В конце 19-го века, в новозеландском проливе Пелорус появился необычный дельфин. Довольно крупный, он имел необычный светлый окрас и плавал преимущественно один. Но не это считалось главной его особенностью.
Дельфин из Пелоруса в определённый момент пристрастился плавать вдоль и впереди быстроходных пассажирских пароходов, играючи их обгоняя на потеху туристам. Необычный дельфин из Новой Зеландии обрёл популярность, стал легендой и получил имя по местонахождению - Пелорус-Джек
Но что на самом деле из себя представлял этот дельфин, почему он стал популярен и чем он так отличался от своих собратьев?
Вы на канале "Лаборатория Афалина" - первом современном научно-популярном проекте, посвящённом китообразным
Итак, что мы увидим и прочитаем, вбив в поисковой строке "Пелорус-Джек"? Вероятно, первый же попавшийся текст или видео расскажет вам следующее:
"Пролив Пелорус, разделяющий новозеландские острова, был самым коротким способом, чтобы добраться до нужного и очень востребованного колонизаторами берега. Но этот пролив таил в себе много коралловых рифов, мелей и там было ужасное волнение, и редкий корабль мог пройти его без потерь. Много посудин навеки утонуло в этом проливе, потому что даже опытные моряки не справлялись с Пелорусом.
Но внезапно, в 1889 году, в проливе появился Пелорус-Джек - белый дельфин, который плыл впереди судов, указывая им верную дорогу. Его прозвали "китом-лоцманом", и он спас много жизней. Пелорус больше 20 лет сопровождал суда, между двумя он выбирал самое быстроходное, и только одного судна избегал: однажды в него выстрелили с борта парохода "Пингвин" и больше он не появлялся рядом с ним
Власти Новой Зеландии ввели закон на запрет нанесения вреда всенародному любимцу. Но вскоре после его принятия Пелорс-Джек был найден мёртвым от пуль злоумышленников"
Я вкратце пересказал вам одну из сотен однотипных статей с условного канала "обо всём на свете". Но, как водится, и тут популисты местами приврали, преувеличили или просто подогнали факты.
Но что из этого правда?
Обратимся к, можно сказать, первоисточнику - книге "Дельфины" Олперса.
Энтони Олперс (в советских публикациях А.Алперс, А.Уолперс, Э.Олпирс) - новозеландский журналист, который, не имея профильного гидробиологического или исторического образования, в 1960 году выпускает "Книгу Дельфинов" (Book of dolphins), которая расходится миллионными тиражами по всему миру. Именно здесь находит свою отправную точку миф о "дельфинах-спасателях", о "разуме дельфинов" и о "сверхскорости дельфинов". Также эта книга во многом повлияла на Джона Лилли и, в дальнейшем - на восприятие его труда общественностью (ультанул ссылками). А ещё там есть вредный и деструктивный совет по оказанию "помощи" дельфинам на берегу - слепо следуя инструкции журналиста Олперса по сей день люди толкают дельфинов в море. Об этом - в другой раз
И в этой же самой книге во всех подробностях описаны все известные случаи взаимодействия дельфинов и людей. Ну, то есть известные в Новой Зеландии. И среди прочего можно как раз найти феномен Пелорус-Джека. И во многом его слова не отличаются от слов наших современников в Дзене. За исключением одного важного НО
В своём монументальном произведении Олперс ни разу не обмолвился о том, что Джек обеспечивает лоцманскую проводку и кого-то куда-то ведёт между скал
Мне, конечно, это показалось довольно странным, потому что я с трудом верю, что журналист пройдёт мимо такой сенсации.
И само собой, Олперс не прошёл мимо того, чего изначально не было, а появилось уже потом, в воображении и пересказах
Пролив Пелорус действительно в определённое время считался довольно опасным, и мореплаватели-первопроходцы часто садились там на мель. Дурной славой пролив пользовался, но это имело место задолго до появления на свет Пелорус-Джека. К середине, а, тем более - концу 19 века морская картография уже была точной наукой, а мореплаватели уже имели вполне себе человеческих лоцманов и быстро обретали навыки судоходства в определённом районе. Так что к появлению Джека по Пелорусу уже вовсю гоняли пароходы, огибая опасные зоны. А учитывая пассажирские перевозки - капитаны, которые в день делают по нескольку рейсов по проливу - и вовсе могли вести судно вслепую
Появление Пелорус-Джека не оказало никакого влияния на судоходство - разве что, немножко прибавило загруженности в связи с огромными толпами туристов, стремящихся увидеть знаменитого дельфина. Тем более, дельфин не мог обеспечивать проводку судов: во-первых, он тёрся о борта судна, что едва ли могло быть воспринято, как призыв повернуть, во-вторых, даже если бы он плыл перед носом - он бы находился в слепой зоне у судоводителя. Чтобы быть заметным - ему бы пришлось плыть метрах в десяти перед носом, что не совпадает с данными, что он вплотную плыл у судна. В третьих, странно слышать такое, и следующим же абзацем - что он предпочитал более быстроходные суда, бросаясь в обратном направлении и следуя с ними до выхода из пролива. Какому капитану нужен лоцман который посреди рифов скажет "чё-то ты медленный, пойду я вон к тому. А ты болтайся тут"
Любят приводить в пример и случай с "Пингвином". В 1904 году в Пелорус-Джека выстрелили с этого судна, и после этого Джек сторонился его и предпочитал не появляться рядом. Для дельфина - это вполне разумное действие, поскольку он запомнил, что "Пингвин" - это его враг. Но также любят связывать крушение парохода в 1909 году с тем, что Пелорус-Джек обходил вниманием это судно
Но, конечно, такие додумки уже совсем оторваны от реальности
Судно "Пингвин", как и другие пассажирские пароходы, безвылазно находилось в море и делало по нескольку подобных рейсов в день. И на протяжении нескольких лет судоводители справлялись со своими обязанностями и без "лоцмана". А учитывая частоту кораблекрушений в то время, вообще кажется чудом, что "Пингвин" так долго отходил в принципе. Но никакой связи с Пелорус-Джеком (кроме, разве сто, кармической), инцидент не имеет
Неверно так же, что его убили. В какой-то момент Пелорус-Джек просто перестал появлятся в проливе и, видимо, умер от старости. Информацию про тело авторы статей взяли у Олперса, но двумя страницами дальше, перепутав Пелорус-Джека с Оппо-Джеком
Теперь что же касается самого факта сопровождения судов, который произвёл фурор среди очевидцев и стал главной отличительной особенностью Пелоруса. Джек сопровождал суда только в пределах одного пролива, на территории, за которую почти не удалялся. Сопровождал в обе стороны, следуя вдоль борта, потираясь о него и катясь на носовой волне.
Что вы видите в этом необычного, о чём мы с вами не говорили в статье про Парадокс Грея?
На самом деле Пелорус-Джек действовал как самый обычный дельфин. Подобно белобочкам возле нашего буксира, он просто резвился, играл и чесался о борт, и в этом не было ничего феноменального. Даже в то время моряки уже наблюдали подобное
"Секрет успеха" крылся в цвете дельфина, в его отличительной особенности, которая делала именно его примечательным среди всех остальных
Джек был альбиносом, и как раз возможно по этой причине и плавал водиночку, будучи изгнанным за свою "непоходжесть". Может быть, что он был старым самцом, утратившим гарем в борьбе с младшим и более сильным членом стаи. Но так или иначе, его одиночество несложно объяснить
Относительно территориальной привязки - тут тоже всё предельно прозаично. Так или иначе, всё дельфины имеют свою зону обитания. Если мы обратимся к фотофиксации плавников "Безмятежного моря" - то легко выясним, что на самом деле одни и те же дельфины, сфотографированные, например, у Севастополя, через год, два, пять снова попадают в объектив ровно там же. В охоте за рыбой или следованием за судами они знают границы, и точно так же не будут сопровождать ваш катер на переходе "Ялта-Хошимин". Главная проблема в том, что вы едва ли сможете уверенно сказать, кого из дельфинов вы видите и как они друг от друга отличаются. А европейские путешественники 150 лет назад - это вовсе люди, которые путают жирафа с зеброй. И именно пигментация Пелорус-Джека и позволила зацепится за него и вести наблюдение
Но какие мотивы были у самого Джека сопровождать суда? Может ли это быть осознанное действие? Может быть, у разумного дельфина возникла тяга к славе и популярности?
На самом деле, следует вернуться к тому, что дельфины - очень тактильные существа. Они любят, когда их гладят, чешут, а за неимением рук - любят сами счесать старую кожу о что-нибудь вроде мочалки. А корпус судна идеально подходит на эту роль - одновременно обросший мягкими водорослями и жёсткими ракушками, он как нельзя лучше работает "спиночесалкой" для дельфинов. Однажды подплыв и потерявшись боком о борт, дельфин получил поощрение в виде приятных ощущений - и с тех пор безбоязненно искал встречи с железными махинами, зная, что о них очень приятно можно потереться
Помимо этого, подкрепление могло быть получено ещё и рыбой, которую туристы бросали дельфину
И не стоит вычёркивать игровой стимул - дельфин резвился на волне от суда, и выбор более быстроходного как раз обусловлен развлечением от набора скорости на носовой волне
Таким образом, Пелорус-Джек получал три из четырёх видов поощрения, что, само собой, создало все предпосылки для прочного закрепления рефлекса следования за судами
При взгляде с высоты сегодняшних дней, феномен Пелорус-Джека, по сути, феноменом и не является, а выполняет абсолютно рядовые и обычные для дельфина действия, направленные на удовлетворение потребностей. Главный интерес представляют исключительно особенности его расцветки, что, по сути и стало причиной его популярности
А на сегодня на этом всё, другие, уникальные публикации вы можете увидеть у нас на дзене, переходите в нашу группу в ВК за анонсами и подписывайтесь на этот канал. Оставайтесь на связи