Найти тему
Локос

Рекламе на Урале 145 лет. Любуемся работами земляков

Оглавление

23-го августа Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) представила в Екатеринбурге выставку, где посетители могут увидеть раритетные плакаты и другую рекламу рубежа XIX-XX веков, а также современные работы рекламных агентств Урала. В этом материале проведём вас по экспозиции и расскажем о самом главном.

А ознакомиться с выставкой целиком вы можете на официальном сайте.

Графика – это искусство?

Начало онлайн-экспозиции АКАР
Начало онлайн-экспозиции АКАР

Искусство вторит реальности, но делает её лучше. Как говорят в АКАР, оно «даёт человеку визуальную систему координат». Но ведь реклама делает то же самое!

Выставка в Екатеринбурге исследует то, как искусство и реклама шли бок о бок на протяжении 145 лет. При чём речь не только об изобразительном искусстве, но и о театре, литературе и риторике.

Задумывая эту выставку, мы хотели показать, что в рекламе есть место не только коммерческому расчету, но и творчеству и философии.

– говорит Владимир Евстафьев, вице-президент АКАР и куратор выставки.

История рекламы на Урале

Николай II в Челябинске. Справа вывеска лавки братьев Сычёвых. 1904 год.
Николай II в Челябинске. Справа вывеска лавки братьев Сычёвых. 1904 год.

«Уральская реклама отличается от общероссийской» – без лишних прелюдий заявляют организаторы экспозиции. По их словам, исследования дореволюционной рекламы в Москве или Петербурге не приносят столько оригинальных и неожиданных находок, сколько приносит изучение рекламы родного Урала.

Началом местного плакатного дела авторы считают эпоху Ирбитской ярмарки, которая возникла в 1630-х годах на территории современной Свердловской области. Это была вторая по величине ярмарка в стране, которая проходила раз в год и играла важную роль во внутренней торговле до постройки Транссибирской железнодорожной магистрали в 1891–1916 годах.

В Ирбите торговались товары из Средней Азии и Китая, а также из Сибири, Урала, Архангельска и Москвы. Во время проведения ярмарки в городе действовали театр и цирк, а также издавалась газета «Ирбитский ярмарочный листок». В ней авторы выставки и отмечают первые образцы качественно напечатанной рекламы.

Реклама в газете «Ирбитский ярмарочный листок»
Реклама в газете «Ирбитский ярмарочный листок»

Великий чайный путь

В 18-м веке всё в том же Ирбите образовалась первая в России чайная монополия. Причиной послужил «Великий чайный путь», который соединял китайский город Ухань и Москву маршрутом, по которому караваны десятилетиями доставляли чай.

Карта «Великого чайного пути» в 18 веке
Карта «Великого чайного пути» в 18 веке

Следы «Чайной лихорадки» остались в типографических материалах тех времён. Просто посмотрите на эту проработку. В эпоху задолго до изобретения графических редакторов эта работа, безусловно, выглядела произведением искусства.

Плакат товарищества «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко.»
Плакат товарищества «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко.»

Интересный факт. Прессованный чай те врмена использовался как валюта в торговле с восточными народами. Так, одна плитка прессованного чая от торгового дома Грибушина приравнивалась к 5 царским рублям. Именно от этого торгового дома и не от какого другого. Настоящий знак качества!

Типографское объявление торгового дома М.И. Грибушина
Типографское объявление торгового дома М.И. Грибушина

Личный бренд на дореволюционном Урале

-8

Екатеринбург издавна является городом, куда стекаются наиболее богатые и требовательные покупатели со всего Урала. Именно такая среда в конце 19-го века сформировала династию купцов Агафуровых, чья фамилия тогда была нарицательным для лучших магазинов в городе.

Татарин Хисаметдин Агафуров основал именную лавку, где продавался табак и разные мелочи в 1868 году. Камалетдин и Зайнетдин – дети предпринимателя – продолжили дело отца в будущем. Они значительно разнообразили товарный ассортимент и впервые внедрили то, что мы бы назвали управлением клиентским опытом.

Приказчики (сотрудники – прим. «Локос») Дома Агафуровых всегда были чисты и хорошо одеты, соблюдали нормы этикета и даже учились танцам, чтобы держать аристократическую осанку. Агафуровы также нанимали парикмахеров для своих сотрудников и не брали на работу людей непривлекательной внешности. Всё для того, чтобы покупатель наслаждался каждой секундой клиентского опыта.

-9

Агафуровы прибегали даже к коллаборациям, PR-инструменту новейшего времени. В фирменных магазинах семьи можно было купить не только патефоны, но и эксклюзивную музыкальную пластинку «Марш Агафуров», которую американская компания «Zonophone» записала специально для заказчиков. Фонограмма была записана 25 июля 1910 года в Лондоне, при участии дирижера Отто Кассау – скрипача екатеринбуржского оркестра.

Грампластинка фирмы «Зонофон»
Грампластинка фирмы «Зонофон»

Эстетика рекламы на Урале

В отличие от художников, авторы рекламных материалов редко причисляют себя к определённому направлению. Поэтому выразительный язык этого творчества развивается вольно и непредсказуемо. Но тем интереснее его изучать! Авторы АКАР останавливаются на нескольких традициях, следы которых просиживаются в уральских рекламных плакатах.

Неорусский стиль

Поиск красоты в самих себе не чужд соотечественникам. Поэтому отдельным направлением в плакатном искусстве дореволюционного Урала стал ранний Модерн – Неорусский стиль.

Неорусский стиль плаката. Неизвестный автор. 1910 год.
Неорусский стиль плаката. Неизвестный автор. 1910 год.

Использование фольклорных и других национальных мотивов, а также преемственность у эстетической школы традиционного русского искусства сделали Неорусский стиль амбассадором всего «традиционного» в рекламе. К слову, этот тренд активен и по сей день.

Русский Лубок

Лубок – это метод гравировки, который прочно укоренился в быту как крестьянского, так и городского населения царской России. Он заменял не только газеты, книги и картинки, но и иконы.

Лубочная картина, раскрашенная поверх отпечатка
Лубочная картина, раскрашенная поверх отпечатка

Лубочный «негатив» представляет из себя деревянную плитку, на которой узоры вырезаны таким образом, чтобы собираться в единую картину.

Глубокие вырезы на «негативе» позволяли сделать отпечаток лубка и моментально воспроизвести картинку на новой поверхности. Позже это назовут «высокой печатью». Это первый способ относительно дешевого тиражирования изображений, появившийся в России.

Эстетика русского лубка, по наблюдениям авторов экспозиции, нашла своё отражение в поздних работах, уже советской рекламы.

Советская «агитка», отсылающая к эстетике лубка. Л.В. Саянский – УралРОСТА №9, 1920 год.
Советская «агитка», отсылающая к эстетике лубка. Л.В. Саянский – УралРОСТА №9, 1920 год.

Большевистская агитация эксплуатировала привычные широким массам формы творчества, чтобы поддерживать для коммунистов образ политической силы, которая «говорит на одном языке» с народом.

Лубочная живопись на время оказалась инструментом идеологической борьбы. Например, лубки на военные темы в 1914–1946 годах рисовали профессиональные художники: К. Малевич, В. Маяковский и другие.

Советский модерн

Начало 20-го века принесло в Россию фундаментальные изменения. Наименее болезненным из них явилось признание профессии плакатиста. Вчерашние рекламщики стали авангардом коммунистической агитации.

Военный плакат. Автор – Г.В. Ляхин. 1941 год.
Военный плакат. Автор – Г.В. Ляхин. 1941 год.

Авторы экспозиции отмечают интересное явление. После революции 1917 года плакатное ремесло стало искусством с собственным выразительным языком, который теперь даже оказывал влияние на другие художественные формы.

Большинство из нас услышав про «советский плакат» представят себе брутальное минималистичное полотно, которое «забивает» в голову зрителя единственную идею. Но среди работ уральских плакатистов можно встретить и совсем неожиданные сюжеты.

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – А.П. Апсит, 1919 год
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – А.П. Апсит, 1919 год

Согласитесь, ради одной сцены с большевистским Прометеем, окруженным горняками и башкирами, стоит посетить эту выставку. Хотя бы онлайн.

Символы Урала в современной рекламе

Логотип и фирменный стиль г. Сатки от студии А. Лебедева
Логотип и фирменный стиль г. Сатки от студии А. Лебедева

Помимо оригинальных работ прошлого авторы экспозиции уделили внимание и современным проявлениям. По их наблюдениям, в «концептуальное поле» региона входят по меньшей мере 5 эпитетов:

· Горнозаводской
· Каменный
· Металлический
· Самоцветный
· Малахитовый

Сайт креативного кластера «Лето на заводе» в Екатеринбурге
Сайт креативного кластера «Лето на заводе» в Екатеринбурге

Завершение

Мы благодарим Ассоциацию коммуникационных агентств России в г. Екатеринбурге за организацию важной и интересной экспозиции, доступ к которой открыт для всех желающих.

Если вам понравился наш вольный пересказ, рекомендуем посетить сайт организаторов, чтобы рассмотреть все материалы и насладиться творчеством земляков разных эпох.

-18

Ознакомиться с другими нашими материалами вы можете на нашем сайте: Uralto.ru

Или обратиться в наши магазины по адресам:

г. Челябинск, ул. Свердловский пр-т, 39
Телефон: (351) 225-00-41

г. Челябинск, ул. Комсомольский пр-т, 94
Телефон: (351) 723-02-41

г. Миасс, ул. 8 марта, 189
Телефон: (351) 357-04-54

*Изображения плакатов являются частью оригинальной экспозиции АКАР и принадлежат правообладателям.

-19