Найти тему
История моды с Марьяной С.

О скучной основе красивых нарядов

Поговорим сегодня о тонкостях моды начала 1900-х годов. La Belle epoche, Прекрасная эпоха, время изумительно красивых и сложных платьев.

Но платье, на которое мы посмотрим для начала, вроде бы ничем не примечательное. Более того, скучное! Никакой отделки... А между тем, это необходимейшая вещь в дамском гардеробе той эпохи. Почему?

Иллюстрация из журнала "Модный свет", 1902. (с) Из частной коллекции
Иллюстрация из журнала "Модный свет", 1902. (с) Из частной коллекции

Потому что речь о платье-основе! "Это нижнее платье (чахол) [да-да, в журнале именно так, "чахол", а не "чехол"] должно быть сделано совершенно отдельно для того, чтобы можно было надевать его съ
каждым туалетом из тонкой сквозной материи. Для такого чахла лучше всего идет тафта светлого цвета"
.

Замечательная экономия! И просто необходимая в ту пору, когда просто обожали кружева (немного подробнее о кружевных страстях той эпохи - здесь). Если в XIX веке кружевами платья, в основном, отделывали, то теперь платья могло быть из кружева целиком, сверху донизу. или, например, из тончайшего тюля с кружевными вставками, и т.д. Использовали самые разные виды кружев, от плотных до тонких, и в одном наряде могли сочетать сразу несколько.

Слева - платье из ирландского кружева, ок. 1908, из коллекции Института костюма в Киото. Справа - иллюстрация с платьем из ирландского кружева из журнала "Модный свет", 1902, из частной коллекции.
Слева - платье из ирландского кружева, ок. 1908, из коллекции Института костюма в Киото. Справа - иллюстрация с платьем из ирландского кружева из журнала "Модный свет", 1902, из частной коллекции.

Конечно, были платья, которые представляли собой цельную конструкцию. Но такая основа - идеально посаженная по фигуре - давала возможность сэкономить и время, и усилия. Есть основа - а дальше надевай поверх ней любой воздушный наряд!

Здесь нам предлагают светлую основу, и это в самом деле универсальный вариант. И ведь если использовать кружева разного цвета, получаются совсем разные образы. Светлое кружево, чуть темнее или светлее основы - и наряд получится очень изысканным. Или, наоборот, чёрное - и тогда наряд выходит контрастным, дерзко-элегантным. А можно нежный голубой тюль или розовых шифон - и вот уже не платье, а сама нежность.

Кружевное платье с двум сменными лифами, закрытым и декольтированным, ок. 1905. (с) из коллекции Музея и исторического общества в Нью-Ханаане
Кружевное платье с двум сменными лифами, закрытым и декольтированным, ок. 1905. (с) из коллекции Музея и исторического общества в Нью-Ханаане

Предлагаемый чехол - с длинными рукавами и высоким воротником - можно было использовать как для дневных вариантов, так и для вечерних (которые в ту эпоху вовсе не обязательно декольтированы).

В общем, хорошая вещь, в хозяйстве пригодится!

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!