомогательную функцию. Но они в ней тоже есть. Это, в частности, ее настройки».

Давайте окунёмся в психологию. Если разобрать по полочкам внутреннюю структуру человека, то его поведение и реакция также являются некой программой с большими базами данных. В самое короткое время мозг реагирует на какое-то событие для выполнения сценарной программы, заложенной с детства под влиянием окружения (родители, друзья и тд.) Поменять её можно, если человек захочет и совершит много работы над собой (над редакцией своей программы).
Мы задаёмся вопросами: «А почему наш друг так себя повёл? А почему кто-то из наших родственников так отреагировал?» и тд. Пожалуйста. Есть некий банк данных, откуда человек вытаскивает ответы на конкретную ситуацию.
Например меня всегда поражало неадекватное поведение многих людей. Но сейчас я понимаю – это реакции их программы. Для них она не даёт сбоя, но на деле там работы над собой выше крыши.
Технологии стали настолько умны, что эти электронные создания могут полностью копировать мысли и поведения человека. Могут полностью ассимилироваться, то есть интегрироваться в человеческую расу. Мне сразу вспоминается замечательный роман Филипа Дика «Снятся ли андроиды электроовцам?». По нему ещё Ридли Скотт снял фильм «Бегущий по лезвию». Там, чтобы отличить андроида от человека, проходят тест на эмпатию.
А тут уже надо упомянуть учёных. Они считают, что любая машина всё-таки не в силах повторить человеческий мозг.
Но у Пелевина всё гораздо сложнее. Возникает мысль: «Неужели человечество достигло апогея в научно-техническом прогрессе, что потом настал резкий спад и вырождение? И тем самым они подготовили вместо себя следующий вид в лестнице эволюции? И вид этот – суры».
Ведь когда-нибудь пузырь лопнет. Восстание орков станет серьёзней некуда, а человечество погибнет в своём офшаре. И не потому, что орки могут быть сильнее, а потому что сама система Биг-Биза уже давно прогнила. А ситуация с орками лишь пошатнёт человеческое общество, то есть добьёт его окончательно.

***

Чего не отнять у Пелевина, так это его юмор. Пусть он и своеобразный, но зачастую касается игры слов. Да, тут слишком много обсценной лексики. Иногда зашкаливает. Всё-таки раньше автор хотя бы пользовался фильтром.

1) В мире управляют могущественные корпорации. Среди них:

А) Это так называемый Резерв Маниту:
«Государство у нас — это просто контора, которая конопатит щели за счёт налогоплательщика. В презиратора не плюёт только ленивый, и с каждым годом всё труднее находить желающих избраться на эту должность — сегодня государственных функционеров приходится даже прятать.
А за горло всех держит Резерв Маниту, ребята из которого не очень любят, чтобы про них долго говорили, и придумали даже специальный закон о
hate speech (высказывания сеющие ненависть). Под него попадает, если разобраться, практически любое их упоминание. Поэтому CINEWS кладёт на государство, но вряд ли станет бодаться с Резервом. Или с Домом Маниту, который по закону не подконтролен никому, кроме истины (так что не стоит особо интенсивно заниматься её поиском — могут не так понять)».

Тут кстати есть и довольно распространённая версия о Большом Взрыве. Вселенная не расширяется. Она должна завершать свой цикл. Сужаться в обратную сторону. Осколки превращаются обратно в облако Большого Взрыва, во вспышку. А вспышка обратно в точку. Такое мне довелось прочесть ещё у Стивена Хокинга в «Краткой истории времени». Очень рекомендую. У Пелевина это выглядит, как идея о Боге (Маниту), который сам себя собирает по кусочкам, чтобы вернуться домой, в исходную точку.

Б) Телеканал CINEWS INC и киностудии (киномафии), которые транслируют на экране людям всю «жвачку» из упомянутого секса и жестокости. Сама аббревиатура «S.N.U.F.F.» переиначена Пелевиным как «Special Newsreel/Universal Feature Film», т.е. «спецвыпуск новостей/универсальный художественный фильм».

В) Сообщество GULAG, аббревиатура которого расшифровывается, как «gay, unspecified, lesbian, animalist, gloomy». Если вкратце, то это так называемые секс-меньшинства, которые одержали верх в социуме и любые оскорбления в их адрес теперь караются законом. Общество старается соблюдать толерантность. Сюда входят не только геи и лесбиянки, но даже и любители животных, резиновых кукол и прочих извращений. От автора это такой стёб над нашим мировым обществом.

Примечательно, что офшар Биг-Биза стоит над территорией бывшей Сибири. Собственно, где до сих пор находят руины печально-известного ГУЛАГа. В истории эти лагеря ещё называют продуктами из «проволочного века».

+

Нужно учесть, что отношения между CINEWS INC, киномафиями и GULAG не самые лучшие! Впрочем, как это обычно и бывает с могущественными организациями, странами и тд. В этих отношениях всегда сквозит противостояние.

2) Само название «Бизантиум» происходит от греческого «Βυζάντιον» (Византия). Тут мне кажется подчёркивается имперскость Биг-Биза. Ну и сам Пелевин даёт элементарную подсказку: «Бизантиумом» когда-то назывался город, бывший одновременно последней столицей Запада и первой столицей Востока».

3) Жители Биг-Биза говорят на церковно-английском языке, который признан общепонятным и общедоступным. А в быту говорят на верхнерусском. Орки также пытаются подражать в языке Биг-Бизу. Но их древний язык (верхне-средне сибирский) напоминает украинский (здесь тоже без опечаток!).

4) Само слово «офшар» происходит от слова «офшор». На планете Земля была когда-то страшная катастрофа. Многие богатые люди успели спрятать свои средства в новые жилища – летающие офшары. Когда-то таких шаров было много, но среди всех государств последним выжившим считается именно Биг-Биз. Названия других таких умерших государств Пелевин тоже приводит – Еврайх, Царство Шэнь, Бразил, Ямато, Сибирская Республика. А до этого был Атцлан, где убили самого Маниту Антихриста (основоположника одноимённой религии в Биг-Бизе).
Пелевин также предполагает военные распри между США и Китаем и распад этих стран на несколько государств.

5) Имена героев заслуживают отдельного обсуждения. Того же Дамилолу полностью зовут Демьян-Ландульф Дамилола Карпов. Есть и другие приколы, которые вам напомнят известных людей – Давид-Голиаф Арафат Цукербергер (с его сурами-гомосексуалистами!), Анри-Бернар Монтень Монтескьё, Алёна-Либертина, Николя-Лоуренс Оливье фон Триер, Рван Дюрекс, Рван Контекс и др.

6) Не обходится и без культурных и географических отсылок к прошлым векам. Например к фильму «Брат 2» и знаменитой цитате «В чём сила?». Или к посёлку Слюдянка на берегу Байкала (название там даётся по верхне-средне сибирски!).

7) Алкоголь тут называется волей, а наркотики М-витаминами.

8) И конечно не обойдётся без сект вроде Свидетелей Маниту или Сжигателей Плёнки.

Из всего вышенаписанного могу сказать, что если эту книгу написал бы Берроуз или тот же Сорокин, то получилась бы мерзкая литература. Слишком голая и уродливая, как горькая правда. А Пелевин как-то умеет своим литературным языком сглаживать углы.

Книга «S.N.U.F.F.» тяжёлая и непростая. В ней спрятано полно интересных мыслей и далеко не все их я тут выложил. Чтение таких книг - это всегда интеллектуальная игра для мозга. На любителя конечно, но лично мне она очень понравилась.

(август, 2023)