Найти тему
Энергофиксик

ПД-8 может возродить не только SSJ-New и Бе-200, но и ещё один забытый российский самолёт

Оглавление

В последние годы существования СССР в КБ стали работать над самолетом Ту-334. При этом проект был доведен до летающего образца и вроде бы все шло уже к серийному производству самолета.

Но проект благополучно был остановлен. Ведь машина уступила в конкуренции только зарождающемуся SSJ-100. Но при этом у Ту-334 были все шансы стать успешным самолетом, если бы был для него подходящий двигатель. И вот теперь у давно забытого проекта может вновь появиться шанс благодаря новейшему российскому двигателю ПД-8.

Был избран другой, а не ты

В уже далеком 2007 году наша страна в авиационной отрасли встала на распутье. И тогда решалось идти по пути преемственности и продолжить дорабатывать, улучшать советские машины и на их базе создавать новые, или же пойти по пути интеграции в мировое сообщество и создавать «эффективные» международные проекты.

В конечном итоге выбор был сделан в пользу интеграции с западом, и у нас отказались практически от готового самолета, который при этом обладал глубокой унификацией с Ту-214, в пользу проекта с преимущественно иностранными комплектующими, который получил название SSJ-100, и в конечном итоге пошла в серию под эгидой КБ Сухого.

Так почему же Ту-334 оказался забыт? Ведь этот самолет мог бы стать опорой отечественной авиации.

-2

Незаслуженно забытый или бесконечно устаревший

В свое время Ту-334 должен был стать заменой Ту-134 и Ту-154. При этом двухмоторный турбореактивный лайнер мог перевозить 102 пассажира на расстояние в 4 000 км. При этом его крейсерская скорость равнялась 800 км/ч, а практический потолок был равен 11 000 метров.

Я думаю, вы уже догадались, что по своим характеристикам этот самолет очень похож на «Суперджет-100», и на момент разработки обладал самым современным оборудованием и комплектующими.

Так, в отличие от предшествующих «тушек» он (Ту-334) тратил меньше топлива, был существенно проще в техническом обслуживании, а также обладал пониженным уровнем шума, что позволяло ему летать в воздушном пространстве западной Европы.

Кроме этого, салон был просторнее и комфортнее, а производитель даже планировал внедрение персональных аудио/видео систем, то есть оснащение было бы на уровне современных европейских моделей. Но при этом вся машина собиралась полностью из отечественных комплектующих.

-3

Да, были у машины и слабые места. Двигатели располагались в хвостовой части, из-за чего в пустом самолете центр тяжести немного смещался, что несколько усложняло полет самолета при высокой турбулентности. Кроме того, для снабжения двигателей топливом требовалась более протяженная и мощная система трубопроводов.

А переносить двигатели под крыло означало бы вносить серьезные изменения в конструкцию как самого крыла, так и фюзеляжа в целом.

С другой стороны, данная компоновка в течение многих лет уже эксплуатировалась и показала себя с надежной стороны, и, более того, до сих пор применяется в бизнес-джетах, где крайне важно сохранять низкий уровень шума в салоне.

-4

Но пожалуй, ключевым моментом было то, что и переносить-то под крыло было нечего. Ведь двигателя на тот момент не было.

Да, в 2011 году компания «Мотор Сич» из одной страны планировала возрождение проекта, но затем об этом не могло быть и речи.

В 2012 году президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев намеревался всё-таки продлить жизнь Ту-334. Он сообщал, что тема Ту-334 не закрыта, и она будет изучаться инженерами.

-5

Но камнем преткновения стал именно двигатель, так как уже тогда стало ясно, что делегировать создание архиважного элемента самолета не совсем надежной стране неразумно, поэтому проект Ту-334 и остался в подвешенном состоянии. Да и примерно в то же время произошел отказ от среднемагистрального Ту-204, и унификация машин стала абсолютно бесполезным аргументом.

Но сейчас о самолете стали говорить все чаще и чаще.

Будет ли возрождение Ту-334 или же нет?

Идея о возрождении проекта Ту-334 была озвучена еще в марте 2022 года В. Поповым (генерал-майор, начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, заслуженный военный летчик России).

Вот его слова по этому поводу:

«Надо возродить Ту-334. Принять политическое решение — Путину прежде всего — и производство этого самолета восстановить. Физически. Он был испытан, получал в свое время сертификацию. Сейчас его нужно перевести на новые двигатели, заменить металл на углепластик, что у нас сейчас и делается».

Ну а двигатель уже, можно сказать, готов. И новым пламенным мотором может стать ПД-8, который уже будут ставить на SSJ-100 и Бе-200.

-6

Суперджет с ПД-8 уже взлетел, и вот уже перед нами сертифицированный и готовый к производству российский двигатель.

Также хочется отметить, что к нашим самолетам проявляет явный интерес Иран. Так что тот же Ту-334 мог вполне бы получить свой второй шанс и за пределами нашей необъятной Родины.

Ну что ж, как именно будут развиваться события, покажет время. Но шансы есть, и мы будем за всем этим следить с неприкрытым интересом.