Найти тему
Историческое Путешествие

Ушла эпоха. Кто такие "плечевые" и как они строили бизнес в СССР

Оглавление

В Советском Союзе факт существования жриц любви старались скрывать. Фильм «Интердевочка» первый показал эту сторону жизни. Профессиональные путаны у всех вызвали жгучий интерес. Но валютные работницы принадлежали к элитной касте, в то время как множество девушек трудились совсем в других условиях. Они обслуживали мужчин не в элитных гостиницах и не за доллары, а на заднем сиденье МАЗов и КАМАЗов и брали за работу обыкновенные «деревянные» рубли. Этих девушек называли «плечевыми».

«Плечевые» - временные подруги дальнобойщиков

Откуда же взялось это слово? Оно связано с особенностями магистральных грузовых перевозок. Существовало две основных схемы. Первая - сквозная: автофургон берет груз и перевозит его по всему маршруту. Вторая схема заключалась в следующем. Фургон доезжал до специальной площадки (например, автозаправки), где его груз отцепляли и отправляли дальше по маршруту. А вместо прежнего ставили новый груз и отправляли обратно. Такая система позволяла оптимизировать движение грузового транспорта, чтобы на каждом этапе он не ходил порожняком, а оправдывал расход топлива. Это так называемая система тягового плеча. Плечом называли расстояние между площадками, где происходила замена грузов.

Перегоны между «плечами» обычно были большими. Скрашивать скуку дальнобойщикам помогали девушки с трассы. Как правило, они доезжали от одной площадки до другой, а потом выходили и искали другого попутчика, который едет в противоположном направлении. Таким образом они курсировали туда-обратно, не уезжая слишком далеко от своего дома. У них были постоянные клиенты среди водителей.

Кстати, есть мнение, что слово «плечевая» закрепилось за девушками еще и потому, что во время дороги они сидели за плечами водителя (на спальных местах позади водительского сиденья).

-2

Сколько денег получали девушки нетяжелого поведения

Во времена позднего СССР, когда назревал экономический кризис, люди жили небогато. Услуги «плечевых» не относились к дорогостоящим. Конечно, жрицы любви трудились не из любви к искусству, а за деньги, но все же это были вполне доступные суммы. Жесткого тарифа не существовало (к тому же сейчас называть ту или иную сумму нет смысла - с тех пор деньги неоднократно обесценивались и деноминировались).

Нередко труд путан оплачивался не деньгами, а дефицитными продуктами (чуть позже такую систему расчетов назвали бартерной). Пределом мечтаний для многих были колбасы, майонез, бытовая химия. Поэтому водители, перевозившие подобные товары, находились в привилегированном положении по сравнению с остальными дальнобойщиками. Вы спросите, как они могли брать товар, который должны привезти в целости и сохранности? Дело в том, что существовала норма порчи товара. Например, при перевозке большой партии пенного напитка допускалась потеря одного-двух ящиков.

-3

Вездесущая любовь

Между мужчиной и женщиной, которые проводят вместе много времени и без умолку беседуют, может проскочить искра большой и светлой любви. Даже если сначала все начиналось как временная связь - от одной перецепочной площадки до другой. Такие истории, конечно, не были массовыми, но все же иногда случались. И могли бы стать основой сюжета для такого фильма, как голливудский блокбастер «Красотка».

Шоферы привязывались к подругам, ревновали их и даже создавали с ними семьи. В свою очередь, девушки нетяжелого поведения воспринимали клиентов как подопечных. При необходимости кормили, лечили от простуды и не требовали за это материальной отдачи. Многие только и мечтали захомутать дальнобоя, ведь эта профессия в их кругах считалась престижной, надежной и денежной.

Как в дальнейшем складывались отношения в таких парах? Забывал ли мужчина, что взял невесту прямо с трассы? Хранилась ли в паре обоюдная верность? Об этом история умалчивает...

-4

«Плечевые» в постперестроечную эпоху

Золотое время «плечевых» пришлось на 1980-е годы. В конце 1990-х в стране многое поменялось, и в работе ночных бабочек тоже произошли кардинальные перемены. Беспредел, разгул преступности, система «крышевания» бизнеса... Кто сильнее - тот и прав. На дорогах дежурили братки, которые собирали деньги с водителей и их подруг. Девушки искали защиту у милиции. Впрочем, им приходилось расплачиваться «натурой», то есть участвовать в так называемых субботниках.

В свою очередь, работницы продажной любви тоже стали представлять угрозу для шоферов-дальнобойщиков. Среди них появились авантюристки-клофелинщицы. Они подливали водителям снотворное и обирали до нитки. Кроме того, «плечевые» часто страдали венерическими заболеваниями.

Сейчас бизнеса «плечевых» почти не существует. Остались лишь одиночные работницы, которые с трудом находят себе клиентов.