Найти в Дзене
Владимир Немыченков

Русские синодики. Беседа на радио "Радонеж" . В.И. Немыченков и И.В. Дергачева

Русские синодики: история и современность. Беседа писателя и религиоведа В.И. Немыченкова и доктора филологии, профессора МГППУ И.В. Дергачевой 29.08.2023 22:03. В первой беседе В.И. Немыченков кратко формулирует проблему учения Церкви о посмертной участи воинов, "на брани убиенных" и заключает, что пока Церковь не приняла вероучительный документ на эту тему следует вспомнить и возродить древнюю практику воинских синодиков - церковного поминовения усопших. И.В. Дергачева, специализирующаяся на изучении русских синодиков, начинает свой рассказ с описания современной практики церковного поминовения воинов павших в Великую Отечественную войну на примере ежегодного посещения братских могил в окрестностях г. Жиздра Калужской области. *** Культура Древней Руси, главным образом, ее литература и искусство расцвели на религиозно-философской почве христианства. Однако древнерусская философская мысль и литература создали своеобразное национальное преломление, творческую интерпретацию общехристиан

Русские синодики: история и современность. Беседа писателя и религиоведа В.И. Немыченкова и доктора филологии, профессора МГППУ И.В. Дергачевой 29.08.2023 22:03.

И.В. Дергачева и В.И. Немыченков
И.В. Дергачева и В.И. Немыченков

В первой беседе В.И. Немыченков кратко формулирует проблему учения Церкви о посмертной участи воинов, "на брани убиенных" и заключает, что пока Церковь не приняла вероучительный документ на эту тему следует вспомнить и возродить древнюю практику воинских синодиков - церковного поминовения усопших.

И.В. Дергачева, специализирующаяся на изучении русских синодиков, начинает свой рассказ с описания современной практики церковного поминовения воинов павших в Великую Отечественную войну на примере ежегодного посещения братских могил в окрестностях г. Жиздра Калужской области.

***

Культура Древней Руси, главным образом, ее литература и искусство расцвели на религиозно-философской почве христианства. Однако древнерусская философская мысль и литература создали своеобразное национальное преломление, творческую интерпретацию общехристианских представлений о мире и человеке, об их конечных судьбах и воздаянии в «конце всех времен». Особым видом богослужебной книги был древнерусский Синодик — сборник, содержащий правила поминовения и перечни усопших. Первоначально он представлял собой переведенный с греческого языка «Чин православия» (составленный в Византии после победы над иконоборчеством в середине IX века); но на русской почве превратился в самостоятельную, сложную по составу книгу, включающую, помимо привычных поминальных текстов, почти философское размышление о состоянии человеческой души после разлучения ее с телом. Появление первого Синодика с предисловиями связано с именем выдающегося русского просветителя, Иосифа Волоцкого, явившегося составителем древнейшей редакции Синодика этого типа.