В Советском Союзе факт существования жриц любви старались скрывать. Фильм «Интердевочка» первый показал эту сторону жизни. Профессиональные путаны у всех вызвали жгучий интерес. Но валютные работницы принадлежали к элитной касте, в то время как множество девушек трудились совсем в других условиях. Они обслуживали мужчин не в элитных гостиницах и не за доллары, а на заднем сиденье МАЗов и КАМАЗов и брали за работу обыкновенные «деревянные» рубли. Этих девушек называли «плечевыми».
«Плечевые» - временные подруги дальнобойщиков
Откуда же взялось это слово? Оно связано с особенностями магистральных грузовых перевозок. Существовало две основных схемы. Первая - сквозная: автофургон берет груз и перевозит его по всему маршруту. Вторая схема заключалась в следующем. Фургон доезжал до специальной площадки (например, автозаправки), где его груз отцепляли и отправляли дальше по маршруту. А вместо прежнего ставили новый груз и отправляли обратно. Такая система позволяла оптимизировать движение грузового транспорта, чтобы на каждом этапе он не ходил порожняком, а оправдывал расход топлива. Это так называемая система тягового плеча. Плечом называли расстояние между площадками, где происходила замена грузов.
Перегоны между «плечами» обычно были большими. Скрашивать скуку дальнобойщикам помогали девушки с трассы. Как правило, они доезжали от одной площадки до другой, а потом выходили и искали другого попутчика, который едет в противоположном направлении. Таким образом они курсировали туда-обратно, не уезжая слишком далеко от своего дома. У них были постоянные клиенты среди водителей.
Кстати, есть мнение, что слово «плечевая» закрепилось за девушками еще и потому, что во время дороги они сидели за плечами водителя (на спальных местах позади водительского сиденья).
Сколько денег получали девушки нетяжелого поведения
Во времена позднего СССР, когда назревал экономический кризис, люди жили небогато. Услуги «плечевых» не относились к дорогостоящим. Конечно, жрицы любви трудились не из любви к искусству, а за деньги, но все же это были вполне доступные суммы. Жесткого тарифа не существовало (к тому же сейчас называть ту или иную сумму нет смысла - с тех пор деньги неоднократно обесценивались и деноминировались).
Нередко труд путан оплачивался не деньгами, а дефицитными продуктами (чуть позже такую систему расчетов назвали бартерной). Пределом мечтаний для многих были колбасы, майонез, бытовая химия. Поэтому водители, перевозившие подобные товары, находились в привилегированном положении по сравнению с остальными дальнобойщиками. Вы спросите, как они могли брать товар, который должны привезти в целости и сохранности? Дело в том, что существовала норма порчи товара. Например, при перевозке большой партии пенного напитка допускалась потеря одного-двух ящиков.
Вездесущая любовь
Между мужчиной и женщиной, которые проводят вместе много времени и без умолку беседуют, может проскочить искра большой и светлой любви. Даже если сначала все начиналось как временная связь - от одной перецепочной площадки до другой. Такие истории, конечно, не были массовыми, но все же иногда случались. И могли бы стать основой сюжета для такого фильма, как голливудский блокбастер «Красотка».
Шоферы привязывались к подругам, ревновали их и даже создавали с ними семьи. В свою очередь, девушки нетяжелого поведения воспринимали клиентов как подопечных. При необходимости кормили, лечили от простуды и не требовали за это материальной отдачи. Многие только и мечтали захомутать дальнобоя, ведь эта профессия в их кругах считалась престижной, надежной и денежной.
Как в дальнейшем складывались отношения в таких парах? Забывал ли мужчина, что взял невесту прямо с трассы? Хранилась ли в паре обоюдная верность? Об этом история умалчивает...
«Плечевые» в постперестроечную эпоху
Золотое время «плечевых» пришлось на 1980-е годы. В конце 1990-х в стране многое поменялось, и в работе ночных бабочек тоже произошли кардинальные перемены. Беспредел, разгул преступности, система «крышевания» бизнеса... Кто сильнее - тот и прав. На дорогах дежурили братки, которые собирали деньги с водителей и их подруг. Девушки искали защиту у милиции. Впрочем, им приходилось расплачиваться «натурой», то есть участвовать в так называемых субботниках.
В свою очередь, работницы продажной любви тоже стали представлять угрозу для шоферов-дальнобойщиков. Среди них появились авантюристки-клофелинщицы. Они подливали водителям снотворное и обирали до нитки. Кроме того, «плечевые» часто страдали венерическими заболеваниями.
Сейчас бизнеса «плечевых» почти не существует. Остались лишь одиночные работницы, которые с трудом находят себе клиентов.