Найти тему

Аид - светлая сторона тёмного царя

Аид... Великий владыка мёртвых в мрачном подземном царстве, откуда нет никому выхода. Люди бояться даже произносить его имени вслух и при необходимости упоминают почти всегда иначе: просто «добрый советчик» или "гостеприимный". Правитель мира, который и у самих богов Олимпа вызывает отвращение, но таков ли он? Начнём сначала.

Царство печали и скорби, которого он сам не желал, досталось Аиду поневоле. Зевс, свергнув отца и перехватил власть в свои руки, решает разделить сферы правления между собой и братьями. Он забирает себе реальный мир, а Аиду дарует то, что находится под землёй. Последний не противится брату, он дорожит семейными связями и покорно принимает рок судьбы.

Итак, теперь Аид-царь! Очень богатый, окружённый золотом, различными драгоценностями и алмазами, но под землёй, и не обладающий ничем на её поверхности. Никто из людей не поклоняется ему, не возводит храмов, не возносит похвалы. И не смотря на то, что теперь его окружает несметное множество безобразных темных божеств, Аид очень одинок в своём мире. Но такой ли он кровожадный, как может показаться на первый взгляд?

Греческий бог мертвых и царь подземного мира Аид © Summer Zheng
Греческий бог мертвых и царь подземного мира Аид © Summer Zheng

Любопытно узнать, что вопреки стереотипному мнению, в Аиде нет ничего злого и дьявольского умысла. Он не есть смерть, как Танатос, и это не он жестоко терзает души людей, а Эринии. Он только управляет вверенным ему царством. Его беспощадность вынужденая, но в сердце он не тиран. Аид справедлив, прост и непоколебим в исполнении закона.

Всё время Аиду доводится проводить в своих владениях, окружённому стенаниями и ропотом, доносящимися из зловещего мрака, и только изредка он выбирается в верхний мир или на Олимп, чтобы просто подышать живым и свежим воздухом. Однажды, случилось ему мчаться на своей колеснице, как вдруг его взгляд упал на девушку неописуемой красоты, собирающую на лугу цветы. Звали её Персефона и была она не простой смертной, а дочерью Зевса и Деметры.

Сердце повелителя царства мертвых возгорелось, и он влюбился в неё! Каков правитель тьмы! И он мог бы легко просто похитить возлюбленную, но Аид был не таков. Немедленно он решается пойти к брату, чтобы "просить руки" его дочери, чем приводит оного в немалое замешательство. Владыка богов никак не может принять правильное решения. Поэтому решается на хитрость: «Я не могу ни отказать тебе, как не могу и дать согласие». Таков ответ слышит Аид. Тогда влюблённый возвращается в долину, надевает шлем, который делает его невидимым и похищает свою избранницу.

Йозеф Хейнц «Похищение Персефоны Аидом», 1598 год
Йозеф Хейнц «Похищение Персефоны Аидом», 1598 год

Тем временем, снедаемая беспокойством, что её дочь так долго не возвращается домой. Богиня Деметра пускается искать её, но никто не решается рассказать ей правду о случившемся. Молчат боги, люди и нимфы. На поиски обезумевшая мать тратит 9 дней и ночей. И лишь от Гелиоса узнаёт правду. Она требует вернуть Персефону, но Аид отказывается. Деметра бунтует и навсегда уходит из Олимпа. Вместе с этим по всей земле воцаряется жуткий голод. Гибнут растения, гниют плоды и люди не успевают собирать урожай.

Аид понимает, что если он не вернёт Персефону, может случиться непоправимое. Он даёт согласие на возвращение девушки, но только по закону. А как же иначе, он уважающий себя царь! Но Персефона уже вкусила "пищу мёртвых", а значит должна остаться в подземном царстве навсегда. Она съела семь гранатовых зёрен и тому есть свидетель. Деметра негодует и голод продолжается. Но всё же конфликт разрешается, и Аид идёт на уступку. Теперь Персефона должна часть года проводить на земле, рядом с матерью, а часть в подземных владениях. Вот по этой причине в месяца разлуки земля замерзает и не плодородит, как и в момент радостного воссоединения матери и дочери начинает буйно расцветать.

Удивительно, что Аид и Персефона оказываются очень хорошей парой. Персефона делается хорошей царицей и нежной супругой.

Но не только любовь, мудрость и справедливость были присущи тёмному царю. Снисходительность – ещё одна черта его характера, возносящая над всеми остальными богами Олимпа. Доказательством тому послужит печальная история судьбы Орфея, который пришёл добровольно в царство мертвых, чтобы просить его правителей вернуть ему жену Эвридику. Так получилось, что Эвридика умерла.

Питер Пауль Рубенс (и мастерская) «Орфей и Эвридика уходят из царства Аида», 1636 – 1637 года
Питер Пауль Рубенс (и мастерская) «Орфей и Эвридика уходят из царства Аида», 1636 – 1637 года

А возлюбленный, обезумев от горя, спустился вслед за ней. Чтобы расположить Аида он напоминает правителю о его собственной истории любви и растроганный Аид уступает музыканту, но при единственном условии, что будет соблюдён его закон. Эта легенда показывает такой многогранной личностью на самом деле являлся «владыка теней».

Он способен быть не равнодушным к красоте и любви, но в то же время остаётся жестоким повелителем и строгим исполнителем законов. Ведь смерть – это не ад, а забвение! Так бы сказал великий и мудрый, сильный и справедливый бог, выпавшего по жребию царства.