Детство – такое далекое, ведь 50 лет - это очень много, согласитесь, но и такое близкое, хочется вглядеться в него повнимательней, вспомнить ту девочку, то время. Короче, потянуло и меня на воспоминания в стариковском духе. Имею право: возраст как раз пенсионный, ну по старому закону, чем же занять освободившееся время, как не написанием мемуаров.,
Итак, родилась я в1966, в городе Улан –Удэ. Знаете такой? Значит и буряток , знаете, особенно после шума в Инстаграмме, когда свои опухшие после филлеров лица блоггерки стали сравнивать с бурятскими. Я кстати спокойно к этому отношусь, ну сказала и сказала, подумаешь. Мало ли чего мы говорим не подумав, а потом обязательно кто нибудь обидится -язык мой – враг мой, это точно про меня. Поэтому на Анфису Чехову лично я нисколько не обижена, тем более мое лицо совсем не круглое, а узкое и аккуратное, бурятки разные бывают, не все такие классические луноликие широкоскулые красавицы. Да, самолюбованием мне не привыкать заниматься, это вы еще прочувствуете в моем дальнейшем повествовании, ну а как, себя любить надо, нежно и самозабвенно.
Ну, продолжаем. Расцвет социализма, покоряем космос, идем уверенно к коммунизму. Моя мама рожает меня в 40 лет, представляете? Это в те то дремучие времена и совершенно легко и быстро. Папе было 50, такое я позднее дитя, у мамы второй ребенок, у папы первый, ну официально, и на сколько я знаю. Я плод курортного романа, как отвечал мой старший брат, пятилетний тогда, бабушкам на скамейке на их вопросы: Мама с курорта приехала, Папу привезла. Ну если вспомнить, что я родилась в апреле, на курорте они были в августе, все сходится.
Я родилась, маме дали квартиру,2х комнатную! На улице Бабушкина, хрущовка, как сейчас мы говорим, а тогда хоромы, после барака то. Помню еще печку на кухне, потом их разобрали и появились электропечи. Тогда в подвалах еще кладовки были, для хранения дров , ну и картошки конечно, это отдельная тема.
Итак – дитя родилось и росло, почти на государственном попечении, родив меня в апреле, мама вышла на работу в сентябре, новый учебный год, что вы хотите. Папа привез с деревни няньку, какую то дебиловатую девицу, которая еще и загуляла потом в городе, пришлось им ее обратно отправлять. Это мне потом мама сама рассказывала, как Люба связалась с каким то здоровенным русским мужиком, а сама она была крохотная, но пухленькая, я видела ее в деревне , когда мне было 6, помню, как с недоумением разглядывала эту маленькую странную тетеньку, которая и разговаривала то как то , нуу, по идиотски, да! Такие вполне взрослые мысли бродили в моей голове, странно, мол, как можно ребенка, то есть меня, было доверить какой то откровенной дебилке на воспитание. Вы можете не поверить, но я реально так мыслила по взрослому в 6 лет, и этому есть вполне научное объяснение, но об этом позже.
Любу отправили в деревню, меня в ясли, потом по детским садам.
Детский сад, это скажу я вам было какой то школой выживания, но и становления и закаливания, это учреждение уже было частью системы, самой начальной. Маленький, только начинающий себя осозновать ребенок привыкает к постоянной грубости, запугиванию, злым насмешкам не только со стороны детей, но и взрослых! Многие, очень многие мои страхи родом прямиком оттуда. Как я почти провалилась в дырку деревянного туалета, в который мы почему то ходили тем летом, упала туда одной ногой, подскользнувшись на собственной рвоте в том числе. Меня постоянно рвет от запаха говна, даже стирая обосранные пеленки своих детей, меня выворачивало. Наревелась я в тот день от души конечно – чуть не умерла, вся в говне, руки в говне, рвет неудержимо, еще и наругали все, и мама в том числе, когда пришла за мной. Трудно представить такое сейчас, суровые времена, суровая женщина .
Да , моя мама была суровая женщина, без лишних сантиментов. Это явная роскошь в ее нелегкой жизни дочери врага народа, в 14 лет взявшей на себя ответственность за неграмотную мать и младших брата и сестру, перевезла их из деревни, где они жили у родственников из милости, после того как их выгнали из дома в одночасье, после ареста отца. А Петруха, дед , так и умер в людях. Страшная судьба, трагическая, это разные обрывки маминых воспоминаний сейчас складываются для меня просто в библейскую картину : Бродящий по деревне бездомный полубезумный бывщий хлеботорговец. Кулаком на самом деле был он, но забрали его сына, видимо слишком старый был. Но кто такой кулак?
Фермер в нашем понимании, который обрабатывает много земли, и нанимает работников за оплату и работает наравне с ними! Если человек непьющий, трудолюбивый , то на хорошей земле он обязательно станет кулаком, использующим наемный труд и покупающим сельхозинвентарь: куплена была сеялка, молотилка , зерно везли в Иркутск, там на улице Урицкого было у них какое то строение, называлось заежка. Есть история, связанная с этим домиком. Мой двоюродный брат, в 80тые учился в Иркутске, нашел этот домик и стучался в дверь со словами: откройте хозяину!!! Пьяный был. А все бабка виновата, говорила, что ему как сыну младшего сына должно было все богатство достаться. Тогда у Иркутских бурят младший сын оставался на хозяйстве , с ним доживали родители, а старшие отделялись, ну по крайней мере так она говорила. Что с нее неграмотной, взять. А у Петрухи был только один сын Семен, вот и задумали они его женить в 16, невестка была нужна, матери по хозяйству помогать, работница, короче говоря. Сам Петруха был человеком легендарного трудолюбия! Эпическая сага о том, как он писал на ходу, идя за плугом, дала мне представление о том, как пахали землю крестьяне на лошадях. Человек, до того
На работу жадный, что лошадь остановить, сходить по нужде, не считал нужным. Себя работой загонял и с других требовал , мою бабку, заставлял чай из самовара разливать, а не сидеть зря, когда она ребенка грудью кормила. Рука мол одна у тебя свободна вот и нечего бездельничать. Моя мама была истинной его внучкой, вид праздного человека выводил ее из себя. Меня по аналогии она пыталась заставить заниматься рукоделием во время просмотра телевизора. Починкой и штопкой! Мы штопали носки!!! Абсолютно бессмысленное и тупое занятие, согласна.Но с мамой моей не поспоришь, приходилось. И мебель эту полированную натирать, особенно ненавистное пианино. Зажив отдельно, я на уборку эту откровенно забила и была вдохновенной неряхой. Этот период слава богу прошел, не убиралась я тогда видимо из чувства протеста.