Помните эти таинственне портреты в кабинете литературы? Кто с них на вас смотрит? Гении, подарившие этому миру великие классические произведения, которые мы с таким трудом одолевали все летние каникулы. Ну и раз уж они такие великие, то и жили они, наверное, чинно и благородно, всегда со всеми здоровались и дружили. Ну конечно...
Конечно, нет. Все это такие же живые люди, как и мы с вами, что не отменяет, разумеется их гениальности, но и не делает святыми. Они тоже совершали ошибки, творили дичь, ссорились друг с другом. Например, Булгаков и Маяковский ненавидели друг друга изначально, Тургенев и Достоевский поссорились в процессе общения, а знаменитый токсик Бунин завидовал Набокову. Давайте поговорим о них подробнее.
Булгаков и Маяковский - творцы, которые входят в мой личный топчик, но как выяснилось, дружно уживаются они только в моей голове. Эти товарищи буквально ненавидели друг друга. Только не говорите, что между ними придётся выбирать… (вы бы, кстати, кого выбрали?)
Но если немножечко задуматься и вспомнить их обоих, то вполне себе понятно, почему им не суждено было стать лучшими друзьями. Булгаков - сдержанный врач в монокле, писал глубокие мистические произведения, высмеивал членов МАССОЛИТа, в семье в основном священники, а что касается политической позиции, то он никогда не выпячивал её, так как больше всего хотел, чтобы его произведения ставили на сцене, но все же в большей степени его причисляют к “белым”. А вот Маяковский - это ж просто пролетарский рупор. И плакаты рисовал, и буржуев высмеивал, и весь такой яркий, громкий, народный, что называется, и, между прочим, поэт-футурист.
Они были настолько разными, что им и ссориться не пришлось, они бесили друг друга ещё задолго до знакомства. Когда была допущена к постановке пьеса Булгакова «Дни Турбиных» в МХАТе, это ужасно разозлило Маяковского и он призывал людей игнорировать спектакли, а однажды даже явился на один, и демонстративно встал и вышел посреди мероприятия. Я, конечно, не пиарщик, но по-моему, он должен был этим ещё больше привлечь к внимание к произведению. Но Булгаков был стойким, хоть Маяк и продолжал его маскировать, а иногда и открыто высмеивать в своих произведениях. В своей пьесе “Клоп” он не постеснялся назвать фамилию Михаила Афанасьевича:
«Товарищ Березкина, вы стали жить воспоминаниями и заговорили непонятным языком. Сплошной словарь умерших слов… Бюрократизм, богоискательство, бублики, богема, Булгаков...».
Но в 20-х они-таки встретились лично. Это произошло в редакции, но, по словам очевидцев, ожидаемого конфликта не случилось. Маяк и Булгаков лишь обменялись безобидными шуточками, волосы на голове друг друга рвать не стали. Вся их вражда вообще выражалась лишь в творчестве, в жизни они могли даже мирно побеседовать в компании или поиграть в бильярд.
Позже у Михаила Булгакова начинаются серъёзные финансовые проблемы, плюс - многочисленные издевательства над его произведениями: их то разрешают, то снимают с постановок, то запрещают, что наталкивает его на мысли о самоубийстве. Однако Владимир Маяковский, который с цензурой проблем не имел, да и с возможностью попасть за границу в отличие от Булгакова - тоже, совершает это раньше - 14 апреля 1930 года. Казалось бы, это у Булгакова были проблемы, но Маяковский к тому времени тоже не ловил звёзд, к тому же знатно потрепал нервы с Лиличкой, а потом с Вероникой Полонской, с которой и повздорил в день самоубийства.
Говорят, что смерть Маяковского ужасно огорчила Булгакова. Но тогда это совсем не клеится с версией о том, что Булгаков отвёл особое место Владимиру Владимировичу в романе “Мастер и Маргарита”, замаскировав его образ в поэте Рюхине. В любом случае на самоубийство он так и не решился и умер только через 9 лет из-за болезни. За это время он как раз и успел написать одно из своих величайших произведений “Мастер и Маргарита”. В общем, конфликт конфликтом, а в какой-то степени можно даже предположить, что Маяковский спас знаменитый роман Булгакова, правда какой ценой...
Тургенев и Достоевский
Ой, ну казалось бы, такие оба сладкие пирожочки - чего ж они не поделили? А нет! Тургенев - тот ещё скандалист. Если бы Малахов существовал тогда, поверьте, этот товарищ там бы прописался: он умудрился поссориться с Некрасовым, Гончаровым, даже выбесил Толстого. Попал в этот список и Достоевский.
Начиналось всё очень мирно и дружелюбно. Достоевский и Тургенев познакомились в 1845 году, стали очень дружны, Фёдор Михайлович даже занимал у Ивана Сергеевича крупную сумму денег, после того как в очередной раз проигрался, и отдавал её 11 лет! 11 лет, Карл! Вы кому-нибудь занимали на 11 лет? Но есть и другая версия: Тургенев относился к тогда ещё только начинающему Достоевскому снисходительно, считал его хвастунишкой и сочинил с Некрасовым обидную эпиграмму:
«Рыцарь горестной фигуры! / Достоевский, юный пыщ, / На носу литературы / Ты вскочил, как яркий прыщ».
Да и денег занял не из добрых побуждений, а как жест того, что у него они есть, и вместо ста таллеров дал пятьдесят. Но про 11 лет правда.
Ну а рассорили их окончательно идеи и убеждения. Вспомните, как Достоевский поддерживал монархию после 4 лет каторги, и как много у него христианских мотивов в произведениях. С этим никак не мог смириться Иван Тургенев, будучи ярым атеистом и западником.
В 1867 году идейные разногласия переросли в подколы и высмеивания творчества. Тургенев злобно обзывал роман Достоевского «Преступление и наказание», на что Достоевский (не стал мелочиться) выставил его полным идиотом в своём романе “Бесы”. Если вы помните, был там такой литературный деятель Кармазинов - писклявый, тщеславный и нафталиновый.
Достоевский оказался более изящным в этом конфликте, он же и попытался помириться первым, он публично отметил одну из героинь Тургенева, но Иван Сергеевич не отреагировал на это. Даже после смерти Достоевского он не смягчил своего отношения к нему, продолжал распускать слухи.
Бунин и Набоков
Бунина мы знаем как талантливого прозаика и...как мастера тонких оскорблений. От него получили многие: Горький (чудовищный графоман), Маяковский всё тот же (циничный и вредный слуга советского людоедства), Волошин (толстый и кудрявый эстет), Есенин (проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой).
Возможно этим он привлёк Владимира Набокова, который только “под стол ходил” в плане литературы, когда Иван Бунин уже раздавал всем “лещей”, ну и писал прекрасные произведения, конечно. Но нет, будем думать, что Набокову нравилось творчество Бунина. В общем, юный Володя пишет письмо своему кумиру с просьбой оценить его стихи. И Бунин даже похвалил начинающего поэта, сдержанно, разумеется. Набоков рос и развивался, как литературная величина, постепенно он обрёл свой неповторимый стиль, а с ним и толпу поклонников, и до Бунина дошли слухи, что Набокова считают чуть ли не единственным его конкурентом.
Это жутко взбесило писателя, он не желал мириться с тем, что его может кто-то затмить. Когда же два гения встретились лично, случилось нечто необычное. Набоков, который, как на ясно солнышко когда-то смотрел на Бунина и считал его кумиром, разочаровался в нём, тот оказался ему совершенно неинтересен. Он уже без стеснения смеялся над ним, в одном из писем написал, что Бунин стал похожим на «старую тощую черепаху…”. Конечно, Бунин такого отношения стерпеть не мог, в ответ называл Набокова «шутом гороховым», мошенником и словоблудом, а позже стал вообще отрицать факт их личной встречи.
Вот такие были наши классики непростые. А про какие литературные конфликты знаете вы?