Найти в Дзене
Lenta.ru

«Обо мне услышит вся страна»: 50 лет назад террорист взорвал себя в Мавзолее Ленина. Что толкнуло его на преступление?

Оглавление
Фото: Владимир Жабриков / URA.RU
Фото: Владимир Жабриков / URA.RU

50 лет назад, 1 сентября 1973 года, в Мавзолее Ленина у Кремлевской стены произошел взрыв. Террористом оказался приезжий из Донецкой области — рецидивист Николай Саврасов: он активировал взрывное устройство в тот момент, когда в Мавзолее проходила школьная экскурсия. Взрыв оказался фатальным не только для террориста, но и для семейной пары из Астрахани. Четверо школьников, оказавшиеся рядом с Саврасовым, получили тяжелые ранения. Историю теракта в Мавзолее и причины, которые толкнули советского уголовника на преступление, вспомнила «Лента.ру».

«Поравнявшись с саркофагом, злоумышленник незаметно соединил контакты проводов взрывного устройства. В Мавзолее прогремел страшный взрыв. Последствия взрыва были ужасны. [Не выжила] супружеская пара из Астрахани, которая следовала за террористом. Тяжелые ранения получили четверо школьников. Воинов-кремлевцев, охранявших саркофаг с телом Ленина, разбросало по всему траурному залу» (из книги Николая Зеньковича «Покушения и инсценировки: от Ленина до Ельцина»).

***

1 сентября 1973 года на Красной площади было многолюдно — в тот субботний день была хорошая погода. У Мавзолея стояла традиционная очередь, которая начиналась от входа в Александровский сад. В основном в ней стояли школьники, которые пришли почтить память вождя Революции после праздничной линейки.

Вместе с детьми в Мавзолей зашел неприметный мужчина в плаще. Он спокойно двигался в очереди до того момента, пока не оказался неподалеку от саркофага, в котором лежало тело Владимира Ильича Ленина. Поравнявшись с ним, мужчина начал поправлять воротник плаща, и сразу прогремел взрыв.

Позже следователи установят: под воротником у террориста находились провода, которые он соединил для активации самодельного взрывного устройства (СВУ). При этом взрывчатку в Мавзолей преступник пронес без проблем — в то время еще не было рамок-металлоискателей. Да и охрана в те годы не досматривала посетителей.

Взрывной волной дежурных сотрудников КГБ и одного из солдат роты Почетного караула Краснознаменного Кремлевского полка отбросило на несколько метров — к счастью, они отделались контузией. Но взрыв не пережила супружеская пара из Астрахани, которая шла сразу за террористом: их ранения оказались несовместимы с жизнью. Не пережил подрыв СВУ и сам преступник. Четверо школьников получили тяжелые травмы.

Фото: Комсомольская правда /
Фото: Комсомольская правда /

Броня для Ильича

После взрыва здание Мавзолея сразу же оцепили прибывшие на место трагедии сотрудники КГБ. Чекисты пытались засекретить теракт — они пресекали любые попытки гостей Красной площади снимать происходящее.

Вскоре к Мавзолею подъехали несколько машин скорой помощи (в то время движение по Красной площади было свободным): помимо четырех школьников с тяжелыми травмами были госпитализированы еще двенадцать подростков с более легкими ранениями. При этом следователи быстро поняли, что главной целью террориста были не посетители Мавзолея, а саркофаг с телом Владимира Ильича.

Однако преступник не знал, что тело Ленина защищает усиленное бронированное стекло, которое выдержало взрыв. К слову, это стекло на саркофаге появилось после случая, произошедшего в 1959 году. Тогда гражданин Минибаев запрыгнул на саркофаг, разбил ногой стекло и повредил при этом тело Ленина: осколком ему рассекло бровь.

Сразу после теракта, совершенного 1 сентября, на Красную площадь прибыл глава КГБ Юрий Андропов, который взял расследование преступления под свой контроль, а также его заместитель Георгий Цинев. Руководителей КГБ встречал комендант Кремля — генерал Сергей Шорников.

«Он просто примазался к классу»

До приезда Андропова Шорников успел поговорить с охраной Мавзолея. Как оказалось, солдаты из роты Почетного караула обратили внимание на террориста, но тот держался настолько спокойно и естественно, что его приняли за педагога, сопровождавшего школьную экскурсию.

Этот человек просто, что называется, примазался к классу. Ну стоит рядом, ну разговаривает с детьми. И охрана ошиблась. Они решили, что он один из учителей. Обычно не с одним же учителем [школьники] ходили. Кто-то впереди шел, а кто-то сзади, чтобы дети не разбежались, не пошли что-нибудь исследовать

политолог Дмитрий Журавлев

Тело террориста было сильно повреждено. Следователи, которые обследовали помещение Мавзолея, среди прочего обнаружили его руку и фрагмент черепа. Кроме того, на месте взрыва были найдены фрагменты паспорта на имя 34-летнего жителя села Горловка (Донецкая область Украинской ССР) Николая Саврасова.

Проверив всех людей, которые в момент теракта находились в помещении Мавзолея, следствие пришло к выводу, что документ принадлежал злоумышленнику. На это указывали и серьезные повреждения паспорта, который, по всей вероятности, лежал во внутреннем кармане пальто террориста.

В Горловку сразу выехали сотрудники УКГБ Украинской ССР, которые выяснили, что Саврасов — преступник-рецидивист. К своим 34 годам он успел четыре раза побывать в местах лишения свободы, причем в последний раз провел там долгие десять лет. Освободившись, он вернулся в родное село и закрутил роман с 23-летней местной жительницей.

Мать девушки вспоминала, что отношения ее дочери с Саврасовым отнюдь не были идеальными. Николай слыл очень жестоким человеком и нередко избивал возлюбленную. Но из-за сильных чувств к своему мучителю девушка раз за разом прощала его.

«Он что-то совершил в Москве»

Финал романа Николая Саврасова оказался предсказуемым: летом 1973 года обнаженное тело его возлюбленной с многочисленными ножевыми ранениями нашли в ее квартире. Поговорив с матерью девушки, милиционеры сразу же поняли, кто стоит за преступлением, и отправились домой к Саврасову, но застали там лишь его мать.

Она сообщила оперативникам, что ее сын спешно уехал в неизвестном направлении.

Матери Саврасов сказал: «Я уезжаю, но скоро обо мне услышит вся страна»

генерал-полковник милиции Михаил Корниенко, в 70-е годы — следователь районной прокуратуры в Горловке

Милиционеры допросили всех приятелей Саврасова и выяснили, что незадолго до расправы над своей девушкой он общался с другом, работавшим на шахте. Николай «одолжил» у него взрывчатое вещество аммонал — смесь аммиачной селитры и тротила с добавлением порошка алюминия.

Когда после взрыва в Мавзолее в Горловку прибыли сотрудники КГБ, они стали тщательно изучать все данные преступника. Чекисты расспросили следователя прокуратуры Михаила Корниенко, расследовавшего дело о расправе над девушкой, а затем захотели ознакомиться с материалами дела Саврасова. Корниенко отправил сотрудников КГБ за разрешением к прокурору.

Через несколько минут приглашает меня прокурор: «Дай им дело, пусть читают». Они взяли дело и в соседней комнате начали его читать. Остались мы с прокурором, он говорит: «Ты знаешь, там какой-то переполох. Похоже, Николай что-то совершил еще. В Москве». А спустя пару дней узнали, что Николай совершил взрыв в Мавзолее Ленина

генерал-полковник милиции Михаил Корниенко, в 70-е годы — следователь районной прокуратуры в Горловке

Загадка мотивов

Поскольку теракт оказался для Саврасова летальным, сотрудникам правоохранительных органов оставалось лишь догадываться о мотивах преступника. Исходя из того, что он сказал матери, следствие предположило, что Николай был не вполне адекватным человеком, который решил при помощи взрыва в Мавзолее прославиться на весь Советский Союз.

Саврасов жаждал славы, чтобы его имя осталось в истории наравне с именем Ленина. Возникла версия о маньяке, который решил увековечить свое имя взрывом в Мавзолее

Из книги Николая Зеньковича «Покушения и инсценировки: от Ленина до Ельцина»

Кроме того, в КГБ посчитали, что Саврасов не хотел вновь отправляться в места лишения свободы за расправу над своей возлюбленной, поэтому решил еще и свести счеты с жизнью. Не исключалось также, что Николай ненавидел коммунизм и, возможно, винил его во всех личных проблемах, а потому решил взорвать тело Ленина.

Впрочем, окончательно установить, что двигало террористом, следователи так и не смогли. Но это преступление привело к тому, что в Мавзолее были серьезно усилены меры безопасности: после 1973 года в зале с саркофагом не произошло ни одного серьезного происшествия.