42,2K подписчиков

Штатные сапуны УАЗ: зло, или вы не умеете их готовить?..

5,5K прочитали

Хорошим тоном считается обкладывать штатную систему вентиляции мостов УАЗ (сапуны) трёхэтажными. Но может, дело всё же в прямоте рук и желании хотя бы минимально заниматься своей машиной?.. Сейчас всё поясню, но сначала давайте коротко и последовательно о матчасти - вдруг кто из уважаемых читателей вообще не понял, о чём речь.

Маленький торчащий на верху корпуса моста пенёк - и есть сапун.
Маленький торчащий на верху корпуса моста пенёк - и есть сапун.

На всякий случай напомню, что на самодвижущейся повозке типа УАЗ применяются неразрезные мосты. И мосты эти являются герметичными. Ну как герметичными... Теоретически герметичными. Внутренний объём с атмосферой разграничивают сальники полуосей, находящиеся на торцах корпуса моста и сальник хвостовика. С одной стороны, они не позволяют вытекать наружу маслу (если что - оно должно там быть), а с другой, не позволяют грязи попадать вовнутрь. На первый взгляд всё просто.

Передний ступичный узел "Патриота" (мост "спайсер"). Под номером "8" - тот самый сальник (манжета, как написано в Руководстве), разделяющий уютный внутренний мир моста с агрессивным внешним.
Передний ступичный узел "Патриота" (мост "спайсер"). Под номером "8" - тот самый сальник (манжета, как написано в Руководстве), разделяющий уютный внутренний мир моста с агрессивным внешним.

Однако пресловутая физика, как ни странно, мириться с таким понятным раскладом не желает. А дело в том, что внутри моста находится не просто застывший в вечном покое воздух. С этим воздухом постоянно происходят различные пертурбации. Так, во время активной езды внутренности (дифференциал в основном) ощутимо нагреваются, а после остановки машины, соответственно, температура падает. Что происходит в эти моменты с воздухом? Правильно: сначала он, расширяясь, ищет выход наружу, а при охлаждении образовывающийся внутри вакуум стремится этот воздух засосать. И тут подходим к логичному вопросу: а как воздух будет гулять туда-сюда, если мост у нас герметичный?.. Вот именно на такой случай и врезали в корпус сапун.

Сапун (название народное) - это подпружиненный односторонний клапан, установленный в корпусе агрегата, подверженного постоянным знакопеременным тепловым нагрузкам. Именно через сапун воздух при нагревании моста (в нашем случае) выходит на улицу, предотвращая выдавливание масла через уплотнения.

Штуцер со сквозным каналом, резиновая мембранка, пружина (для прижима мембранки) и "грибок", надевающийся сверху. Собственно, вся суть классического агрегатного сапуна.
Штуцер со сквозным каналом, резиновая мембранка, пружина (для прижима мембранки) и "грибок", надевающийся сверху. Собственно, вся суть классического агрегатного сапуна.

Как видно, работает нехитрое устройство только в одном направлении - на "выдув" при повышении давления. В обычном же состоянии, когда давление внутри моста равно атмосферному или чуть выше, клапан закрыт (пружина прижимает мембрану). Отсюда второй резонный вопрос: а как тогда компенсировать высокое разрежение в полости моста при сильном и продолжительном охлаждении?.. Например, когда сначала ехали по полю и ухнули в широкий брод по самые ступицы?

На подобную ситуацию конструкторы УАЗа смотрят философски. Впрочем, как и на любую другую. Дескать, а не надо вам долго и резко охлаждать мосты. Задача сапуна - не допустить выдавливания смазки через уплотнения при нагреве - раз. И не позволить воде и грязи попасть вовнутрь при резком кратковременном охлаждении - два. Въехали в брод, температура понизилась, сапун закрылся. Ну создастся ненадолго разрежение - не страшно. Выехали из брода и едем дальше - снова температура в мостах возросла, сапун начал работать на выход. Не будете же вы ночевать в реке, правда?.. Всё просто и понятно, красота и идиллия.

Но практика, как всегда, оказывается куда веселее. И некоторые-таки в речках ночуют! Да и просто застрять в неглубоком ручейке, влипнув мостами - ситуация для джиперов абсолютно штатная. Что тогда?

Ну типа вот как здесь. Фото автора (как и машина).
Ну типа вот как здесь. Фото автора (как и машина).

А вот тогда ситуация оборачивается не лучшей стороной. Мосты горячие, вода холодная - образовывающийся при этом в картере вакуум стремится засосать что-либо снаружи. Первые несколько секунд сапун и сальники это внешнее давление держат, а потом сдаются и начинают подтекать. Точнее, сапун-то, как правило, остаётся неприступным - ведь у него, помимо, разрежения изнутри, есть ещё и давление пружины на мембрану снаружи. А вот сальники начинают понемногу засасывать воду...

В лучшем случае, по итогу таких купаний в картере будет масляная эмульсия. В худшем, если машина провела в воде несколько часов, а сальники и так были не первой свежести - просто некая жидкая маслянистая субстанция. На которой, максимум, можно тихонько доковылять до асфальта. А в идеале, надо слить сразу по выезду на берег и заменить нормальным маслом.

УАЗ, как всегда, сел в лужу?..

И да, и нет. Во-первых, сами по себе мосты - что "Тимкен", что "Спайсер" - не совсем уж уазовские, мягко говоря. А "творчески переосмыслены" с забугорных, как и 90% всего советско-российского автопрома. И на оригиналах эти сапуны так же замечательно присутствуют, со всеми плюсами и минусами. Равно как присутствуют и на мостах Toyota, Jeep, Nissan - нужное вписать. Ибо, физика везде работает одинаково.

Другое дело, что во многих импортных конструкциях вентиляция картера моста выполнена куда грамотнее. А именно - сапуны выведены в место, где их не закидывает грязью, снегом и водой. А ведь именно в этом причина подавляющего количества случаев нарушения вентиляции. Потому что, как вы можете видеть, отказывать в этой примитивной системе из 4 деталек (буквально) решительно нечему. Она может лишь заклинить: либо ввиду механического попадания грязи, либо коррозии. А второе всегда есть прямое следствие первого.

К слову, УАЗ далеко не одинок. Например, штатные сапуны на джиповских мостах Dana тоже далеки от идеала. Поэтому, вывод их отдельной толстой трубкой подальше от дороги - обычная практика владельцев.
К слову, УАЗ далеко не одинок. Например, штатные сапуны на джиповских мостах Dana тоже далеки от идеала. Поэтому, вывод их отдельной толстой трубкой подальше от дороги - обычная практика владельцев.

Наверняка вы слышали про "вывести сапуны под капот". Суть этой процедуры в том, что точки выхода воздуха из моста переносятся туда, где им сухо и комфортно (как на фото выше). Обычно под капот, либо же в карман кузова. Или вообще в салон, но может пахнуть. Делается это обычными шлангами или даже силиконовыми трубочками нужного диаметра. Для тех, кому лень работать руками, продаются готовые установочные комплекты вывода сапунов. Дорого, красиво, пафосно. В профиль - то же самое.

Хорошим тоном считается обкладывать штатную систему вентиляции мостов УАЗ (сапуны) трёхэтажными. Но может, дело всё же в прямоте рук и желании хотя бы минимально заниматься своей машиной?..-6

Параллельно с этим, так как после "тюнинга" точки сообщения с атмосферой уже не подвержены загрязнению, сам подпружиненный клапан обычно убирается. Таким образом, с этого момента воздух при увеличении и уменьшении температуры в мосте может свободно ходить туда/обратно. Стало быть, эффект сильного всасывания при резком охлаждении исчезает.

Что, конечно же, не превращает внедорожник в амфибию. При длительном нахождении в воде мосты оную всё равно наберут, даже с выведенными сапунами. Просто произойдёт это позже, а объём будет, скорее всего, меньше.

Кстати, некоторые гряземесы - тот же Suzuki Escudo/Vitara древнего поколения, когда он был ещё внедорожником, и некоторые другие - имеют выведенные под капот, в раму или в кузовные полости сапуны уже с завода. За что честь им и хвала.

Легендарный Patrol Y60 тоже знает толк в правильных сапунах - с завода всё под капотом.
Легендарный Patrol Y60 тоже знает толк в правильных сапунах - с завода всё под капотом.

Значит, штатным сапунам - бой?

Это пусть каждый решит сам, а я скажу лично за себя. Поначалу тоже хотел вывести вентиляцию повыше. Но всё руки как-то не доходили, и не доходят до сих пор... Заместо этого я после каждого похода, перед мойкой мостов и днища, просто постукиваю по штатным сапунам палочкой. Весь застывший там песок высыпается, клапан отлипает (если был залипший, что редко). После этого всё мою и, когда высыхает, постукиваю по сапунам ещё раз, для верности. Всё, профилактика проведена. Доселе такая тактика срабатывала. Да и продолжительных бродов у меня как-то не случается в путешествиях. Короче, лично мне штатной системы сапунов на данном этапе эксплуатации хватает. Дальше посмотрим.