Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Грубые ошибки Андрея Кураева о Библии

Оглавление

Я люблю периодически просматривать свежие выступления протодиакона Андрея Кураева, потому что он не подстраивается под православный мейнстрим и старается смотреть на актуальные проблемы под иным углом. Но несмотря на его мудрость, Кураев, по моим наблюдениям, довольно часто совершает ошибки, когда речь заходит о библейской текстологии. Конечно, это не умаляет интеллектуальных заслуг Кураева, однако он склонен руководствоваться апологетическими работами по библеистике, которые скорее ангажированы, чем объективны.

2 сентября вышел новый выпуск на канале "Серафим", где Кураев общался с молодыми людьми о православии, церкви, воспитании и библейских мифах. Серафим Сашлиев - интересный православный блогер, который делает замечательный контент по актуальным проблемам Русской православной церкви и христианства вообще. Всем советую посмотреть видео на моем канале, где я провожу с Серафимом интервью. В этой статье обсудим только ту часть выпуска, где Кураев рассуждает о мифах в Библии.

Контекст разговора

Один из участников разговора спросил Андрея Кураева о том, как быть с проблемой, что Библия - это всего лишь сборник древнееврейских мифов, точно такой же, как и мифы Древней Греции. В пример он привел различные параллели между Библией и языческими сюжетами.

Кураев ответил, что компаративистский подход (сравнительное религиоведение) очень интересен и полезен, однако Библия к нему не сводится, потому что в ней есть уникальные моменты, которых не найти в других мифологиях ближневосточных стран.

"Если мы скажем, что Ветхий Завет - это религия древнееврейского народа и точка, то в этом случае трудно объяснить лакуны, которые там есть, Молчание, надо заметить молчание, зоны тишины" - говорит Кураев.

Затем Кураев приводит аргументы:

1) В Ветхом Завете нет ни слова о том, что будет после смерти. И это при том, что древнееврейская история начинается в Египте, где эта тема очень важна: посмертный суд, взвешивание души. В Ветхом Завете не сказано даже о месте могилы Моисея, нет заупокойных молитв и обрядов. Сама идея загробного суда отсутствует в Ветхом Завете.

2) Отсутствие астральной мифологии и описания Земли.

3) Отсутствие мифологии власти. Например, в Книге Судей народ просит дать им царя, но Бог не одобряет их желание.

Эти три лакуны, считает Кураев, освободили мир Европы для поиска в этих направлениях: политический эксперимент и эксперимент научный (исследование неба, Земли и т.д.).

Дальше Кураев посоветовал прочесть книгу католического теолога Ханса Кюнга "Есть ли Бог?", где автор как раз освещает данные "лакуны".

Критика

Кураев очень любит говорить о превосходстве библейской космологии над языческой. С его точки зрения, в мире язычника каждое природное явление зависело от определенного бога. В Библии мир освобожден от божества и может функционировать сам по себе. Однако это спорное утверждение, учитывая то, что в средневековой культуре каждый природный феномен могли расценивать как божественное проявление (сигнал от бога).

Но не будем отвлекаться на старые тезисы Кураева, а перейдем к описанным выше.

Есть ли загробный суд в Ветхом Завете?

1) На самом деле в Ветхом Завете есть много слов о том, что будет после смерти. До периода Второго Храма в иудаизме доминировала идея, что после смерти люди попадают в одно и то же пространство, которое обозначено в Библии термином "шеол". Люди, независимо от заслуг, попадают в подземный мир и точка. Поэтому цель каждого человека - продлить свои дни в этом мире, продолжить род и завести приличное хозяйство.

То же самое мы наблюдаем в ранней древнегреческой мысли, где абсолютно все люди попадают в Аид (затем это слово перекочует в христианство и станет Адом). Были особые люди - герои, которые попадали к богам (Геракл), но это единицы. Забавно, но в библейской традиции такие люди тоже были - Илия, Енох и (возможно) Моисей.

Вознесение Илии на огненной колеснице
Вознесение Илии на огненной колеснице

Таким образом, библейский посмертный мир был ближе к эллинистической (древнегреческой) мифологии, а не к древнеегипетской. Смерть для обеих культур - великий уравнитель, который отправит праведников и нечестивцев в одно место - подземный мир. Даже в Септуагинте древнееврейские мудрецы перевели Шеол словом Аид (Гадес).

Если говорить о страшном суде, то Ветхий Завет также пестрит подобными идеями. В период Второго Храма возникает апокалиптическая литература с идеями о воскрешении мертвых и суде в конце времен. В библейских апокрифах об этом говорится очень подробно, но даже в канонических текстах Ветхого Завета можно обнаружить эти идеи:

"Многие из спящих в прахе земли проснутся: одни для вечной жизни, другие — на позор и вечное отвращение. Мудрые воссияют подобно сиянью небес, и те, кто ведет многих к праведности, — подобно звездам, — во веки и веки! Но ты, Даниил, скрой эти слова и запечатай свиток, пока не придут последние времена. Многие будут метаться из стороны в сторону, а знание будет умножаться". (Даниил 12:2-4)

В эллинистический период существовало два основных направления в иудаизме: саддукеи и фарисеи. Тот иудаизм, который в основном существует сегодня - это продолжение традиции фарисеев, которые верили в всеобщее воскрешение мертвых и судный день. Фарисеи в тот момент являлись революционной группой, они основывали свое вероучение на поздней иудейской традиции. Однако саддукеи были консерваторами: они не верили в жизнь после смерти и прочие нововведения фарисеев (которые затем отразились в том числе в христианстве).

Более того, в Ветхом Завете можно увидеть влияние древнеегипетской религии на представления о посмертном суде. В Книге Притч есть интересные строки о сердцах людей:

Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. (Притчи 21:1-2)

Как это так? Господь взвешивает сердца прямо как в суде Осириса? Это не единственный стих в Книге Притч, есть еще один:

Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий (ивритское "такан" - взвешивающий) сердца разве не знает? Наблюдающий над душою твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.

Таким образом, в Ветхом Завете есть как минимум три концепции о посмертной жизни и мире: шеол, суд над сердцем и всеобщий суд в конце времен.

Суд Осириса
Суд Осириса

Есть ли астральная мифология в Ветхом Завете?

2) Во-первых, в Библии есть подробное описание Земли, начиная с первой Книги Бытия. Об этом я писал в статье "Что сказано в Библии о форме Земли?"

Во-вторых, в Библии есть место астрологии. Достаточно вспомнить Вифлеемскую звезду, которая стала знаком для персидских звездочетов, что на "востоке" родился некий богочеловек по имени Иисус. Но это Новый Завет. Что же сказано в Ветхом?

Любопытным является стих в Книге Бытия 1:14:

И Бог сказал: «Да будут светила на небесном своде, чтобы отделять день от ночи, и пусть они служат знаками, чтобы различать времена, дни, и годы".

Этот отрывок можно проинтерпретировать в том числе астрологически, но прямого намека на астрологию нет. Идем дальше. Пророк Исаия высмеивал астрологов в 47 главе своей книги, но в то же время в Книге пророка Иеремии говорится о небесных знамениях:

"Так говорит Господь: – Не учитесь путям других народов, не бойтесь небесных знамений, которых другие народы боятся".

В Книге пророка Даниила (1:20 и 2:10) астрология рассматривается как способ познания действительности. В древних синагогах можно обнаружить зодиакальные символы. И таких примеров в Библии много, где астрология представлена как рабочая концепция.

Фреска Иисуса и знаком зодиака в Лесновском монастыре
Фреска Иисуса и знаком зодиака в Лесновском монастыре

Есть ли мифология власти в Ветхом Завете

3) В Новом Завете мифология власти безоговорочно есть, достаточно открыть Послание к Римлянам и 1-е послание Петра, где говорится о "власти от Бога".

Но что сказано в Ветхом Завете? Кураев под мифологией власти подразумевал то, что Библия не предлагает какой-либо рабочей концепции власти, которая должна быть установлена в настоящем. Однако это прямо противоречит историческим реалиям. Мы знаем, что фигура царя Давида, которой благоприятствовал Бог, является центральной в политической теологии Ветхого и Нового Завета. Мессия, который должен прийти - это царь, помазанник божий, и прийти он должен из рода царя Давида. Поэтому в евангелиях от Матфея и Луки делается акцент на родословной Иисуса и его "господстве". Поэтому в Европе долгие столетия существовал институт "помазанников божьих" в лице царей и императоров, которые одновременно могли занимать главенствующую должность в церкви.

Несмотря на ошибки Андрея Кураева по тексту Библии, всем советую посмотреть выпуск с ним на канале Серафима.

---

🌟Большие статьи без цензуры на Boosty: https://boosty.to/trickster.zen (подписка на Boosty дает много бонусов+поддержка автора)

⚡Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там я публикую анонсы будущих интервью, видеороликов и опубликованных статей, а также небольшие заметки (в том числе юмористические): https://t.me/religiontrickster